Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Пьесы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Вчера в ...имске (комедия в 4 картинах)   (Милана_Секоненко)  
ЦАРЕВНА,18л,7ая дочь царя Гороха
МИХАЛЫЧ,48л,столяр-самоучка.На левой руке не хватает 2 пальцев
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА,76 лет,пенсионерка.Плохо слышит
МАДАМ ЭЛЕОНОРА,52года,гадалка.Носит с собой колоду карт с 5 тузами
КАРЛИК ФЕОФАН,123 см,неопределённого возраста и занятий
ПОПУГАЙ ФЛИНТ,276 лет, говорит слово "золото" на 40 языках
САН САНЫЧ,40л,актёр провинциального и погорелого театров
ДУСЯ,16л,цветочница.Весёлая дурнушка

Картина 1
Поздний вечер. Станция ж/дороги между провинциальными городами. Зал ожидания. В кассе Варвара Варваровна. Вдоль рампы перрон. Дуся сидит под открытым окном станции на скамейке, рядом желтые цветы в ведре.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Последний поезд, домой собираться. Дуся, заканчивай, некому цветы продавать, кабачки раздарила. Книги надо читать, ты тут торчишь. Не пятница, поезд пустой.
ДУСЯ. Варвара Варваровна, отцу хочу помочь, пока работу ищет.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Что говоришь?
ДУСЯ. Ухожу уже!
Появляется гадалка, за ней карлик несет прикрытую шалью клетку. Входят в зал ожидания, идут к окошку кассы.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. До города 2 взрослых.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. До какой станции едете?
ДУСЯ. кричит в окно До города 2 взрослых!
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Второй пассажир когда подойдет? Скоро поезд!
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Здесь он.
Карлик встает на цыпочки.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Детям льгот нет, каникулы.
КАРЛИК ФЕОФАН. Я не ребенок.
ПОПУГАЙ ФЛИНТ. из-под шали громко Золото, а не ребенок! скороговоркой Золото, голд, ор, кым, аурум...
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Тебя кто спрашивал? Вечно невпопад трещишь!
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Дама, льгот школьникам нет!
ДУСЯ. громко Второй не ребенок, карлик. У них большая клетка.
Варвара Варваровна встает, рассматривает Феофана, видит клетку.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Положено брать билет на животное!
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Какое животное? Попугай. Хотя он ТО еще животное!
Звонит телефон.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Диспетчерская, авария? До утра простоит? Пассажиры, поезд дальше не пойдет, товарняк сошел с рельсов. Брать билеты будете? Касса закрывается!

Картина 2
Стук колес. Высвечивается рампа, вагон - ряд стульев. На крайних дремлют два пассажира. Около одного чемодан. Объявление: "На станции ...имск длительная остановка. Авария. Время окончания ремонтных работ неизвестно". Пассажиры просыпаются.
САН САНЫЧ. Вот незадача, ночь на полустанке провести.
МИХАЛЫЧ. Вы дальше? Вместе на вокзале сели, помню. Значит, от города до города путешествуете?
САН САНЫЧ. Путешествую! Работаю... То тут, то там.
МИХАЛЫЧ. Что за работа?
САН САНЫЧ. Где роль могу по контракту получить, туда и еду.
МИХАЛЫЧ. Артист? В кино снимались? Лицо знакомое.
САН САНЫЧ. Педагогический колледж только закончил. Жизнь так сложилась. В сериалах играл, роли без слов, правда. Вы из этих краев? В больницу ездили? Кисть капитально перевязана.
МИХАЛЫЧ. Работу искал, в поселке теперь от меня мало пользы. Столяр я, всю жизнь мебель делал. Зазевался на старости лет, в станок попал, теперь большого с указательным как не бывало. Мастерская хорошая, оборудована всем, чем можно. Думал до смерти столяркой заниматься, теперь кому это все? С культей только могу гвоздь криво забить.
САН САНЫЧ. Сыновей нет, дело передать?
МИХАЛЫЧ. Хе, восемь дочек у меня. Шесть старших замужем, разъехались, остались младшие.
САН САНЫЧ. Восемь? Да, настрогали девиц! Столяр! Мастер!
МИХАЛЫЧ. Да нет. Женился рано. Сначала двойня. Потом парня захотел. Тройня! Потом опять девчонка! Несколько лет прошло. И опять девка, а через два года последняя. Восемь! Так и прожил в бабьем царстве. Хорошо, мастерская под рукой, спрятаться недолго. Фамилия, как назло, Горохов, и ростом мал. Как выходили куда все вместе, кругом смех: Царь Горох с царевнами! А девчонки красавицы, в мать. Старшая, из двух, что с нами остались, все у зеркала сидит. Так и зовем: Царевна. А младшая гордо в меня внешностью, а сноровкой в обоих пошла. Старается матери помочь, урожай вырастила на 10 ртов, а нас 4.
САН САНЫЧ. Так может, к Вашему делу приспособить?
МИХАЛЫЧ. Куда там! В актрисы хочет. Кружок театральный прекрасный был. Семейная пара вела, предложение им выгодное поступило, молодые, перспективные, уехали. Клуб пустует. Раньше, что ни праздник, то спектакль, весь поселок приходил, мест не хватало, на полу сидели. Квартиру служебную выделили, кота завели. Уехали, а кота бросили. К бывшей учительнице прибился.
САН САНЫЧ. А что, квартира пустует?
МИХАЛЫЧ. Да, и не одна. Заинтересовались? Подумайте, может завклубом пойдете. Кружок возродите для молодежи. Моя первая придет!

Картина 3
Мадам Элеонора с Феофаном на скамейке. Клетка под лавкой рядом с ведром. Варвара Варваровна закрывает окно, затем прибирается в кассе. Дуся помогает, потом идет подметать зал, позже - перрон. Шаль сползает с клетки, попугай видит цветы.
ПОПУГАЙ ФЛИНТ. Золото...
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. отыскивает в кармане монету, кидает попугаю, тот замолкает Чтоб подавился! Медь от золота отличить не можешь. Специалист!
ДУСЯ. Первый раз такого большого попугая вижу. Смешной. Как монетки перекладывает с места на место.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Девонька, красавица, давай погадаю! Что было, что будет расскажу, жениха покажу!
Гадалка подходит к Дусе, вынимает карты. В дверях появляется Варвара Варваровна.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Пассажир, билет купили, ждите поезд. Нечего к девочке с глупостями приставать. Отойдите!
Гадалка отходит. Варвара Варваровна смотрит на попугая.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Что облезлый такой, не кормят? Варвары! исподлобья смотрит на Элеонору, уходит в кассу
ДУСЯ. Сколько ему может быть лет?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Примерно, как вашей кассирше. Почти 300. Как начнет на 40 языках орать, шалью закрою, права качает до хрипоты. Долгожитель!
ДУСЯ. Откуда он у Вас?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Феофану подкинули. Утром пошел на работу, ему подарок под дверью: ржавая клетка с птичкой!
ДУСЯ. Домой возвращаетесь?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Да какой там дом. В бараке комната. Феофана приютила, детдомовский. Власти городские однушку выделили, криминальные обманули, ни с чем оставили. Мыкался, пока в электричке не подобрала вместе с этим животным. Житья от него нет! А Феофан вон какую клетку смастерил. Золотые руки!
ПОПУГАЙ ФЛИНТ. Золото... карлик поправляет шаль, попугай замолкает
ДУСЯ. А здесь у вас друзья, знакомые?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Нет у нас друзей. Ездили на автобусе документы восстанавливать, обратно по железной дороге хотели вернуться. Инвалидность оформим, а мне сопровождение.
С недовольным лицом появляется Царевна.
ЦАРЕВНА. Давно дома должна быть, мама за тобой послала, а только сериал начался!
ДУСЯ. Отца дождусь, вместе вернемся.
ЦАРЕВНА. Сам дойдет. Не малый, не старый!
Дуся, подметая, перемещается на другой конец перрона к клумбе, выдергивает сорняки, поправляет штакетник.
ЦАРЕВНА. Упрямая!

Картина 4
Объявление: "Уважаемые пассажиры, электропоезд прибывает на станцию...имск, отправление задерживается, за 5 минут до отправления будет объявлено об отправке состава". Звук остановившегося поезда. В окне кассы ваза с цветами. Карлик стоит у рампы, в руках клетка. Элеонора ходит туда-сюда. Дуся собирает сорняки в ведро, Царевна делает сэлфи. Варвара Варваровна подходит к попугаю, кормит.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. карлику Пойдем в электричку? Варваре Варваровне Гражданка, не кормите птицу! Ей еще жить да жить!
ДУСЯ. Варвара Варламовна - учительница биологии. У нее ворона живет. Скворца вылечила, улетел. Папка!
Появляется Михалыч, за ним Сан Саныч.
МИХАЛЫЧ. А вот и мои красавицы! Царевночка, много лайков получила? Дусенька, опять мать заставляешь нервничать. Варвара Варваровна, спасибо, за дочкой присматриваете. Вот мои чада. Одна любую роль сыграет, споет, спляшет; другая царевну на троне изобразит, лишь бы в сеть снимок выложить. Варвара Варламовна - моя учительница, на пенсии, домик в 2 шагах, выручает кассирш.
Сан Саныч улыбается, кланяется учительнице. Михалыч обращает внимание на пассажиров.
МИХАЛЫЧ. Здравствуйте!
Гадалка кивает,идет к поезду, за ней Феофан тащит клетку. Сан Саныч хочет помочь сесть карлику в поезд, останавливается в изумлении.
САН САНЫЧ. Элеонора, какая встреча! Вы ли это! Что за наряд! Из образа не вышли? Михалыч, мы с Элеонорой не в одном театре служили. Что за мальчик, внучок?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Давно не виделись, Саня. Смотрю, шуточки при тебе остались, как и брюшко. Я в творческом простое, на инженю не берут, а старух сама не готова. Для таких внуков я тоже молода!
САН САНЫЧ. Не хотел обидеть. Откуда, куда? Вижу, жизнь не пощадила, но Вы и в этом образе не пропадете, небось, в колоде 5 тузов?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Как в воду глядишь. По делу ездили. Ты как в этих местах оказался, неужто здесь театр открыли?
САН САНЫЧ. Не смейтесь, почти угадали. Клуб с вакансиями. Творческой молодежи много, лишь бы она была, а тут есть. Квартиры предлагают. Не хотите вместе стариной тряхнуть? Ставили с Вами спектакль, когда режиссер запил. Не замахнуться ли нам на Вампилова, Шекспир подождет! Я от Васеньки до роли Сарафанова дожил. Вас помню в роли Макарской.
Сан Саныч и Элеонора не спеша отходят в сторону, о чем-то разговаривают. На лавочке Дуся переплетает косу Царевне, девушки переговариваются, смеются. Карлик на перроне. Михалыч и Варвара Варваровна на скамейке.
МИХАЛЫЧ. Мальчик, иди к нам!
КАРЛИК ФЕОФАН. Я не мальчик.
МИХАЛЫЧ. А кто ты?
КАРЛИК ФЕОФАН. Взрослый мужчина.
Карлик подходит к скамейке. Михалыч присматривается, смущается.
МИХАЛЫЧ. Извините, вижу.
Варвара Варваровна приподнимает шаль, разглядывает клетку, встает, отпирает дверь станции, уходит внутрь. Михалыч, не обращая внимания на попугая, с изумлением разглядывает клетку.
МИХАЛЫЧ. Боже, искусная работа! Деревянное кружево! Легкая какая. Кто мастер?
ФЕОФАН. Я!
МИХАЛЫЧ. Да ну!? Золотые руки!
Попугай начинает орать скороговорку. Возвращается Варвара Варваровна с леечкой. Присев на скамейку, льет воду в поилку. Попугай успокаивается.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. Варвары! Не только не докармливают, так еще и не поят!
Возвращаются Сан Саныч и Элеонора.
САН САНЫЧ. Михалыч, познакомьтесь, Элеонора Викторовна, актриса, помощник завклуба, уговорил осесть в ваших местах. Вместе попробуем культуру возрождать, сработаемся!
МАДАМ ЭЛЕОНОРА. Феофан, ты с нами? И тебе дело найдется, декорации хоть сколачивать. Может, художником-оформителем возьмут.
МИХАЛЫЧ. Сколачивать, скажете! Работа в руках горит! Мал золотник, да дорог!
Попугай опять начинает перечислять.
ВСЕ. кроме Варвары Варваровны Михалыч, папа! Выбирайте, выбирай слова!
МИХАЛЫЧ. Феофан, пойдем ко мне жить, мастерскую отдам, старшим сыном будешь!
ФЕОФАН. басит Каким еще сыном?!
МИХАЛЫЧ. Ну, младшим братом.
ЦАРЕВНА и ДУСЯ. Только без попугая!
МИХАЛЫЧ. Варвара Варваровна, возьмете на постой птичку?
Варвара Варваровна берет клетку. Все, попрощавшись с ней, уходят, смеясь и переговариваясь.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА. снимает с клетки шаль, накидывает на плечи, поднимает клетку, идет в другую сторону Голодом заморили! Варвары! Пойдем, золотце!
ПОПУГАЙ ФЛИНТ. Золото, голд, ор, кым, аурум, злато, окро, оро, золата, алтын, ар, ауксас, алт, злото, аур, тилло, зарни, олтин, култа, ылтан, кулд, кин...

Занавес
Опубликовано: 27/07/21, 17:56 | mod 27/07/21, 17:56 | Просмотров: 287 | Комментариев: 15
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (15):   

Интересная пьеса, зачитался. Только по отчеству не понял - Варваровна. А в четвёртой картине Дуся произносит: Варвара Варламовна - учительница биологии. Далее снова Варваровна.
А попугай оказался полиглотом, я столько значений слова золото и не знал. ;-)
КэП   (18/02/23 13:49)    

Спасибо, Алексей! Не верится, что кто-то еще взялся прочесть пьесу:) это труднее, чем сказку или рассказ.
У Алекера был конкурс пьес. Мой первый опыт. Пока последний. Скамейка не считается, это монопьеса.
Воспоминания весёлые остались, хотя тяжеловато шло. Но интересно, что герои были заданы Алекером. Нужно было выбрать из списка трёх, кажется. А я решила всех:)
Спасибо, за внимательность. Стала вспоминать, почему Варламовна. Обычно я дружу с логикой:) точно не помню.
Но сейчас рассуждаю так: Дуся, как бывшая ученица, называет учительницу именем с правильным отчеством. А Варваровна это как прижившееся прозвище.
Алексей, я потом обязательно перечитаю весь текст и подумаю над Вашим замечанием.
Удачи Вам в творчестве!
Милана_Секоненко   (18/02/23 14:22)    

Вообще, пьесы неинтересны обычным читателям. В них нет описаний, только диалоги и действия. Почему я заинтересовался? Лет тридцать назад я играл (это, конечно, громко сказано!) в двух спектаклях и, соответственно, знаю, что такое пьеса. Последнее время меня тянет к "игровому кино" (не со стороны зрителя, а со стороны создателя), поэтому мне и интересны пьесы.
КэП   (18/02/23 14:47)    

У нас есть общее кроме фантастики:) сцена:)
С 10 до 14 лет я выступала в оперных и балетных спектаклях на сцене одного из театров России. Это было очень давно, это были либо танец, либо представление без слов; пантомима, скорее: например, в 1 акте Евгения Онегина – девочки гуляют в Летнем саду:))
Милана_Секоненко   (18/02/23 15:36)    

Милана, удивила:)
Очень интересно!
Наталья_Сафронова   (01/08/21 10:13)    

Спасибо, Наташа.
У Алекера был прошлым летом конкурс. Персонажи были им даны. Нужно было выбрать несколько, я выбрала – всех; это мой "пунктик" smile
Правда, текст пришлось нещадно резать, чтобы уложиться в 5000. До сих пор не нашла времени восстановить.
Милана_Секоненко   (01/08/21 10:22)    

по поводу количества персонажей - я и вправду все время возвращалась к действующим лицам, смотрела, кто есть кто. но для вокзала - нормально много персонажей.

мне даже капельку жаль было, что все оформилось в итоге в законченный сюжет, хотя это правильно.  я очень люблю беглые зарисовки, бессюжетные, когда есть только намеки на сюжеты.  как и со скамейкой, там идеальная возможность для бессюжетной зарисовки, но тут уж как текст ляжет, конечно.  это только обратная связь от меня:)

по поводу конкретно этой пьесы. это сюжет для короткометражки, мне кажется. сценарий фильма.  сцены для театра слишком короткие, наверное, и нет конфликта.  либо пьеса для чтения. 

при таком небольшом объеме и множестве персонажей - характеры получились.
Наталья_Сафронова   (01/08/21 10:35)    

Я поэтому и выбрала вокзал: где еще одновременно можно встретить столько колоритных персонажей.
Я, напротив, "вижу", как можно было бы поставить в театре. С мизансценами, минут на 20-30 можно было бы растянуть на один полноценный акт. И мне кажется, что там было бы, что играть. И юмор есть, опять же – для меня. У меня уже и декорации все в голове и свет на сцене:))
Милана_Секоненко   (01/08/21 11:39)    

предложи пьесу театру, попробуй, вдруг получится.  если с зарисовками декораций - еще лучше. вдруг режиссер тоже "увидит" ее?
мне нравится здесь вот этот намек на возможность сказки.
Наталья_Сафронова   (01/08/21 11:43)    

По-моему, это что-то несбыточное...

Наверное, ты заметила аллюзии на две пьесы Вампилова.
Я обожаю Вампилова, особенно его пьесу Старший сын.
А фильм... режиссер Мельников, Леонов, Егорова, Караченцов, Крючкова, Боярский и "Васенька", а в последней сцене мощно – Рахманинов. До слез каждый раз smile
Милана_Секоненко   (01/08/21 12:13)    

я тоже люблю "Старший сын":)
но не скажу, что заметила хоть какой-то отсыл к Вампилову.
обретение сына и брата - но вот Вампилов не вспоминался.
Наталья_Сафронова   (01/08/21 12:21)    

А он целенаправленно был, и сейчас остается: Старший сын и Прошлым летом в Чулимске.
Не видишь этого, так это и хорошо: значит, более-менее самостоятельно получилось.
Я вот заканчиваю всё сказку Два перышка. Про твоё Перышко вспоминаю. Но у меня название свое, с прошлого лета.
Милана_Секоненко   (01/08/21 15:09)    

Когда написала свою "Шуструю", удивлялась, что в ней не узнают "Обломова", даже спрашивала - у нашего режиссера, например: "Узнаете?" Не узнавали. А я писала своего "Обломова".  Сознательно. А бессознательно я, может, всегда его пишу:)  Я думаю, что наше родное любимое так или иначе сказывается, прорывается, дописывается во всех наших текстах. Но это не аллюзии на тему...  Это наше размышление над той реальностью, которую мы проживаем наблюдаем чувствуем.
Наталья_Сафронова   (01/08/21 20:04)    

Помню, помню эту пьесу smile
Милана, а понравилось пьесы писать? wink
Aleker   (30/07/21 17:29)    

Помню, Алексей, мучения свои.
Надеюсь, что больше не придется сочинять smile
Милана_Секоненко   (30/07/21 17:40)