Когда внуки все время рядом, словно бы не замечаешь, как они растут. Вернее, замечаешь как-то вдруг, неожиданно, когда они совершают взрослые поступки или начинают задавать серьезные вопросы. Что их к этому подтолкнуло, остается только догадываться.
Двадцать восьмого октября, в День дедушек и бабушек, они приехали к нам с мужем в гости, а мою маму, свою прабабушку – поздравили по телефону. Звонила Анютка, передала привет от Сони и уточнила:
- Соня говорит, что она знает «два молитва».
Бабушка, вероятно, что-то переспросила (кстати, это она научила девочек молитвам). Анюта уточнила:
- Две «Богородицы».
Соня поправила ее:
- «Богородицу» и «Отче наш».
Анютка тут же повторила:
- И два «Отче наш».
Мы тогда посмеялись над их «произношением», а позже, когда приехали с Соней в Пензу к бабушке Нине, маме мужа, я вспомнила этот разговор. Собственно, мы собирались навестить свекровь с Анютой (взять обеих двойняшек пока не решаемся), она ждала этого целый год, с поездки Сони в прошлом ноябре. Но в день отъезда дочь забеспокоилась, что Анютка неважно себя чувствует, как бы не разболелась: очень уж капризничает… И в путешествие отправилась Соня:
- Ура! Я снова еду к Нино!
Анины капризы как рукой сняло. Она молча отдала сестренке игрушки, которые хотела взять в поездку. Разговаривала потом с нами по вайберу грустная, но спокойная. А ведь как собиралась! Готовила в подарок бабушке рисунки. Выбирала книги, которые будем читать по вечерам. Гостила у другой прабабушки:
- Я не поехала в Пензу. Нет, не расстроилась, я ведь и вправду плохо себя вела.
Соне сказала:
- Я сегодня весь день называла Катю Соней…
Вдруг – за один день! - соскучилась по сестренке так сильно, что звала Соней подружку в саду. А ведь мы намеренно время от времени разлучаем двойняшек, чтобы отдохнули друг от друга. Потому что они рядом двадцать четыре часа в сутки. Дружат взахлеб и ссорятся, и даже дерутся.
Соня сразу по приезду начала рисовать – подарки сестре. Единорожку за единорожкой (Анютины любимые!). И рассказывала нам сны, неизменной героиней которых оказывалась Анютка.
Забавно и трогательно было наблюдать, как она торопилась купить в Картинной галерее обещанный сестренке магнитик с котенком (Анюта любит котят). Пензенские художники, вероятно, что-то знают о наших двойняшах и рисуют для них котят и щенков. Вообще, конечно, я не очень хотела идти в Пензенскую картинную галерею в «Ночь искусств» (в этот день музей посещает, по-моему, вся Пенза, а я не люблю толпу), но мы записались на мастер-класс по рисованию. Соня очень волновалась, как у нее получится. По-моему, замечательно получилось. Но самое удивительное: когда мы вернулись домой, творческий запал не иссяк: она снова взялась за карандаши! И нарисовала продавщицу мороженого в парке, себя на качелях и Анюту на горке.
Я очень переживала, что мы не взяли с собой Анюту. А сейчас думаю: может быть, они повзрослели, поумнели, что-то осознали… не благодаря, но вопреки…
В Музее одной картины смотрели фильм о творчестве Левитана. От души полюбоваться его картиной «Тишина» (из фондов Русского государственного музея Санкт-Петербурга) – не успели, шла следующая группа экскурсантов. Когда вышли на улицу, Соня спросила:
- Почему Левитана все называли (в фильме) по фамилии?
- Потому что он великий художник. Его фамилию знает весь мир.
- Если я буду великой, меня тоже будут называть по фамилии? Я так не хочу. Мне нравится, когда меня зовут по имени.
В Краеведческом музее ее больше всего заинтересовали коллекция насекомых и чучела зверей и птиц. Мне показалось, что ребенок относится к ним, как к игрушкам, однако Соня спросила:
- Их убили, чтобы сделать чучела?
- Нет, конечно. Они умерли от старости или болезни, - успокоила я внучку.
В храме на Соборной площади поставили свечи. Внучка рассматривала иконы, что-то спрашивала, но я немногое могла ей объяснить.
- Что они там шепчут и целуют?
- Просят у Божьей матери защиты. Ты можешь прочитать молитву, если хочешь.
Соня прочитала «Богородицу», уточнила:
- Перекреститься надо?
Я кивнула, поправила:
- Правой рукой.
Когда выходили из храма, внучка спросила:
- Куда девается ангел-хранитель, когда человек умирает?
- Спроси у служительницы, - посоветовала я.
- Помогает усопшему пройти мытарства, - объяснила служительница храма ребенку.
Я сказала, что мытарства – это испытания, на большее у меня ни сил, ни познаний не хватило.
В сквере Лермонтова у бюста поэту внучка спросила:
- Почему одним людям ставят памятники, а другим – нет?
- Памятник ставят тому, кто совершил подвиг во имя родины.
- А памятник преданности собаке? – удивилась Соня.
- Это тоже подвиг – любви и верности, тут людям стоит поучиться у братьев наших меньших.
Вечером читали «Бородино» Лермонтова, смотрели фильм 1912 года о Бородинской битве.
- Почему все хотят захватить нашу страну?
- Потому что у нас нефть и газ.
- Но ведь никто не сможет нас завоевать?
- Никто и никогда.
Насколько глубоко нужно отвечать на этот неожиданный поток вопросов? Я и себе-то на такие вопросы не отвечаю. Подспудно – они, конечно, кружатся в голове… Как знать, может быть, неспроста мужнин брат водит дочку в воскресную школу – нужно же где-то найти ответы на вопросы детей.
Мы уже собирались домой, когда я услышала, как свекровь сказала Соне:
- Такие вопросы, наверное, неуместно задавать… Кто же хочет умирать…
Я замерла. Не расслышала ни вопрос внучки, ни ответ бабушки. Но задохнулась от бессилия: я не умею отвечать на болезненные вопросы. Даже себе. Обратилась к мужу. Он осторожно поинтересовался у матери, что спросила Соня.
- Я даже не припомню, что она спросила, - ответила свекровь (так обычно и бывает, когда слишком больно). – Ее все про смерть интересует. Я сказала, что неуместно спрашивать об этом за столом.
- Ты не обижайся на Соню, она слишком мала, - муж обнял маму.
- Да что ты! – улыбнулась свекровь. – Разве я стану обижаться на ребенка?
А у меня мелькнула мысль – что дети в этом возрасте отважней нас, взрослых. Они не боятся задавать вопросы. И ждут на них ответы.
7 ноября 2022г
спасибо тебе:)
А дети не боятся спрашивать о смерти; они и понятия "смерть" не понимают.
Спасибо, Марина.
В конце так верно.
Спасибо, Милана.
О присутствии фотографий не знаю, что сказать...
Я бы сделала наверху как бы документальной лентой – файл-линию из маленьких фото. С маленьким разрешением, просто для атмосферы-настроения. Как вижу, но это субъективно.
Спасибо, Милана.
Если что, помогу. Не здесь, так под другим текстом.