Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Мемуары » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Студенчество. Глава 2. Общежитие (часть первая)   (Туранга)  
Про общежитие надо рассказать отдельно – это была песТня. Представьте себе - длинный коридор и много-много дверей. Кухня, умывальня и туалет – были общие.

Горячей воды в общежитии не было - её подавали по выходным, поэтому умываться по утрам и перед сном приходилось холодной водой, которая, откровенно говоря, была настолько ледяной, что в первое время ломило зубы. Но мы, прошедшие закалку на сельхозработах, были к этому готовы.

В начале учебного года в техникуме был проведён День открытых дверей – для родителей учащихся. Ко мне никто приехать не смог – у папы был самый разгар первой четверти учебного года, а мама заболела, поэтому я с завистью смотрела на других девчонок, которые после сельхозработ смогли повидаться со своими близкими.

Поскольку мы не были избалованны ЖКХ (горячую воду нам на лето отключали каждый год – чтобы жизнь мёдом не казалась, а холодную приходилось караулить ночами и таскать из колонок на четвёртый этаж), то отсутствие горячей воды не было проблемой – ни для меня, ни для большинства других девчонок. А вот родители наших избалованных девочек были шокированы условиями, в которых предстояло жить два года их любимым чадам. Ненаглядных деток тут же вызволили из ужаса общежития, сняв им квартиру.

По выходным нам подавали горячую воду, чтобы проживающие в общежитии могли помыться в душе и постираться. Поскольку душ был один, то один день был женским, а второй – мужским. Очередь в него, понятное дело, была очень большой – занимали её заранее, и караулили, чтобы никто вперёд не залез.

В ближайшую вылазку в город мы узнали, что на соседней улице есть баня, и в следующий раз пошли уже туда. Баня была благоустроенная – там была чайная, где можно было попить чаю с сахаром и печеньем. Почему я об этом упоминаю отдельно? – у нас в городе таких условий в банях не было.

Для стирки было предусмотрено отдельное помещение, которое тоже открывалось только по выходным, туда также приходилось выстаивать очередь. Поговаривали, что из сушильни пропадали вещи, но мне с этим сталкиваться не приходилось.

В первый год обучения мне не повезло – я попала в комнату, где уже жили семеро девчонок из одной группы, а я была из другой. Представьте себе комнату размером примерно шесть метров на три, и на этом маленьком клочке пространства располагаются четыре встроенных шкафа, шесть кроватей, две тумбочки, стол и стул.

Двоим приходилось спать валетом – на одной кровати, троим – на двух. Но все девчонки были из многодетных семей и для них это было не в новинку.

Больше всего меня удивляли дежурные, которые по вечерам проверяли наше житьё-бытьё. Заходит однажды одна такая очень зрячая и с ходу делает замечание:
- Почему вы сидите на кроватях?
На что я задаю ей встречный вопрос:
- А на чём нам ещё сидеть? На столе?
Кстати, дежурили в общежитии сами же и учащиеся – по очереди.

После их ухода девчонки меня предупредили, чтобы я была осторожнее, потому что это – старшекурсники, они могут устроить «тёмную» и им за это ничего не будет. Я, в силу своего независимого характера, пропустила это предупреждение мимо ушей.
Оговорюсь сразу – никаких последствий не было, наверное, они сами поняли, какую ерунду сморозили.

В общежитии очень часто что-нибудь пропадало – в основном, по мелочам. К примеру, выписанные газеты и журналы элементарно не доходили до адресата – ведь всю почту оставляли на первом этаже, а оттуда взять её мог любой желающий и концов было не найти. Но на такие мелочи закрывали глаза.

Были более серьёзные проблемы – например, с чайниками, которые были общежитскими и на все комнаты их почему-то не хватало. Разумеется, их отмечали – рисовали номера комнат на крышке, но это мало помогало – поставил чайник на плиту, возвращаешься, а его уже нет! Или просто – сняли с конфорки и свой поставили, поэтому чайники приходилось караулить.

Однажды меня за дверью поджидала старшекурсница, которая, закрыв меня на кухне, стала утверждать, что я украла их чайник, и они меня вечером побьют. Её угрозы также остались без последствий.

Караулить приходилось не только чайники – могли унести с плиты кастрюлю с готовым ужином, что было особенно обидно – мало того, что мы за продуктами очередь отстояли, готовили целый час, так они ещё и возвращали посуду на кухню непомытой! В итоге, все оставались голодными и злыми. Холодильников в ту пору в общежитии не было вообще.

Но хуже всего было то, что в комнате пропадали деньги, а поскольку я была единственной из другой группы, то подумали, естественно, на меня, даже дежурного преподавателя вызвали.

Надо сказать, что моя старшая сестра окончила этот же техникум и она меня сразу предупредила, что деньги ни в коем случае нельзя держать в комнате – надо сразу положить их в Сбербанк. Я так и сделала, оставив себе сумму на минимальные расходы, поэтому пропажу я бы сразу обнаружила.

Состоялся целый допрос:
- У тебя деньги пропадали?
- Нет.
- Почему?
- Я их здесь не держу.
- А где они?
- В Сбербанке – на книжке.
- Почему ты их туда положила?
Пришлось рассказать про старшую сестру.
Преподаватель сказала, что я поступила очень грамотно, и подозрения с меня сняли.

Виновницу в итоге вычислили – одна из девчонок постоянно покупала себе новые вещи, но переводы из дома ей не поступали. Были крупные разборки, и в итоге, чтобы избежать исключения из техникума – она ушла сама.

В комнате было установлено дежурство по кухне – кому готовить и убираться. Иногда приходилось питаться подгорелыми и полусырыми макаронами, которыми нас потчевали те, кто не научился готовить дома. Но общежитие – это суровая школа, вскоре все стали отменными поварами.

А вот по поводу дежурства в комнате у меня сразу же возник конфликт – я, единственная в комнате, заправляла за собой постель, остальные - оставляли дежурному. В первое же своё дежурство я наотрез отказалась делать это за них, из-за чего возникла словесная перепалка:
- Все же это делают!
- Все делают, а я не буду!
Они немного побурчали, но смирились и в дальнейшем заправляли постели сами.

Возле лестничной площадки находился пост дежурного по этажу, которому все должны были сдавать ключи от комнат – фамилии тех, кто сдал ключ и забрал его, записывались. А надо сказать, что я была единственной кореянкой во всём техникуме и в первое время моя фамилия вызывала сильное удивление.

Довольно часто возникали такие диалоги с дежурным:
- Как фамилия?
- Ли Настя.
- Какая странная фамилия - Линастя! А как тебя зовут?
- Настя.
- А фамилия?
- Ли.
- Всего две буквы? Разве такие короткие фамилии бывают?
Пришлось объяснить, что бывают фамилии ещё короче - из одной буквы.
Но достаточно быстро к моей необычной фамилии все привыкли и перестали удивляться.

Здание общежития было расположено очень удачно – через улицу от техникума и рядом с большим универмагом с говорящим названием «Москва». Однажды возникла смешная ситуация, когда на вопрос – была ли я в Москве? – я автоматически ответила:
- У меня там сестра живёт, я к ней в прошлом году ездила, - вызвав при этом общий смех. И только потом до меня дошло, что меня спрашивали про универмаг.

В городе было пять театров, и я посетила их все – у нас в городе театр всего один, поэтому такое большое количество театров меня удивляло. На дневные спектакли мы, как правило, не попадали – это было время занятий, оставались только вечерние и воскресные. Спектакли шли не меньше полутора часов, а к моменту их окончания столовые и кафе были уже закрыты, поэтому в такие дни мы обычно оставались без ужина. Но это была такая мелочь – по сравнению с удовольствием, которое мы получали от игры актёров. Любовь к театральным постановкам я сохранила на всю жизнь.

Один только раз во время спектакля я позволила себе жевать печенье – голод оказался сильнее моего воспитания, за что мне до сих пор стыдно.

Жизнь в общежитии шла своим чередом – девчонки влюблялись, даже было несколько студенческих свадеб. Но были и те, кто страдал от неразделённой любви. Вот одна из таких неудачниц и решила свести счёты с жизнью, шагнув из окна третьего этажа. Высота была небольшой, поэтому она выжила, но перелом позвоночника навсегда лишил её способности самостоятельно передвигаться.

После этого события в техникуме было проведено собрание, на котором наш директор прямо сказал:
- Парней на свете много, вы ещё встретите единственного и неповторимого. А если из-за каждого бросаться в окна – на всех окон не хватит.

Подобные случаи при мне не повторялись – очевидно, неудачная попытка суицида остудила горячие головы, и ещё желающих до конца жизни остаться парализованными – не нашлось.
Опубликовано: 24/01/23, 05:19 | mod 08/09/23, 07:17 | Просмотров: 193 | Комментариев: 22
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (22):   

Знакомо. Сама пять лет в общежитие в Ленинграде жила) Да, у нас был отдельный банный корпус, где по выходным мы мылись и устраивали постирушки. И холодильник и даже телевизор на последних курсах мы брали в аренду. Но для этого приходилось подрабатывать. Я по ночам подрабатывала в больнице - в неврологии) Но стипендия была повышенной, да и муж на 3 курсе начал какие-то деньги высылать, поэтому не бедствовала. А вот холод собачий помню - одеяла были тоненькие шерстяные и мы мерзли. Пришлось из дома тащить теплый плед. И жесткую кровать помню - как деревянные полати. Правда, нас в комнате было по трое - уже проще. А воровство на этаже процветало. Помню, у одной девчонки золотое кольцо кто-то стащил. Она мыла посуду и сняла его на время, положив на раковину. Пока относила посуду в комнату, кто-то проявил ловкость( Было очень жаль - колечко-то обручальное… У нас никто не пытался с жизнью счеты свести, да и развлечений в Питере побольше. Тех же театров, выставок, музеев. До сих пор страдаю по Кировскому театру (Мариинка) - очень давно не была. Езжу в Питер теперь крайне редко. Ох, а приключений было - несколько книг можно написать) Ох, Настя, разволновала мою память.
Гелия   (06/01/24 07:44)    

У нас однажды отопление отключили в самый разгар зимы - это было нечто. На улице -30, мы спали в одежде и варежках...

Гелия, обязательно надо записать воспоминания - это будет интересно не только тебе. wink
Туранга   (06/01/24 11:05)    

Караулить приходилось не только чайники – могли унести с плиты кастрюлю с готовым ужином, что было особенно обидно – мало того, что за продуктами очередь отстояли, готовили целый час, так ещё и возвращали её на кухню непомытой! - Настена, вот здесь посмотри, пожалуйста.  Вроде бы все правильно, но приходится вникать: отстояли, готовили (здесь, вероятно местоимение "мы")  - и возвращали (а здесь, наверное, "они", те, кто украл ужин). 
Мне кажется, нужно немножко перестроить фразу, чтобы легче читалось.
Наталья_Сафронова   (07/09/23 20:55)    

Да, действительно, как я сразу это не заметила?  surprised 

Спасибо, Наташа, исправила.)
Туранга   (08/09/23 07:17)    

Боже мой! Словно вести из другого мира  wacko 
Мне, наверно, повезло... Родители категорически запретили куда-то уезжать. Даже думать об этом. И мне знакомы только практика вне дома и сельхоз.работы  smile
Елена_Картунова   (03/09/23 14:58)    

Наоборот, не повезло - столько всего не увидела...  tongue
Туранга   (03/09/23 16:10)    

Мне  летние  студенческие практики в горах и на водоёмах компенсировали всё упущенное  icecream
Елена_Картунова   (03/09/23 17:27)    

О, знакомая ситуация. Год жила в общаге в Питере, в середине девяностых. Обокрали. Увы, деньги я держала не в банке. Но повезло, что жила одна в комнате - там были комнаты на двоих, а моя соседка снимала, испугавшись общажного быта.
Marita   (25/01/23 16:36)    

Ничего себе... В середине девяностых остаться без денег в чужом городе - это было испытание на прочность характера...
Туранга   (25/01/23 16:58)    

Я звонила родителям и плакалась. Батя помог.)
Marita   (25/01/23 17:41)    

Родителям тоже не сладко пришлось...
Туранга   (25/01/23 17:54)    

А мы ездили на картошку на первом курсе на один день. Было весело, девчонки собирали картошку в мешки, ребята своими скрипичными тонкими руками таскали эти мешки на край поля... а вечером зажгли костер и за честную работу честно напекли себе картошечки. Была свобода, любовь, молодость и веселье ни о чем, а просто так))).
Юлия_Лавданская   (24/01/23 15:55)    

Это был пикник.)
Туранга   (24/01/23 15:58)    

Практически, да!)))
Для галочки)
Юлия_Лавданская   (24/01/23 16:11)    

Эх, а мне и вспомнить нечего - никогда не жила в общежитие... Как же интересно читать такие воспоминания! Буду искать главу первую и жду продолжения, Настя.
Николь_Аверина   (24/01/23 11:55)    

Эх, Оля, столько всего интересного в жизни пропустила!  tongue 

Продолжение скоро будет.  yes
Туранга   (24/01/23 14:29)    

А что это за город такой,  стесняюсь спросить? ))
Я учился в Минске. В наших общагах условия были похожими. Но по четыре (а в старших курсах по два) человека. Не помню, чтобы что-то пропадало. Правда, однажды пришел, а моя гитара продавлена - кто-то сел. Кто - так я и не узнал. Многие были из деревень. Им привозили (присылали) неплохие продукты. А мясные хранили в сетках за форточкой в зимнее время )) Вечером, как правило, жарили картошку. Потом ели из общей сковороды с квашеной капустой и кефиром. Девчонок в нашем РТИ было меньшинство (по 2-3 в группе), поэтому из-за них страдали ребята, а не наоборот. Один вывалился из окна пятого этажа, когда пытался перелезть в соседнюю комнату. Не выжил. 
Хорошее повествование, Настя! Смело можешь начинать полноценную книгу мемуаров ))
Виктор_Казимиров   (24/01/23 10:29)    

Целиноград, ныне Астана.)

Зимой мы тоже продукты за окно вывешивали, но об этом будет во второй части - она намного смешнее.)
Туранга   (24/01/23 10:33)    

Настя, что мне нравится в этих мемуарах, так это искренность и множество мелких деталей, воспроизводящий эпоху. А чему вас учили в том техникуме?
Marara   (24/01/23 09:04)    

Финансовой премудрости.)
Туранга   (24/01/23 09:28)    

Как мою дочку?
Вау! И она (премудрость) пригодилась в будущем? smile  smile  smile
Marara   (24/01/23 11:11)    

Дома я - министр финансов! biggrin
Туранга   (24/01/23 11:37)