Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Мемуары » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Жизнь в кадрах   (T_Ross)  
...в молодости казалось, жизнь длинная. Сейчас, когда исполнилось шестьдесят, поняла, что ошибалась... жизнь короткая.

Если оглянуться в прошлое, прожитое помнится обрывками картинок и яркими всплесками ощущений. Иногда выпадают из памяти месяцы, иногда белыми пятнами остаются годы. Нет, конечно, мы помним, в каком году школу закончили, в каком замуж вышли или родился ребенок. Но это пунктирно. Анкетные данные о существенных событиях. А вот много ли моментов мы помним, чтобы они виделись развернутым кадром? Кто сможет прокрутить фильм своей жизни день за днем? Никто...

Вот мои «кадры», которые в памяти врезанная намертво картинкой...

***

… Мне пятнадцать. Он на год старше. Мы с ним «гуляли» – так тогда это называлось – уже около года. Но на поцелуй еще так и не решились. Хотя всё предвещало этот момент.

В тот день, как обычно, мы встретились около памятника Карлу Марксу. Карл красовался на центральной площади района, где мы жили. Осень. Холодно. Ветер срывал с деревьев последние листья, и те кружились под ногами в своём стремительном танце. Я дрожала. То ли от холода, то ли на нервной почве. Свидание для меня было наполнено предчувствием… это… должно случиться. Вот-вот.

Подхожу. Он стоит уже, тоже нервничает. Ни слова не сказав, берёт меня за руку и мы идём. Я даже не заметила, как оказалась у него дома. Мы вдвоем. Его мама была понимающей, и ушла, чтобы не мешать. Она знала, как сильно он влюблён в меня.

Комната. Диван. Стол, на котором разбросаны учебники, какая-то мелочь, как у любого школьника. Ещё кресло. Я плюхаюсь в него. Дрожь в теле не унимается. Он куда-то тычет пальцем. Раздаётся музыка. Магнитофон. Не помню, что играло. Скорее всего это:
«Только я и ты, да только я и ты, да ты и я,
Только мы с тобой, да только мы с тобой, да мы с тобой...
Было так всегда, будет так всегда,
Всё в мире - любовь, да лишь она, да лишь она».
Именно в тот год вышел фильм «Романс о влюблённых». Песня оттуда была популярной. Ещё бы…она соответствовала настроению таких, как я.

Он берёт меня за руку и осторожно пересаживает с кресла на диван. У меня уже не внутренняя дрожь, похожая на озноб при простуде. Нет, меня колотит так сильно, будто прихватила тропическую лихорадку.

Я безумно хочу, чтобы он поцеловал меня. И одновременно с этим также безумно боюсь этого. Он садится ближе... почти вплотную… помню запах – что-то приторно горьковатое. У него пышные и длинные волосы. Тогда модно было. Под «битлов». Он наклоняется и упавшая прядь щекочет щеку. Одной рукой пытается уложить меня на диван – не нагло, осторожно, слегка подталкивая… другой поднимает край блузки... наклоняется и, едва касаясь губами, целует... в приоткрывшуюся полоску телу. В голове стучат барабаны. В глазах мелькают разноцветные квадратики и прямоугольники калейдоскопа. Чувствую, вот-вот улечу. Улечу, и в полете не смогу контролировать свои слова и движения. Уже сейчас, находясь еще на земле, ощущаю, как сознание рассыпаться на мелкие осколки, а тело не хочет слушаться. Еще мгновение и всё... Что «всё»? Не знаю. Просто страшно.

Вскакиваю и убегаю. Судорожно опускаю блузку, трясущимися руками застёгиваю кофточку. На улице, охваченная прывами ледяного ветра, чувствую отрезвление. И сожаление. Почему, почему я не осталась? Да, именно сожаление о том, чего не сделала. А не того, что сделала. Сделала я глупость. Убежала. А ведь как хотелось чтобы он целовал...

Прошло полвека. Целая жизнь позади. Но я и сегодня помню... и запах его волос, и свои ощущения, когда он коснулся меня губами, и страх от предстоящего поцелуя, и чувство разочарования из-за того, что испугалась и убежала... Помню, будто вчера произошло всё это. Кто знает... может так и должна была закончиться история первой любви. В памяти осталась сладостная радость. А если бы всё случилось...

***

Вот другая картинка. Раннее утро. Рассвет. Тело кажется легким, но стоит попробовать встать, понимаешь, что не в силах сдвинуться... разбитыми кажутся абсолютно все косточки, будто по мне проехала асфальтоукладочная машина. Оставляю попытку приподняться. Прошу показать её ближе. Не высокая, но крепкая женщина с усталым лицом, протягивает младенца. Девочка. Моя девочка. Дочка. Пытаюсь запомнить её получше. Слышала, что в роддоме могут перепутать новорожденного.

– Успела, – говорит женщина куда-то в сторону, продолжая держать малышку передо мной, – успела-то роженица в нашу смену родить. Теперь можно и домой... устала... Ночь была тяжелая... – она зевает и мне тоже хочется зевнуть. Моя ночь тоже была не легкой.

Я перенашивала. Ждала роды со дня на день. Еле ходила, наклониться чтобы надеть носки, уже не могла. Накануне вечером во двор приехал грузовик. Капусту привезли. Тогда в осенние дни по дворам возили на продажу овощи — то помидоры ящиками, то арбузы или капусту вилками в мешках. Бабушка не удержалась, побежала и купила пару мешков капусты.
– Куда тебе, – сказала она, выходя, – сиди дома...
Я увидела в окно, как стоит она с мешками и не знает, что делать. Идти всего-ничего, метров сто, но мешок с капустой тяжелый, не поднять одной.
– Ба, я помогу... – крикнула в форточку. Выскочила, не накинув пальто.

Вечером позвонила подруга, я сказала, что вода по ногам...
– Ну, всё, к утру родишь, – заявила она.
К шести часам терпеть уже не могла. Стучу в дверь соседу. Тогда мало у кого были машины. А он таксист.
– Толь, прости, но не могу больше...

В роддоме всё по отработанной схеме. Приёмное отделение, короткий осмотр, кровать с проваленной железной сеткой. У окна. Под окном батарея. Большая чугунная, крашеная белой краской. Я смотрела на нее, изучая щербинки и выбоины. Когда случались схватки, хваталась за её раскаленные бока с остервенением.
– Не оторви батарею, – усмехнулась акушерка. – И не ори... И давай, скорее, а то скоро смена заканчивается, нам домой надо...
– А сколько ещё? Когда... ой... заканчивается?
– В девять...
– Еще два часа, господи! Целых два часа...
– Не гневи... в шесть привезли, в девять родишь, так бы всем...

Я терпела. Старалась не орать. Но не получалось. Вопли от боли раздираемого тела вырывались непроизвольно. Акушерка время от времени заглядывала. Видимо, проверяя, на месте ли батарея. Вдруг громко закричала:
– Свет, а Свет, беги скорее... у роженицы дитё лезет... головку видно...
Вбежала Света, меня подхватили под руки:
– Ой, мамочка... я не могу... не могу...
– Сможешь, идти не далеко, – подбодрили меня.

Большая комната. Пару столов. На стене большие круглые часы. Ровно девять. Почти успела. Задержала «смену» на пятнадцать минут…
– Ну, что… готово. Родила. Девочка. Здоровенькая...

Помню, нет, не помню, а чувствую каждое мгновение той ночи.

***

Много ли таких моментов мы помним? Ну, чтобы в подробностях. Совсем немного, правда? Помните, как в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», герой, которого играет Андрей Миронов, объясняет возлюбленной, чем кино отличается от жизни? В жизни мужчина и женщина знакомятся, встречаются, женятся, потом она беременеет, а через девять месяцев рождается ребенок. А в кино всю средину вырезают. Раз — свадьба, два — ребенок. Вот и у нас так. Раз — познакомилась, два – родила. А средина выпала. И в итоге всего-то фильм о вашей жизни на пару часов. И это в лучшем случае.

Как же много мы забываем. Даже из того, что было важным. Когда-то важным. Вы рыдали, страдали, думали, что жизнь закончена. А сейчас, когда прошло несколько лет, не помните, забыли. Будто и не было. Откуда я знаю, что так бывает? Недавно прочитала свои письма, которые писала тридцать лет назад. Маме. Мужу. Сейчас нашла. В старой коробке, которую хотела выбросить. Много интересного прочитала. То, о чем не помнила. Но что когда-то было крайне важным.

Но что еще удивительно... иногда то, что помнится, в жизни было не совсем таким, как мы помним… но это уже другая история.

***
текст написан на конкрус Мемуары -8, ноябрь 2025
Опубликовано: 17/11/25, 18:47 | mod 17/11/25, 18:47 | Просмотров: 18 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (10):   

Мне нравится откровенность в мемуарах. Приукрашенные истории выглядят фальшиво. А здесь читаешь - и веришь каждому слову! И так мастерски изложено - не оторваться!
Людмила_Кац   (18/11/25 09:41)    

Хорошо написано.
Но мне сложно почему-то читать чужие подробности о родах.
Милана_Секоненко   (17/11/25 22:13)    

спасибо за отзыв, извините, что вызвала у вас сложные (неприятные) чувства. Не думала, что так может случиться. Но, наверное, с другой стороны... вышло достоверно? значит не плохо написано).
Хорошего дня!
T_Ross   (17/11/25 23:27)    

Моё неприятие не относится к рассказу. Ничуть.
Рассказ хороший.
Просто есть родственница, для которой эта тема любимая.
А у меня аллергия выработалась.
Извините за откровенность
Милана_Секоненко   (17/11/25 23:33)    

ну, что вы... откровенность и искренность всегда приветствуется. Для меня точно. Еще раз спасибо за похвалу 
T_Ross   (17/11/25 23:56)    

Честные мемуары. Трудно вот так просто взять и выплеснуть свой первый любовный опыт... smile  smile  smile
Marara   (17/11/25 19:47)    

а мы в стихах разве не выплёскиваем самые откровенные чувства? или выдумываем? 
Спасибо за отзыв 
T_Ross   (17/11/25 23:24)    

Перенесла рассказ из "анонимов", но, увы, не знаю, как перенести сюда комментарии, которые там были. Тем более, что там не могла ответить, пока шёл конкурс. Но от всей души благодарю всех, кто прочитал, кто проголосовал и кто оставил отзыв.
T_Ross   (17/11/25 18:48)    

Татьяна, здравствуйте! Можно просто скопировать отзывы и вставить в окно для рецензий.
Ответить можно на Анонимном конкурсанте. Анонимность уже раскрыта и можно отвечать комментаторам.
Виктория_Соловьёва   (17/11/25 19:09)    

Спасибо, Виктория
T_Ross   (17/11/25 23:23)