Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
[ свернуть / развернуть всё ]
Шаг в будущее. Введение. 3 - Зачем учиться у природы?   (Эйвина)  
Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь внимание человека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа.
Никола Тесла


Природа – это лучшая и объективнейшая учительница при решении самых трудных вопросов науки.
В.В.Докучаев


Просторный зал, освещенный косыми лучами солнца. С потолка свешиваются на волнистые деревянные стены ветви растений. На стене – экран, по которому бегают тонкие, изящные узоры. Играет тихая торжественная музыка. На сцене – довольно солидного вида пожилой жук (мы уже знаем, что это – профессор Жужелка).

- Сегодня, - сказал он, обращаясь к залу, - очень важный день. Наш Институт существует уже давно. С тех пор, как мы впервые наладили связь между двумя мирами, прошло не одно десятилетие. И всё это время вы проводим исследования в той области, которую называем «наукой-лишайником» за её «симбиотический» подход к применению полученных знаний. Это – нелёгкая работа. Нам нужны вдохновлённые, любопытные, молодые специалисты, готовые и дальше познавать тайны Природы. Поэтому сегодня, сейчас, прошу представить вам нашего нового директора!..

На сцену вышла бабочка с ярко-синими крыльями.

- Неужели Морфо? – забормотали в зале.

Бабочка взяла микрофон и заговорила:

- Рада видеть вас здесь. Руководить нашим Институтом – большая честь для меня. Возможности «науки-лишайника» поистине безграничны и способны менять целые миры. И я постараюсь, чтобы наша работа продолжалась и дальше. Сейчас я хочу рассказать о том, что именно подтолкнуло цивилизацию к созданию этой науки в том виде, в котором она известна нам и, возможно, существует в мире людей.

***


Еще с глубокой древности человек стал присматриваться к природе в поисках новых идей. Конечно, невозможно сказать наверняка, что первые орудия труда были «вдохновлены» зубами хищных зверей, плуг – когтями роющих животных, а вёсла – лапками жука-гребляка, но мы точно знаем, что древние люди были наблюдательны, хорошо знали живущих рядом с ними животных и «учились» у них. Первые достоверные примеры «заимствования» технологий у природы датируются 400 гг. до н.э. Древнегреческий ученый-философ Демокрит писал: «От животных мы путём подражания научились важнейшим делам. Мы - ученики паука в ткацком ремесле и ученики ласточки в построении жилищ». Во времена античности и в последующие несколько веков были «позаимствованы» у природы основные архитектурные формы, – колонны, арки, купола, - вдохновлённые стволами, ветвями и плодами растений; был открыт секрет изготовления бумаги, «подсмотренный» китайскими мастерами у ос и многое, многое другое, возможно утерянное в реке времени.

В эпоху Возрождения (а после неё – во времена Промышленной революции) произошел подъем в развитии наук, что обернулось целым калейдоскопом открытий и изобретений, связанных с наблюдениями за природой. Многие вещи, созданные или придуманные в этот период времени, - будь то летательные аппараты гениального творца Леонардо да Винчи, напоминающие по своим очертаниям птиц и летучих мышей или невиданные ранее сооружения вроде Хрустального дворца или Эйфелевой башни, - были разработаны на основе увиденных в природе «конструкций».

Несмотря на то, что «заимствование» идей и технологий у природы насчитывало уже многовековую историю, до сих пор не существовало системы, способной объединить эти открытия. Большинство наук, - физика, химия, биология, технические науки, - находились в жёстких рамках и развивались отдельно друг от друга, не перекликаясь между собой. Более широкого, всеохватного направления еще не существовало.

Учёные стали понимать, что некоторые вопросы крайне затруднительно решать в условиях узкой специализации и «разграничения» между естественными и техническими науками. В 1960-м году в американском городе Дайтон состоялась научная конференция под названием «Живые прототипы – ключ к новым технологиям». Именно тогда и появилась новая наука под названием бионика (биология + техника), которая должна была объединить знания из разных областей. Официальное определение бионики звучит так:

«Бионика — это наука, изучающая принципы организации и функционирования биологических систем, исследующая процессы преобразования энергии и информации, переработки веществ в живых организмах и экосистемах с целью применения полученных знаний для коренного усовершенствования существующих и создания принципиально новых машин, приборов, механизмов, строительных конструкций и технологических процессов»,

то есть, изучение природы с целью «копирования» её форм для создания новых технологий стало систематизированным. Бионика возникла на пересечении множества наук.

Благодаря исследованиям в области бионики появились точные навигационные и метеорологические приборы, землеройные машины, способы передачи и воспроизведения информации и многое другое. Сейчас многие изобретения уже крепко вошли в повседневную жизнь и не кажутся чем-то удивительным…

Внезапно в зале потемнело, экран погас, заиграла тревожная музыка.

…Однако, - продолжила Морфо дрожащим голосом. - создавая новые технологии, человек впоследствии начал уже не перенимать опыт природы, а искажать его. Многие «бионические» изобретения не были до конца идентичны своим прототипам. Скорее, на базе знаний о строении природных объектов создавались искусственные системы, очень далёкие по своей сути от тех, которые можно наблюдать в природе. Более того, эмблема новой науки бионики (скальпель и паяльник, соединённые знаком интеграла) как бы намекала на «насильственный» путь получения знаний из природы – не это ли первый шаг к «разрыву» с ней?

Следующим шагом стало преобразование, или, как это называли в то время, «покорение» природы. Вооружившись мощной техникой, люди решили, будто они вправе решать, как должна, по их мнению, выглядеть и работать природа и начали изменять её. Они стали вырубать леса, распахивать бескрайние степи, осушать болота, спрямлять реки и срывать целые горы. С одной стороны, ничего противоестественного в этом будто бы нет – каждое живое существо изменяет среду своего обитания и подстраивает её под себя. Однако человек порой действовал безрассудно, и, вместо того, чтобы делать окружающую его среду лучше и безопаснее, невольно разрушал её. Люди овладели огромной силой, но не смогли её контролировать…

Двадцатый век ознаменовался не только прорывом в развитии науки, техники и промышленности, но и обострением так называемых «экологических» проблем. Загрязнение среды ядовитыми веществами, изменение до неузнаваемости многих природных ландшафтов, всё большее истощение запасов природных ресурсов, – вот лишь немногие последствия необдуманного «покорения» природы.

Люди, не сумев совладать с мощью, оказавшейся в их руках, наломали немало дров, и чем дальше, тем более явственным становится тот факт, что прогресс (точнее, его тёмная сторона) в том виде, каким он стал, обернулся против человека. В погоне за технологиями люди не заметили, что значительная их доля оказалась направлена на разрывание важных природных связей, что ставит под угрозу гибели всю цивилизацию.

Сейчас многие призывают признать прогресс злом и отказаться от него. Это не только неправильно, но и невозможно! Его нельзя ни отрицать, ни повернуть вспять. Сам по себе, прогресс подобен дороге со множеством развилок, ведущих в будущее. Часть из них идёт по пути дальнейшего вторжения мира людей в мир природы, их хаотическому столкновению и ведёт Землю к катастрофе. Другие же идут в бок от этого пути, вновь «уравновешиваясь» с Природой, и ведут в совершенно иной вариант будущего – такой, где человеческое общество научилось жить в гармонии с окружающим миром и развивается, не противореча ему. Какой путь выберут люди, зависит от них самих.

Сейчас на человека легла ответственность за судьбу всей планеты. Почти все возникшие проблемы – это результат непоследовательного и чересчур одностороннего развития прогресса. Пытаясь достичь небывалых высот в одних областях, люди совсем забывают про другие, очень часто более важные, или не замечают на фоне этого маленькие еще угрозы. Может быть, стоит прекратить гонку за невозможным и пока ненужным?

Владимир Вернадский сказал однажды, что «знания должны развиваться не по наукам, а по проблемам». Это значит, что в первую очередь должны решаться вопросы, которые в настоящее время стоят наиболее остро, - сейчас это вопросы, связанные с восстановлением равновесия между миром человека и миром природы. Также Вернадский считал, что, несмотря на огромную мощь техники, человек всё еще неразрывно прикован к природе, поэтому он «как и всё живое, может мыслить и действовать только в области жизни, в окружающей его биосфере, с которой он связан невидимыми нитями» и не должен даже пытаться заставить природу жить по его законам. Иначе – жди беды…

Жизнь на Земле существует уже 3,8 миллиарда лет. За это время у живых существ, от самых крошечных козявочек до гигантских деревьев, выработались совершенные механизмы приспособления и поддержания равновесия. Они создают структуры, обладающие наибольшей прочностью при наименьших затратах материала. Они не образую отходов, которые было бы невозможно использовать заново и не растрачивают энергию попусту. Почему бы людям не присмотреться к таким «чудесам» природы внимательнее и не научиться у них всему этому?

В последние десятилетия усилился интерес к формам, структурам и процессам, встречающимся в природе и возможности их применения для решения наиболее острых проблем. Это говорит о том, что прямо на наших глазах вновь зарождается новая наука – наследница бионики, но уже учитывающая «требования» природы. Можно сказать, сейчас происходит формирование симбиоза между техникой и природой.

Вспомним лишайники - их составные части (гриб и водоросль) объединились, чтобы выжить в экстремальных условиях. Учёные считают, что почти все формы симбиоза возникли в кризисные периоды истории нашей планеты. Трудности, с которыми столкнулось современное общество – это не только угроза. Сложное время – это и время перемен. Это время новых идей и открытий, время поиска новых путей и решений. На протяжении всей своей истории жизнь на Земле переживала немало кризисов, и каждый раз живые существа были вынуждены выдумывать новые способы выживания в изменившемся мире. И им это удавалось – всё живёт, всё совершенствуется, всё процветает.

Если Природа была способна адаптироваться к кризисам и побеждать их, то может ли человек сделать то же? И может быть, стоит действовать подобно лишайнику – не делать бесплодные попытки решить свои проблемы самостоятельно, а «обратиться за помощью»?

Ответ очевиден – люди не только могут, но и должны сейчас «прислушаться» к «голосу» природы. Вновь зарождаются смелые идеи возможного прекрасного Будущего. Вновь множества наук сливаются в одну. Подобно тому, как XIX век был веком пара, а XX – веком атома, космоса и электроники, XXI век должен будет стать веком биомиметических инноваций: временем, когда решающую роль будут играть технологии, «подсказанные» Природой – самым опытным и совершенным учителем.
Опубликовано: 10/06/24, 13:12 | mod 10/06/24, 13:12 | Просмотров: 45 | Комментариев: 3
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (3):   

Здравствуйте, Эйвина:)
довольно интересно написано... прочитал я...
не могу только это назвать "Фантастической прозой":)))
это больше даже статья, на мой взгляд:)
ну да, элементы есть, конечно, но так... они только ширма по сути...
а в целом - интересные мысли о прогресе и науках...
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (10/06/24 13:45)    

Спасибо!  respect (фух, ну хоть кому-то понравилось... unsure )

Ну да, конкретно в этом эпизоде фантастики мало... А категории "Научно-популярная проза" у нас нет :P

Хотя... вот эта "новая наука" - пока что и не наука вовсе, а лишь фантазии на тему, значит доля фантастичности всё-таки есть
Эйвина   (10/06/24 14:20)    

Здравствуйте, Эйвина:))
да уж... "Научно-популярная проза"... нет у нас такой рубрики, да:))
но, думаю, она будет очень непопулярна для публикации...
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (23/06/24 05:18)