Среди моих друзей и знакомых всегда есть люди творческой профессии. Приходилось и приходится тесно общаться с оперативниками, со священниками, с музыкантами, с художниками.
   Эту историю рассказал мне друг по студенчеству, произошла она с его отцом. Тогда ещё молодой выпускник энского художественного училища Виктор Миронов снял небольшую квартирку в ближнем Подмосковье, устроился работать на студию «Диафильм», что практически в самом центре Москвы – минут 5-7 ходьбы от метро «Площадь Ногина» (нынешний Китай-город). Примерно в это же время молодой художник стал увлекаться авангардизмом, общался с лидерами тогдашних авангардистов, в том числе с Элием Михайловичем Белютиным. В частности, именно Белютин арендовал пароход и организовал такой круиз авангардного искусства - на этом пароходе были работы 500 художников вместе с авторами, и почти как театр «Колумб» у Ильфа и Петрова, художники и их работы устремились в путь из Москвы по Волге и обратно до Москвы.
На остановках местные жители могли посмотреть на авангардные картины, познакомиться с новым веянием в искусстве – полюбоваться зелёным, жёлтым или красным небом, чем-то понятным или не особо понятным. «На картине зрителю хотя бы одна вещь должна быть понятна», - именно так провозглашал принципы авангардизма товарищ Белютин. Художники рисовали всё, что в голову придёт. Люди реагировали по-разному, но прямо чтоб ругали искусство – такого не было.
   Потом была выставка в Доме культуры железнодорожника, а потом – уже всем известная Выставка в Манеже. Напомню, на дворе стоял декабрь 1962 года.
Так вот, Виктор Миронов и в круизе, и на выставке в Манеже представил свою работу «Цементный завод». Что такое цемзавод – можете представить, трубы дымят, пылищи немерено на 200 метров в округе и днём, и ночью. Так вот, сама картина была сделана вся(!) в сером цвете, этакое, скажем, последствие ядерного взрыва за пять минут до апокалипсиса. За что ей и досталось – Хрущёв остановился перед картиной, стоял и долго орал, что это поклёп на советскую действительность, употребляя разные всем нам известные словеса, разве что «пермяк солёные уши» там не звучало. Естественно, выставку разогнали, это всем известный исторический факт.
   А потом как-то уж так произошло, что Виктор Миронов быстро разочаровался в авангардизме и стал писать просто красивые пейзажи.
Можно ещё добавить, что на тот момент в Союзе художников СССР в руководстве должны были произойти перевыборы. И старые сторонники соцреализма, сидевшие в руководстве, боялись, что их заменят другими. Соответственно, они наговорили советникам Никиты Сергеича всякую бяку про своих конкурентов. Настроили и так не сильно образованного руководителя против молодых и талантливых. В итоге, обеспечили себе ещё энное время у кормушки.
   А картину «Цементный завод» в Девяностых удалось продать, и за хорошие деньги. И на неё Виктор Сергеевич купил квартиру для сына, который и поведал мне эту историю.
(рассказик был написан в рамках одного из конкурсов, http://litgalaktika.ru/publ/49-1-0-15089)
Мой товарищ, Сергей, профессиональный художник, окончивший худ. училище в Самаре, а позже худ. училище в Москве (не помню названий этих учебных заведений).
Так вот он рассказывал, что когда учился в Москве, работал дворником, а за это имел жильё (каптёрку).
Для поддержания бюджета, пытался свои художественные творения продавать на Старом Арбате.
Это дело оказалось достаточно рискованным, потому что местная худ. "мафия" не пускала чужаков и можно было схлопотать не по детски.
Сергею и убегать от них приходилось, а позже – договариваться с ними за проценты от проданных картин.
Да, проблема художественности всегда стояла, и сейчас стоит. И не только у руководящих товарищей. Это надо себя внутреннего воспитывать, чтобы понять, Моцарт перед тобой, или нет.)))
Моцарты сейчас тоже есть, но порой и Сальери-ремесленника надо в себе воспитывать
И кто сказал, что это неправильно. И где эта мера по которой нужно отмерять художественность.
А картина еще и послужила своему хозяину.
Критики ушли, думаю в тень, в тот момент, когда он держал денежки в своих руках. И улыбался, глядя в прошлое
Спасибо, Таша!
Я вживую, конечно, обниматься не буду – у меня характер сдержанный-нордический, но как писатель желаю изображать то, чего на самом деле нет