Жить – значит медленно рождаться.
Это было бы чересчур легко – брать уже готовую душу.
Антуан де Сент-Экзюпери.
1979 г.
На каменистую дорожку падала тень от резной калитки, ведущей во двор, освещённый солнцем. Вдоль дорожки бушевали красные, фиолетовые, жёлтые тюльпаны, а под высоким вьющимся кустом роз на тёплом камне сидела белая голубка.
Небольшой дом с высокой крышей состоял из двух частей, а между ними встроилась высокая башенка с поднимающимся вверх куполом. В детстве Роксана, представляя себя принцессой, с верхнего окошка башенки рассматривала окрестности. В отдалении виднелась старинная, каменистая дорожка к старой постройке. Когда-то там был замок, но остались развалины и в укромном местечке можно было посидеть на осыпающихся ступенях.
Возле дома на невысоком помосте из камня стояла корзинка с цветами, там же была белая шляпа и розовый зонтик Роксаны. Она приехала домой на каникулы и наслаждалась общением с родными. В беседке, насквозь пронизанной солнечными лучами, было свежо, стояла утренняя роса, но в блуждающих бликах солнца таилась скрытая радость наступающего дня.
Роксана смотрела на клумбу с тюльпанами, голова закружилась, перед глазами где-то в воображении пронеслись лошади. Одна из них, белая, гладкая, холёная поднялась высоко передние ноги, подвернув их под себя. Голова была грациозно наклонена набок, грива развевалась по ветру, хвост стелился по траве. В этом прыжке лошадь казалась птицей. Её тело переливалось, мускулы напряжены в сильном порыве.
Местность была неизвестная, вдалеке высились горы, Роксана почувствовала, что вместе с всадником тоже мчится на лошади. Всё вокруг было пронзительно ярким и красочным. Она увидела всадников в ярких одеждах. Они что-то кричали и вскоре все подъехали к высокому каменному дому с колоннами. Из дома вышли люди в просторных одеждах, они радовались и приветствовали гостей. Потом снова перед глазами появились горы, равнина, дворец на большой каменной террасе. В большом зале дворца играла музыка. В центре комнаты, под большими окнами на красочном ковре, среди множества подушек полулежал красивый молодой мужчина. Он был одет в белую одежду, оттеняющую золотистый загар. Чёрные глаза смотрели по орлиному дерзко, но на лице играла улыбка.
В зал выбежала юная девушка в яркой одежде белых и красных цветов. Она стремительно пробежала по кругу зала и остановилась в его центре. Глаза её смеялись. Девушка подняла руки вверх, тонкая изящная фигурка стала похожа на фарфоровую статуэтку. Под лучами солнца блеснула гладкая, будто атласная, кожа. Девушка на миг остановилась перед зеркалом и Роксана вздрогнула – она увидела своё лицо.
Сначала движения танцовщицы были неспешными и гибкими, словно вместо рук были струи воды. Постепенно она вся стала танцем, под ритмичную музыку играл каждый мускул, и казалось, что они были видны под кожей. Роксана на миг увидела глаза – тёмные, глубокие, а длинные волосы сплетены в красивые узлы и уложены, украшены бусами. Девушка, то стремительно неслась в танце, то становилась медлительной, была то огнём, то струящейся водой, то шаловливым зверьком, то грозной пантерой, гибкой и опасной. Кто-то позвал девушку и назвал её Фелиция, но она продолжала танцевать, не отрывая глаз от своего повелителя. Он тоже смотрел на красавицу и, казалось, что её движения выражали мысли обоих. Наконец, девушка подбежала к ковру и упала у ног господина. Мужчина протянул к ней руки и обнял. Словно сиреневое облако спустилось в комнату и окутало всё вокруг трепетным туманом.
– Роксана! Ну, где же ты!
Голос матери разорвал видение девушки, и мираж исчез, оставив только сильное волнение от пережитого образа, словно от яркого сна, но что-то подсказывало – этому сну надо поверить. Моложавая женщина с голубыми глазами и каштановой укладкой шикарных волос знала, где найти дочку. Она подошла к девушке и коснулась её плеча.
– Роксана! Вот ты где! Что ты опять задумалась? От книжек тебя не оторвёшь, начитаешься, а потом мечтаешь! О прекрасном принце?
Роксана молча показала книги по этнографии, истории и архитектуре – летние каникулы девушка хотела провести с пользой для своей будущей работы. Сандра посмотрела на корзинку с цветами и сказала:
– Ты уже ходила в сад? Запах весны околдовал тебя?
Нечаянно и резко Сандра вернула Роксану в реальность, в которой не было ни дворца, ни принца, ни танцовщицы, всё промелькнувшее в мгновение показалось сном, но от увиденного осталось сильное эмоциональное напряжение, словно эта картина давно жила в ней и на миг проявившись, исчезла.
Роксане всегда говорили, что она похожа на восточную девушку, даже подшучивали, что где-то у неё есть глубокие корни где-то в Азии. Большие, глубокие, тёмные, миндалевидные глаза смотрели прямо и открыто. Брови и густые ресницы обрамляли и дополняли красоту глаз. Волосы упругим потоком опускались на плечи, переливаясь на солнце. В её взгляде чувствовался глубокий внутренний мир и знание жизни, что казалось несовместимым с молодостью.
– Я здесь побуду, почитаю, – сказала Роксана и раскрыла книгу. Сандра улыбнулась и ушла в дом. Вскоре девушка увидела, что её отец идёт по саду к беседке. Ксенофонт был высоким, статным мужчиной. Тёмные волосы и яркие пронзительные, карие глаза подчеркивали его моложавость, от его облика исходила мягкая сила и уверенность.
Весна пришла тихо и уверенно и всё вокруг преобразилось. Ксенофонт шёл, вдыхая майские ароматы, и старался запомнить – и молодую листву на деревьях, и полянки белых ландышей, и контуры дома с солнечными зайчиками на окнах, и небо, и облака. Словно всё это можно впитать в себя и сохранить в далёком краю.
Небольшая ажурная беседка пронизывалась лучами солнца. Тени рисовали на колоннах и панелях беседки свои волшебные узоры.
– Что ты читаешь? – Ксенофонт, так звали отца Роксаны, легко дотронулся до её плеча.
– Это альбом. Здесь одежда, которую носили в древности разные народы. Я, папа, хочу стать дизайнером, может быть я не буду создавать одежду, но это тоже мне интересно.
– Да, я помню мама показывала мне твои раскраски. Ещё и сердилась, что ты всё сделала по-своему. Но у тебя тут есть и другие книги?
Ксенофонт перевернул страницы, и Роксана продолжала:
– Мне нравится, как украшали свои дома древние персы. Они были самыми лучшими инженерами. Строили прекрасные дворцы. В те далёкие времена дворцы богато украшали скульптурными рельефами, высеченными на камне. Они были призваны прославлять персидских царей. Я бы хотела создать и в своём доме такой колорит.
Ксенофонт задумался и сказал:
– Мне рассказывал один солдат из Ирана, что его отец, ковровых дел мастер – настоящий потомок династии Ахеменидов, персидских царей. Это очень древняя страна – Персия. Огромная могущественная империя стремилась стать мировой державой. Я скоро снова вернусь в Афганистан. Хочу, чтобы там наступил мир, не погибали больше люди и мирные, и военные. Многие люди, живущие там, мне стали дороги.
Отец Роксаны, понимая, что такой разговор огорчит дочь, постарался найти другую тему.
– Ну что там ещё пишут о прекрасных дворцах, как там жили цари?
Роксана знала, что отца не переубедить и не хотела спорить, поэтому, чтобы справиться с волнением, начала просто пересказывать прочитанное:
– Резиденцией Ахеменидов были Пасаргады и один из царей, Кир II, выстроил для себя новый дворец. Но империя расширялась и со временем понадобилось более просторное и роскошное помещение для двора персидского царя.
– Да, я тоже читал, что в Персии было несколько резиденций. Империя была огромной.
– Вот здесь об этом пишут. Следующий царь Камбиз переносит столицу в богатые, по-вавилонски отстроенные Сузы. Со времен Дария I стали обычными для царского двора ежегодное летнее путешествие в более прохладную Экбатану, и зимнее – в Вавилон, где был более тёплый климат. Поэтому и там были возведены царские резиденции.
Роксана говорила, но её рассказ снова вернул недавно увиденную картину в воображении – горы, всадники, дворец, танец девушки, мысли её были о другом.
Ксенофонт добавил:
– Старинные Пасаргады не были забыты, ведь там по обычаю проходили коронации.
Роксана посмотрела на отца и подумала:
– Когда он об этом читал и почему именно эта страна его интересовала?
Но она ничего не сказала, а только продолжила:
– Меня больше притягивает история того периода, когда Дарий I начинает строительство своего дворца, это был ритуальный город, где цари отмечали встречу нового года. Назвали его Персеполем – городом персов, который достраивался и украшался уже его преемниками, особенно Ксерксом (486 - 465 гг. до н.э.). Для меня в этом имени словно звучит что-то загадочное и таинственное и хочется побольше узнать. Может быть потому, что это имя так похоже на твоё, папа. Дворец выстроен на огромной каменной платформе, четко сориентированной по сторонам света. К нему вела беломраморная лестница и по ней могли подняться верхом не менее десяти всадников. Наверное, это очень впечатляет – всадники поднимаются по лестнице! Перед порталом, как бы охраняя вход, стояли каменные изваяния человекобыков. Стены дворцов Персеполя также были украшены великолепными барельефами. Эти дворцы ещё сохранились. Я бы хотела туда поехать. Профессор поддерживает мой интерес к этой теме и предложил написать дипломную работу. Поэтому я стараюсь читать побольше об этом периоде.
Роксана закрыла книгу.
– В основе веры персов была высокая нравственность. Я думаю, возводя дворцы и храмы, персидские цари, сами должны были стремиться к совершенству души. Нельзя быть ничтожеством, показывая миру такое величие! Но Персия пережила такое могущество и такую трагедию. Отец, скажи, на войне очень страшно?
Ксенофонт улыбнулся:
– Не страшно. Но иногда в разгаре боя мне видятся странные вещи. Я вижу себя на троне, на высокой горе, откуда взору разворачивается картина боя. И я вижу воинов в доспехах, с копьями и щитами и конницу, которая скачет на врага. Ещё я вижу морское сражение, крушение кораблей, тонущих людей. Затем по равнине, по разорённым городам медленно движется пёстрая толпа людей в рваных доспехах, голодных, измученных, больных. Наверное, в минуты напряжения в бою всё путается в голове – виденное раньше в фильмах, в книгах и в реальности. Страшно терять людей, которые стали родными. Иногда мне кажется, что я расплачиваюсь за содеянное очень давно и расплата эта такая долгая и такая горькая. Будто я, который не теперешний я, а какой-то другой я, причинил горе тысячам людей. Но кто знает, что такое наши мысли, откуда они такие берутся. Я уверен в том, что есть сила, которая направляет нас. Эта сила находится глубоко внутри, и мы верим в неё и называем Богом.
– Ты теперь надолго уедешь? – Роксана смотрела на отца в надежде, что он изменит решение. – Ты уверен, что это твоё дело? Веками Афганистан был обособленной горной страной. Люди там живут по своим обычаям. Покорить их силой не удавалось никому за все прошедшие века. (1979 г.)
– Я знаю эту страну, – сказал Ксенофонт. – Когда ты родилась, я (в 1960 г) ненадолго уезжал на строительство автодорожного тоннеля Саланг. Это очень важный стратегический перевал в Афганистане. В горах Гиндукуш – он связывает между собой северную и центральную часть страны. Я работал вместе с метростроевцами. Саланг помогали строить, якобы для помощи в развитии Афганистана, но истинная цель постройки потом стала мне понятна. Тоннель Саланг открывал дорогу из Союза прямо в Кабул. В прошлом иностранные государства отправляли в эти горы большое количество людей и техники, но отряды партизан появлялись и исчезали, как призраки, и нарушали всё снабжение блокпостов и крепостей. Присутствие в этой стране чужой армии было дорогостоящим и бессмысленным. Но я смотрю на будущее Афганистана с надеждой – пусть и не очень скоро, но и этот народ в итоге сумеет справиться с темнотой и отсталостью и зажить нормальной цивилизованной жизнью. Просто потому, что, как и во всём остальном мире – плохих людей в Афганистане меньше, чем хороших.
Ксенофонт умолк и задумался, словно что-то вспоминая, а потом сказал:
– Роксана, я не расстаюсь с вами. И ты, и твоя мать всегда будете чувствовать меня рядом. Я даже вдали буду вашей опорой, я чувствую, что так поступали все мужчины нашего рода и я чувствую эту ответственность. Это молитва моей души. Она без слов, но очень сильна. И ещё я хочу, чтобы ты встретила настоящую любовь и человека, который всегда тебя поддержит.
Роксана прижалась к отцу и сказала:
– Пока тебя не будет, я закончу свою учебу, и мы вместе построим новый дом. Я придумаю, как он будет выглядеть и, конечно, мы добавим восточный колорит. Я вижу, что он уже прочно вошёл в нашу жизнь. И маме понравится. Пойдем ужинать, мы расположимся в саду.
– Давай немного ещё посидим с тобой здесь.
Ксенофонт обнял дочь.
– Я очень люблю тебя, моя девочка. Я помню все твои капризы, твои банты и платья, твои книжки, которые мы вместе раскрашивали, скворечники на деревьях и кормушки для белочки. Я помню, как ты росла и всегда тянулась ко мне. Я всё это храню в своей душе. Но у меня есть долг, который я должен исполнить. Это очень сильно во мне. Я вернусь к вам обязательно, и мы с тобой не только построим дом, но и посадим новый сад.
– Где вы там? – Командный голос Сандры раздался, как звук гонга. – Обнимаетесь? Уже всё готово! Идите ужинать!
– Мама тоже переживает, поэтому так резко говорит, – сказала тихо Роксана. – Она не хочет, чтобы ты уезжал, но не может этого изменить. Ты всегда такой покладистый, а сейчас принял неожиданное, волевое решение и не хочешь её слушать.
– Мне тоже хочется побыть с вами, – уже более мягко сказала Сандра, передавая блюдо со своей «фирменной» запеканкой. – Теперь мы не скоро будем вместе.
На следующий день Ксенофонт уехал. Сначала пришло несколько писем, в последнем было о том, что военные действия будут происходить в глубине страны. Новости приходилось узнавать только из средств массовой информации, да от матерей и жён, ждущих весточки с горячей точки.
2009 г.
Полный текст книги можно прочитать здесь
https://proza.ru/avtor/orchudeya
Захватил сюжет - пошла читать дальше.)
Интересная тема. Сложная.