Начну, пожалуй, с лета 1941 года. Враг приближался к Ленинграду. Из города срочно эвакуировали детей и стариков, уезжала и моя бабушка. А её брат с женой от эвакуации отказались: брат, очень больной, был уверен, что фашистов к городу Ленина никогда не подпустят, и повторял, что лучше умереть в своей постели, чем по дороге в поезде.
Но уже 8-го сентября город был блокирован. Жена бабушкиного брата, с гордым именем Августа, сразу пошла сдавать кровь для раненых. Это был чисто патриотический поступок, ей и в голову тогда не приходила какая-нибудь выгода: ведь кровь была очень нужна для раненых, а оказалось, что доноров кормили, но заставляли всё съедать на месте, в госпитале, и, к сожалению, мужу ничего принести было нельзя… Зимой 1941-42 года мужа не стало…
После войны тётя Августа решила перебраться в Москву к своей сестре, которая тоже овдовела во время войны. Сестра жила в центре города, рядом с Главпочтамтом. До сих пор помню адрес: улица Огарёва, дом 3, квартира 5.
Моя бабушка была очень дружна с тётей, активно с ней переписывалась, но почему-то почти всегда путала адрес, посылала письма в дом 5, квартиру 3. Письмо возвращалось на почту, адресата находили через адресный стол, и вручали письмо. Через некоторое время тётушка написала, что бабушка теперь может не волноваться - они познакомились с очень милым человеком, живущим по тому “наоборотному” адресу, и он теперь просто приносит им домой письма. Это получается гораздо быстрее, чем через Мосгорсправку.
Как-то в 60-е годы к нашим коммунальным соседям приехали гости - родственники из Москвы с девочкой лет десяти. Мы с ней разговорились, и оказалось, что они живут на улице Огарёва. Я ей рассказала, что там живут наши родственники, и я у них бывала, поэтому хорошо знаю эти места. Я ей рассказала про тётю Августу.
Оказалось, что эта девочка бывала вместе с дедушкой у двух очень симпатичных интеллигентных старушек, живущих в соседнем доме. Они так много знают и очень интересно рассказывают. Её дедушка им письма относит - кто-то вечно путает их адрес. Пришлось сознаться…
Очень забавно: оказалось, что мы все заочно знакомы.
Спустя несколько лет тётя Августа написала, что их дом забирает какое-то министерство, а людей переселяют в новый район, зато у них теперь будет отдельная квартира.
Прошло много лет. Уже начало девяностых. Я была в командировке в Москве, надо было ещё зайти за чем-то в Главк. Адрес - Газетный переулок*, около Главпочтамта. Иду. Улица аккуратно ухожена, но почему-то не покидает ощущение дежа вю. Вхожу в здание. Да, я тут точно когда-то была. Поднимаюсь на третий этаж, нахожу нужную дверь, вхожу в кабинет. Очень знакомый вид из окна… Господи! Да это же бывшая комната тётушек!
Правда, уже давно их нет на свете…
—----------------------
Улице Огарёва в Москве вернули дореволюционное название: Газетный переулок
Спасибо, Настенька!
Спасибо большое, Денис!
Спасибо большое, Денис!
А может, это я - такая забывчивая?
"ведь кровь была очень нужна - но заставляли всё съедать на месте, в госпитале" - на мой взгляд, не очень хорошее построение фразы.
В доме, где жили мои родственники, теперь отель, так что тоже могу побывать в знакомой комнате, сняв в этом отеле номер))
Опять же спасибо и за второе замечание - попыталась улучшить.
А переночевать в комнате у родственников, давно переехавших, очень забавно.
Всего доброго Вам! С улыбкой, Галина.