Иногда ты оказываешься свидетелем таких очевидных совпадений, такого явного промысла обо всём, что в мире совершается, что становится не по себе! Будто тайна времени приоткрывается, и ты вдруг понимаешь, что никто не забыт и ничто не забыто, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем!
А история такая.
У меня есть подруга Таня. Еще в далёкой юности мы с нею ходили в походы и праздновали вместе все возможные праздники. Она училась на врача, я - на артиста оркестра.
Таня вышла замуж раньше меня. Спустя недолгое время после сего знаменательного события, она как-то пришла ко мне в гости, держа в руках нечто, похожее на маленький гробик с медной ручкой на выгнутой полукругом крышке. Это оказался старинный деревянный скрипичный футляр, а в нём... посреди пропылённого тускло-алого бархата, лежала настоящая старинная скрипка с резной головкой, с узором по краю деки и длинный кривоватый темно-коричневый смычок без доброй половины волоса!
Здесь, чтобы было понятно, почему у меня сам собой открылся рот, и сердце забыло, как надо правильно стучать, я сделаю лирическое отступление.
Скрипка была моей неразделённой любовью с детства. Я просила маму отдать меня учиться, но мама не разрешила. Она сказала так: "Я не смогу выдержать дома маленького скрипача! И потом, это же постоянная смена инструментов, смычков, струн, беготня, поиски, деньги, наконец! Нет, фортепиано без вариантов!"
Кто осудит её за это?
И я тайно завидовала всем, кто играл на скрипке. Как-то, специально накопив денег, я купила в музыкальном магазинчике самую простую фабричную "трехчетвертушку" за девять рублей, и даже футляр для неё. Просто чтобы идти с ним по улице и представлять себе, что я скрипачка! Была у меня и Хрестоматия для начинающих, и я пробовала дома пиликать, но... но. Я понимала, что это только игра, как другие девочки играют во взрослых, надевая мамины туфли и украшения.
А в реальности я училась на фортепиано и арфе, которая мне совсем не нравилась.
И вот, вдруг - н а с т о я щ а я скрипка, здесь, в моей квартире!
Таня объяснила, что это инструмент её дедушки, а как он попал к дедушке уже никто и не помнит; что много лет никто на нём не играет, и не будет играть, потому что ни она, Таня, ни её муж в жизни не отличат соль от диеза и мажор от минора. Вот они и решили отдать скрипку - чтобы не занимала место - в "музыкальную семью", где уж разберутся, как с ней обращаться. Я честно уточнила, что у нас в семье есть виолончелист, ударник, певица, арфистка и три пианиста, но нет ни одного скрипача, но Таня только улыбнулась. И чудо-инструмент остался у нас.
Папа показывал его знакомым музыкантам - все в один голос говорили, что скрипка очень хорошая, её бы к мастеру...
Но тогда её время ещё не пришло, и она пролежала у нас на шкафу в своём гробике еще лет двадцать.
Я отучилась в школе, окончила вуз, вышла замуж, родила трёх мальчиков, девочку, потом ещё мальчика, потом ещё девочку. Жизнь кружилась каруселью, сверкая разноцветными огнями, то взмывая в космос, то обрушиваясь в пропасть. А скрипка всё спала на шкафу в квартире родителей. Изредка кто-нибудь обметал мягкую пыль с выгнутой полукругом крышки. Иногда то я, то папа, то кто-нибудь из сестёр вынимал спящую красавицу из её алькова и безволосым кривоватым смычком неумело изображал нечто, вроде "чижика-пыжика". И бережно укладывал обратно в бархатное гнёздышко. Отдыхай, милая, пусть тебе снится молодой Моцарт!
А потом... на свет появилась девочка, которую скрипка ждала.
Конечно, сначала этого никто не знал. Когда Наташе исполнилось четыре, я услышала: "Хочу играть на скрипке!" Моё сердце слегка ёкнуло, но разум рассудительно заметил: "Тебе ли не знать, что в таком возрасте все дети это говорят". Но в пять лет Наташа активно подтвердила своё желание. И я отвела её в музыкальную школу! Ей дали крошечную скрипочку, 1/16, с подушечкой вместо мостика, но - самую настоящую! И с первого же Наташиного урока я увидела, почувствовала, что она - будет играть! Маленькая девочка с бантиками на хвостиках сразу же ставила тонюсенькие пальчики так, как надо, так, как мне ни разу не удалось в моих бесплодных попытках. Она безошибочно отстукивала ритм ножкой, не глядя, с первого раза отвечала, какую нотку играет учительница. А я, наконец, впервые в жизни, несла по улице всамделишный футляр и думала: вот оно, счастье!
Но Наташина скрипичная судьба складывалась драматично. После первого года обучения учительница ушла в декрет. На её место пришла девушка, только что сама окончившая колледж. Она занималась с моей дочкой очень старательно, но... неумело. И тут судьба послала Наташе настоящего педагога, мы стали ездить в знаменитую Мерзляковку. Наташа сразу, как говорят музыканты, "выросла", начала выступать на концертах, участвовать в конкурсах, даже играть с оркестром! Но через два года чудесная учительница скоропостижно скончалась от внезапного инсульта. Бедная Наташа вернулась в свою первую школу к первой учительнице, но ей уже хотелось большего. И к моменту выпуска судьба опять сделала крутой вираж. Наташу услышал и пригласил к себе наш знакомый, удивительный, самобытный музыкант, яркий исполнитель, опытнейший педагог одного из лучших музыкальных заведений Москвы.
И вот тут они, наконец, встретились.
Наташа и прекрасная скрипка немецкого мастера XVIII века, столько десятилетий прождавшая именно эти руки и эту музыкальную душу, позволившие ей вновь зазвучать. Зазвучать так, как она умела, как мечтала! А Наташе не пришлось тратить годы на поиск своего инструмента.
И началась новая жизнь для них обеих, и пошли они вместе, одним путём в далёкую страну, которую, сколько ни узнавай, она останется непознанной, сколько ни углубляйся в океан её звуков, не достигнешь дна...
И кто же мог такое предугадать?
* * *
P.S. К своему повествованию прилагаю трагикомический рассказ самой Наташи о том, как она чуть было не лишилась своего сокровища. Да уж, все мы поволновались тогда не на шутку!))))
"Рассказ про то как я забыла скрипку в метро. Была у меня хорошая скрипка, и не очень хороший чехол. Он был без ремешков, поэтому носила его исключительно на ручке сбоку. Я считаю, именно это способствовало частому отпусканию из-под контроля чехла в общественном транспорте. Так я забыла скрипку в метро, оставила ее опираться на стену вагона. Как только вышла, поняла свою ошибку, позвала на помощь кого-то из семьи, не помню кого точно. И мы ездили по кольцевой линии, искали скрипку. Нашли то ли на Белорусской, то ли на Краснопресненской. Она была у тётенек в комнатке, они у меня спросили, что в чехле? Вся в слезах, я сказала: БАЛАЛАЙКА!"
Один мой знакомый музыкант забыл в метро стариннвй альт... Так и не нашли... Очень печальная история.
Замечательная история! Пусть и дальше всё у Наташи складывается удачно! Надеюсь, скрипка перейдёт по наследству к Вашим внукам и правнукам и будет по-прежнему чувствовать тепло человеческих рук.
Доброго дня Вам!
Пусть всё будет так!
Замечательная проза, Юлия! Совсем не хуже ваших проникновенных стихов.
И Вашей внучке успехов и радости в её музыкальной жизни!
У нас иначе: у нас уже имевшееся фортепиано определил, на каком инструменте станет играть мой ребёнок.
Спасибо, Марина!
Без желания, музыкой, конечно, заниматься нельзя. Но польза от учения все равно останется на всю жизнь!
Спасибо большое)
Счастливая и удивительная история!
Написано великолепно, Юля!
Мне хотелось, чтобы на своем месте оказались точки золотого и серебряного сечения, прослушала тут интересную лекцию про них. Получилось ли? Не возникает ли дисбаланса при прочтении?
Одно могу сказать: всё на своём месте и точно никакого дисбаланса!)
Спасибо, Юля.
удивительный рассказ, Юля!
Но, дейтвительно, тупо спрашивать, что лежит в скрипичном футляре!)))))
Спасибо, Денис!