4.
Прошло ещё три года. Вести о начале войны со шведами и поражении под Нарвой достигли и этого скромного городка. В городе появился офицер – немчин в треугольной шляпе и зеленом кафтане, велевший называть себя “господин гауптман”, при нём двое сержантов да пяток солдат, в основном из бывших стрельцов. Семён, услышав про это, пришёл сам к тому офицеру-немчину – мол, как-никак, сам из стрельцов, готов послужить. Гауптман велел ему галун из серебряной тесьмы на шляпу да на воротник пришить – капралом назначил, рекрутов пока что обучать. Попал и Фёдор в рекруты, надел серый немецкий кафтан. А как набралось умелых рекрутов человек 50, отправили их во главе с сержантом куда-то за Тверь – то ли в Новгород, то ли в Ливонию.
* * *
Капитан Лазарев посмотрел на выстроившихся во фрунт солдат – человек восемьдесят, а то и ещё меньше, поскрёб непривычный к бритью подбородок. Давно ли он сам был гарнизонным стрелецким пятидесятником?
- До деревни ближайшей надо дойти, а там шведы. И надо б секрет вперёд отправить, распознать, сколько их там, да кто где стоит. Петрович, выйди-ка! – вызвал он усатого, как таракан, капрала.
Тот козырнул, вышел из строя.
- Возьми с собой двоих посообразительней да поглазастее.
Капрал долго не думал:
- Федька, шаг вперёд! Никишка, выходи!
Двое молодых солдат, одному лет 17-ть, другой из недорослей дворянских, ему все 19-ть, топнули раза два.
- Пойдёте со мной! Господин капитан, разрешите без ружья идти? Пистолеты нам да тесаки – самое то оружие.
- До вечера обернётесь? – только спросил командир.
- Управимся, - подумав немного, ответил капрал.
- Герр капитан, этто не есть правильно! – вмешался поручик Бергер, саксонец. – Зольдат должен иметть ружьё.
- Георг Андреич, не нарушайте субординацию, - сухо обратился к поручику капитан. – Здесь я командую. Я своим урядникам и солдатам доверяю.
- Как скашете, - козырнул тот.
(…)
- ...тут правильный колор главное навести, - пробормотал Федька, присматриваясь к домам и иным строениям.
- какой тебе здесь колор? – обернулся Никифор.
- Тихо вы! – строгим шёпотом прикрикнул капрал.
- Вон те два дома и палатки рядом, там солдаты стоят. А вон в том офицеры живут, - сориентировался Фёдор. – А коли сторожей не выставили – не боятся нашего брата. Роты две, думаю, здесь располагаются. Вон в той стороне пушкари стоят – две пушечки пятифунтовые у них, в нашу сторону смотрят.
- Ну ты точно востроглазый! – восхитился Петрович. – Всё, ползём обратно.
По прибытии Федор обстоятельно доложил всё капитану, подробно нарисовал на страничке записной книжки и дома, и палатки, и лёгкие пушки. Разделив роту на две части, быстро дошли и окружили деревню – из начавших сопротивляться шведов погибло лишь человек десять, не больше. Пятеро офицеров и около 60-ти солдат сдались. Из русских лишь двое были ранены.
(продолжение следует)
Семён - да, как раз из бывших стрельцов, лет шесть уж как при монастыре живёт
Цифры лучше словами писать.
Получается, что художником не будет Федька?
Цифры в слова переименую немного погодя...
Ладно...