1. ШТАРИК
По лестнице, ведущей с первого этажа на второй в учебном корпусе мореходного училища, был слышен топот множества пар тяжёлых рабочих ботинок, именуемых курсантами "гадами" (производное от "говнодавы"). Это пятая рота бегом устремлялась к аудиториям, каждая группа - к своей, расположенным на втором этаже.
По лестницам, которые здесь именовали "трапами", командиры обязывали курсантов перемещаться только таким образом, что вначале несколько удивило первокурсника Вадима Корнеева: в школе, наоборот, учителя ругали школьников, если кто-то вдруг припускал бегом по школьной лестнице. А здесь вот такой порядок: по трапам - только бегом! Хотя сами преподы, конечно же, несли себя по этим трапам не спеша и с достоинством.
Сегодня 21-я группа Вадима спешила на первый свой урок мореходной астрономии.
Вот курсанты расселись на облюбованные ими места в аудитории, выложив на чёрные столы тетради, в ожидании звонка, болтая между собой о том о сём, пока не прозвенел звонок и в аудиторию вошёл преподаватель, выглядевший стариком лет 70, среднего роста с негустым седым ёжиком на голове и выдающейся вперёд нижней челюстью.
Курсанты встали, дежурный отдал рапорт, преподаватель поздоровался и предложил всем сесть.
Затем, подойдя к преподавательскому столу и слегка опираясь на фанерную кафедру, располагавшуюся на этом столе, он произнёс такую речь:
- Товарищи куршанты! Давайте жнакомиться. Меня жвать Шорокин Алекшей Иванович, я, как вы уже, полагаю, догодалищ, буду преподавать вам мореходную аштрономию.
Но прежде чем приштупить к первой лекчии, я хочу ожнакомить ваш шо швоими ошобенноштями.
Как вы уже жаметили, я вмешто буквы эШ проижношу букву Ша - это иж-жа вштавной челюшти. Иногда у меня дёргаетша нижняя чашть личча, что доштавляет куршантам большое удовольштвие.
Для чего я это вам рашшкаживаю? А для того, чтобы вы во время жанятий не отвлекалищ на эти мелочи, а ушердно учили аштрономию.
Вщем вшё яшно? Вопрошы ешть?
- Никак нет! - Рявкнул Саня Игнатенко, старшина группы.
- Ну тогда, наконечь, приштупим к нашим жанятиям, - объявил Алексей Иванович и подошёл к классной доске.
- Первое жанятие у наш будет - ожнакомление ш небешными координатами.
Для чего это надо жнать, я вам щейчаш и объяшню.
И Сорокин, взяв в руку мел, начал что-то чертить на доске.
- Это, товарищи, штолб, а вот ждещь, на каком-то рашштоянии от штолба, партижаны жарыли клад - и Сорокин в стороне от "столба" изобразил кружок.
Затем, обернувшись к аудитории и воздев руки кверху, он патетически воскликнул:
- Товарищи куршанты! Кто иж ваш кода-нибудь видел рашштояние?
- Я вчера видел! - вякнул Жора Бычков, сидевший за последним столом.
Алексей Иванович посмотрел на хохмача и задумчиво произнёс:
- Жначит у ваш, товарищ куршант, рыбий глаж.
Затем Сорокин продолжил свою лекцию, а Жоржа после этого какое-то время курсанты так и звали: Жора-рыбий глаз.
Преподу после первого же занятия прилепили прозвище "Штарик", но через какое-то время от другого преподавателя, Бороды, тоже фронтовика, во время войны командовавшего эсминцем на Чёрном море, курсанты узнали о героическом прошлом Сорокина: он был военным лоцманом во время осады немцами Севастополя и под огнём неприятеля выводил из порта транспорта с ранеными, женщинами и детьми, уходил от торпедных атак, подрывался на минах и получил тяжёлое ранение в голову, стоя на ходовом мостике, от обстрела немецкого штурмовика.
И был он не таким уж старым, на самом деле, как выглядел, и был замечательным человеком и преподавателем.
Курсанты его сильно зауважали и, хотя прозвище "Штарик" за ним сохранилось, но произносилось оно не с насмешкой, а с любовью.
Его дочь посещала училищные вечера, познакомилась с курсантом и вышла за него замуж, когда тот учился на последнем курсе.
На свадьбе, говорят, Сорокин, подвыпив, сказал жениху:
- Шволочь вы, товарищ Харченко, плохо учили аштрономию...
Умер Алексей Иванович, когда рота Вадима Корнеева находилась на годичной морской практике, и другие курсанты несли гроб с его телом на руках через весь город, хотя никто их к этому не обязывал.
По лестницам, которые здесь именовали "трапами", командиры обязывали курсантов перемещаться только таким образом, что вначале несколько удивило первокурсника Вадима Корнеева: в школе, наоборот, учителя ругали школьников, если кто-то, вдруг,припускал бегом по школьной лестнице. --- не нужны запятые перед и после "вдруг"... да, нам тоже в школе не разрешали...
А здесь, вот, такой порядок: по трапам - только бегом! --- не нужно выделять запятыми "воТь, странно смотрится фраза...
Вот курсанты расселись на облюбованные ими места в аудитории, выложив на чёрные столы тетради, в ожидании звонка, болтая между собой о том, о сём, пока не прозвенел звонок и в аудиторию вошёл преподаватель... --- Влад, "о том о сём" - это фразеологизм, он всегда без запятых
пока не прозвенел звонок и в аудиторию вошёл преподаватель, выглядевший среднего роста стариком... --- нууу... так нельзя сказать "выглядевший среднего роста стариком", ейто как-то не по-русски...
...и в аудиторию вошёл преподаватель, выглядевший среднего роста стариком, лет не моложе 70, с причёской - негустым седым ёжиком на голове и выдающейся вперёд нижней челюстью. --- Влад, посмотри на эту фразу глазами читателя: зашёл преподователь... выглядевший среднего роста стариком... ммм... лет не моложе 70... ой... с причёской... а бывает и без?... с причёской седум ёжиком на голове и... и выдающейся вперёд нижней челюстью - это в причёске челюсть??? нет, эту фразу надо вообще менять, по-моему...
Курсанты встали, дежурный отдал рапорт, препод поздоровался и предложил всем сесть. --- как-то резануло "препод"
Затем, подойдя к преподавательскому столу и, слегка опираясь на фанерную кафедру, распологавшуюся на этом столе произнёс такую речь: --- располАгавшуюся... у тебя два оборота в перечислении, однородные, связаны через "и": подойдя и слегка опираясь... а вот затем оборот "располАгавшуюся на этом столе" с отсутствующей запятой за ним... вот так:
Затем, подойдя к преподавательскому столу и слегка опираясь на фанерную кафедру, располагавшуюся на этом столе, он произнёс такую речь:
Затем, обернувшись к аудитории и воздев руки кверху патетически воскликнул: --- есть запятая в начале оборота, но нет за ним:
Затем, обернувшись к аудитории и воздев руки кверху, [он] патетически воскликнул:
И был он не таким, уж старым, на самом деле, как выглядел и был замечательным человеком и преподавателем. -- лишняя запятая и одной не хватает:
И был он не таким уж старым, на самом деле, как выглядел, и был замечательным человеком и преподавателем.
-Шволочь вы, товарищ Харченко, плохо учили аштрономию... --- пробел после тире...
Умер Алексей Иванович, когда рота Вадима Корнеева находилась на годичной морской практике и другие курсанты несли гроб с его телом на руках через весь город, хотя никто их к этому не обязывал. --- одной запятой не хватает:
Умер Алексей Иванович, когда рота Вадима Корнеева находилась на годичной морской практике, и другие курсанты несли гроб с его телом на руках через весь город, хотя никто их к этому не обязывал.
Начало интересное, Влад... но поправить бы не мешало... выправить текст...
Радости тебе:)
Лис