Молодость - это всё же потрясающий период нашей жизни!
Мне в мои двадцать пять почему-то совсем не хотелось возвращаться домой сразу после работы, чтобы кушать вкусный мамин борщ под бормотание телевизора. "К прогулкам в одиночестве пристрастье" для меня превратилось едва ли не в манию: я часами бродила по окрестным бульварам, сочиняя стихи, мечтая о чём-то, и впитывая пёстрые краски, звуки и запахи, на которые так щедры киевские улицы. Зима ли, осень во дворе для меня почти не имело значения.
А тогда, помнится, была зима, и день близившийся к закату, всё ещё был ярок и праздничен. Я, правда, успела подмёрзнуть и радостно нырнула в подвальное помещение на Красноармейской, гласящее, что там выставка какого-то никому не известного киевского художника Самуила Соломоновича Каплана. Незнакомое имя вряд ли сулило открытия: по стенам художественных галерей в то время пышно процветал художественный реализм; импрессионисты и прочие "исты" в Советском Союзе не водились. Художественные творения в стиле социалистического реализма лишь на минуту радовали глаз похожестью изображения с натурой и тут же забывались, но я была оптимисткой и просто не могла пройти мимо новой незнакомой выставки. Всё равно я видела на полотнах не только то, что нарисовано, а то, что сама нафантазировала: подобное мне было тогда в привычку. Но тут, неожиданно, я столкнулась с чудом, с фантастическим взглядом на окружающую меня жизнь, который жаль было бы "додумывать"; на полотнах был мой Киев, который я узнавала и не узнавала...
При этом в каждом изображении был какой-то мелкий, дорогой сердцу штрих, подчёркивающий моё духовное родство с художником, с его виденьем и представлением о мире, как об огромном цветастом празднике, в котором всему найдётся место и всё оправдано. Какая-то смесь детской непосредственности, радости и Шагаловского настроения, хоть Шагал писал в умышленно-примитивной ребяческой манере, а тут была очень искусная кисть, не вызывающая сомнений в мастерстве художника. Он и сам стоял в одном из двух больших залов, окружённый небольшой группой своих почитателей; я, разумеется, подошла, и, разумеется, ничего не сказала из робости. Я просто стояла и слушала, не вникая в слова, восторженный гул незнакомых голосов и глядела во все глаза на этого невысокого, но необычного человека. А он был именно таким, каким я его и представила себе по только что увиденным картинам: чего стоил один этот взгляд сияющих глаз нестареющего ребёнка, внезапно получившего в руки вымечтанную за годы прозябания игрушку. Лицом он чем-то смахивал на Эйнштейна, только что открывшего свою теорию относительности: каждая клеточка этого лица полыхала искренним восторгом, а серебряная в электрическом свете грива волос казалась невесомым нимбом его обрамляющим. Этот художник сам казался образом, сошедшим со своих картин: экспозиция без его присутствия была бы неполной.
По дороге домой я, верная своей привычке, зарифмовала переполнявшие меня впечатления. В юности стихи складываются как бы сами собой, без всякого усилия, и так же быстро забываются. Но эти строчки и поутру всё ещё мерцали в моей памяти; я наскоро записала их и показала сидевшей рядом сотруднице. Фрида Зиновьевна, единственная в моей памяти женщина, добившаяся в нашем КБ звания главного инженера проекта, по-матерински бережно относилась и ко мне, и к моим творениям. Она редко критиковала несовершенства стихотворной формы, но, сосредотoчась на сути сказанного, довольно часто бросала неожиданные, но меткие замечания.
На сей раз она немного задумалась, а потом сказала:
- Я знаю одного художника, к которому подошли бы написанные тобой строчки. Его фамилия - Каплан. Я лишь недавно была на его выставке.
- Ой, так это же он и есть, - удивилась я, - a как Вы догадались, что это о нём?
- Похоже. А ему ты это стихотворение показывала?
- Нет, конечно! Я же с ним не знакома! - ещё больше изумилась я. - И зачем мне это нужно? Это же неприлично - надоедать совсем чужому человеку со своими стихами!
- Мне кажется, ему не так уж часто незнакомые девушки надоедают своими стихами, - грустно улыбнулась Фрида, - на выставке он не выглядел человеком, пресыщенным известностью. Тебе это, возможно и не надо, но ему было бы приятно.
-Как знаешь, конечно, - спокойно добавила она, видя, как я отчаянно замотала головой, - но я бы показала. Не для себя, для него.
Мы разошлись по своим кульманам, но Фрида меня как загипнотизировала: в голове у меня прочно засели её слова. Меня в то время сама мысль подойти к незнакомому человеку и дать ему прочесть свои стихи, ему посвящённые, приводила едва ли не в священный ужас: я была очень застенчива и нерешительна. Но с другой стороны... Этот незнакомый, похожий на Эйнштейна так сиял из-за двух-трёх слов похвалы, а у меня в руках было целое стихотворение! Одним словом, дня через три-четыре я "созрела".
Выставка на Красноармейской к тому времени, увы, уже закончилась, и за адресом меня перенаправили в Союз Художников. В этом Союзе, в свою очередь, очень важные чиновники популярно объяснили мне, что адрес или телефон - личная информация, раздавать которую никто не уполномочен, не взирая на любые написанные мною стихи. Но когда я, обескураженная, вышла в коридор, сухонькая старушка-секретарша выскочила за мною следом, и сунув тайком мне в руку заветную бумажонку с адресом, жарко зашептала на ухо, чтоб я никогда и никому не рассказывала об этом её страшном преступлении. Она, мне кажется, и объяснила, каким автобусом добираться и где этот автобус ловить.
Когда я добрела до дома, где жил художник, над крышами сгустились сумерки. Мои окоченевшие губы стали сизыми, как потемневшее вечернее небо, заледеневшие пальцы ног отчаянно ныли от холода, нос немилосердно тёк, а сама идея знакомства казалась верхом идиотизма. Я даже обрадовалась, когда на мои звонки никто не отозвался и бодро зашкандыбала вниз по лестнице. Навстречу мне поднимался невысокий, нахохленный человек в чёрном пальто и с тубусом под мышкой. Он равнодушно мазнул по мне безразличным взглядом и медленно прошёл мимо. И хоть абсолютно ничего в его облике уже не напоминало мне Эйнштейна, я осторожно пискнула ему в спину:
- Самуил Соломонович?
Мужчина резко выпрямился и обернулся, внимательно вглядываясь в моё лицо.
- Да. Мы знакомы? Простите, не припомню...
Мне от смущения стало не по себе. Я растеряно и жалко залепетала о выставке, о стихотворении и даже о Фриде с её благими советами, потом совершенно неожиданно умолкла, не зная, куда девать руку с зажатым в ней скомканным листочком, покрытым моими рифмованными каракулями. Художник вовсе не казался осчастливленным моим непрошеным вторжением; скорее обескураженным и уставшим. Он, похоже, не знал, как меня прогнать, да и я остро мечтала дематерилизоваться, уйдя не прощаясь. Каплан сориентировался раньше меня.
- Пройдёмте, - величественно кивнул он мне, направляясь к знакомой двери, и ковыряясь в замочной скважине ключом, добавил, - К сожалению, я не могу пригласить Вас к себе сегодня: Вам придётся подождать меня тут.
И вытащив из моих заледеневших пальцев листок со злополучным стихотворением, он надолго скрылся в недрах своей квартиры.
Ума не приложу, что заставило меня тогда дожидаться перед закрытой передо мной дверью. В такой неловкой ситуации я ещё не бывала. Но любое ожидание рано или поздно кончается; герой моего шедевра вышел, протянул мне помятый стишок, и окинув меня озадаченным взглядом, с искренним изумлением произнёс:
- Знаете, а ведь неплохо написано. Я бы даже сказал - профессионально.
Я опешила. Я почему-то ждала чего угодно, но никак не оценки моего поэтического профессионализма; но фантасмагория визита давно зашкаливала, и мне оставалось лишь кивнуть и жалобно спросить:
- Так я пойду? Да?
Художник неожиданно оживился:
- Вы на автобусе приехали? Давайте я Вас провожу до остановки; заодно и прогуляемся, побеседуем. Как Вас, кстати, зовут?
За давностью лет я уже не припомню, о чём мы тогда беседовали; время летело совершенно незаметно. Помню лишь, как я изумилась, осознав, что уже почти полночь, мы стоим у фонаря на кольцевой, и я упоённо рассказываю этому незнакомому до того, немолодому человеку забавную историю о том, как в доме моего прадеда останавливался Петлюра. В светлом круге, выхваченном фонарём серебристыми блёстками вспыхивают снежинки; по рельсам с грохотом несётся скоростной трамвай, а это значит, что мы обошли, гуляя, едва ли не полгорода, но мне почему-то совсем не холодно и совсем не хочется прощаться...
Трясясь в пустом полутёмном вагоне я, если честно, думала, что выпавшая мне встреча - первая и последняя. Но примерно через неделю у меня в квартире раздался телефонный звонок:
- Марина? Здравствуйте! Это Самуил Каплан говорит...
Так в мою жизнь вошёл Самуил Соломонович Каплан, художник от Бога, дружба с которым очень много значила для меня.
Приезжай, мы лично познакомимся!
Мне тоже очень хочется тебя увидеть!
Мне вчера тоже повезло познакомиться с удивительным человеком, художником, учеником Мельникова. Преподает живопись в академии Репина днём, ночью пишет картины (не писал бы по ночам, но ожидает большая очередь, желающих иметь его работы – на самом деле, очень сильные, супер профессиональные).
Художники - уникальные люди: они не просто представляют свой мир; он создают миры!
Я думаю, Ваш новый знакомый будет много значить для Вас,
А как его зовут?
У Вас есть линк на его работы?
В Интернете много его картин, есть видео.
Ищу через Яндекс.
Зовут: Погосян Александр Александрович.
Мой художник был потрясающий человек!
У меня в семье его иначе, как художник и не называл никто. И картины у него были удивительные: не только городские пейзажи.
Когда мне нужны были иллюстрации для моего выступления, я подобрала его картины, которые блестяще подходили к моим стихам даже сюжетно; меня много хвалили, но хвалили не столько за мои стихи, сколько за то, что открыла для моих знакомых и слушателей такого потрясающего мастера живописи.
Я заглянула на минутку и зависла. Замечательно написано!
А еще я подумала о том, что любому из нас не помешают слова одобрения, а, если повезет, то и восторга. Ведь сколько раз мы восхищаемся молча чьими-то стихами или рассказами, не найдя нужных слов либо лишнего времени, чтобы их написать/произнести. И вот я пишу прямо сейчас: Марина, ты очень талантливая (можно ведь на ты, правда?).
Я очень рада тому, что вышло не очень скучно: Самуил Соломонович был очень "живым" ярким человеком, с которым просто невозможно было заскучать!
Вы очень добры ко мне! Мы все талантливы, и я с большим удовольствием читаю Ваши стихотворения и тут и на "Кролике"!
Интересная история. Я бы не решилась на такое знакомство ни в молодости, ни сейчас.
"из-за двух трёх слов похвалы" – "двух-трёх".
"Выставка на Красноармейской к тому времени, увы, уже закончилась и за адресом меня перенаправили в Союз Художников." – перед "и" нужна запятая.
"каким автобусом добираться, и где этот автобус ловить" – а здесь, по-моему, не нужна запятая перед "и".
"зашкандыбала" – ужасный глагол, один из моих самых нелюбимых, но это вкусовое, разумеется.
"но фантасмагория визита давно зашкаливала и мне оставалось лишь кивнуть и жалобно спросить" – перед "и" нужна запятая.
"За давностью лет я уже не припомню о чём мы тогда беседовали" – после "припомню" нужна запятая.
Доброго дня Вам!
Сейчас я бы, наверное, куда легче решилась бы на подобный поступок, чем в юности. Другое дело, что я вряд ли бы написала стихотворение под воздействием эмоционального порыва: у меня такое ощущение, что всё либо уже сказано, либо не стоит в принципе говорить...
Умничка, Марин!
Я обычно пишу сразу начерно, не переписывая и не "работая" над текстом. Поэтому, возможно и появляется ощущение непосредственного рассказа. Но, увы, и ошибок грамматических - пруд пруди. Никогда их не замечала, даже перечитывая, и каждый рассказ пестрит комментариями о том, что нужно срочно поправить.
Мне кажется, жизнь у всех интересна, особенно, когда она долгая и насыщена событиями. И к Вам, наверняка тянутся многие: Вы очень добры.
Вы очень добры!
Интересно, насколько по разному разные люди оценивают одно и то же событие!
Для меня всё происходившее - значимая страница из моей жизни; для предыдущего рецензента - подтверждение того, что я супер-самоуверена. Вы меня расхвалили настолько, что мне стало немного неловко; хоть я ничего особого и не совершила...
Но Вы, в Ваших рассуждениях абсолютно правы: никогда нельзя скупиться на похвалу. Одинокость сама по себе почти не зависит от таланта, и творческие люди порой страдают от неё.
Человек доставил мне много радости своими полотнами. Мне казалось, что ему будет приятно, что ему посвятили стихотворение.
Иногда встречались. Впрочем, интересные люди встречаются всем. Вы, вот, мне встретились. А я - Вам.