Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
[ свернуть / развернуть всё ]
Рубежи. Казачий городок. Часть вторая   (Владимир_Печников)  


Городок-то тот давным-давно уж средь Донских волн стоял, возвышался на безопасном от врагов острове. И река туточки быстрая и степь душистая, да и небушко до поры до времени чистое. В окружении дубравы доброй жил народ чудесный, горя не знамый. Работали казачки Донские, строились… Рубежи они стерегли, татарву отгоняли и в ногаев пуляли, да потрошили проходящие мимо суда с судёнышками во славу себя самих. И ещё… а как же: попутно детишек растили, необыкновенные песни казачьи слагали, но знатно пели… «На Донце – реке,
Во казачьем городке
Ой, да вот он, во казачьем городке,
Появился, объявился Булавин – он Кондрат.
Ой, да вот, Булавин, он Кондрат!
Кондрат – парень не простак, а удалой он казак,
Ой, да удалой он казак.
Зипун шит серебром, сабля вострая при нём,
Ой, да вот он, сабля вострая при нём.
Сабля вострая при нём, а глаза горят огнём.
Ой, да вот он, а глаза горят огнём».



«Казак» - слово Тюркского происхождения, чаще всего звучит как «казак» или «козак». Так называли свободных независимых людей порвавших со своей социальной средой. Словом «казак» или «казах» называли себя киргизы. Но профессор В.Ключевский писал, что «даже татары вступали в состав служилого люда». Так татарин Кирейка «на крымских людей воевать с казаками хаживал» и впоследствии поступил на царскую службу.

У тюркоязычных народов, живших родовым строем, слово «казак» означает человека, оторвавшегося от своего рода (вроде волка – одиночки). Так же назывались передовые войска, по волчьи рыскавшие впереди основной армии. А в пятнадцатом веке в русских землях, переживших татаро-монгольское иго, так называли вольных людей, не имевших земли… В армиях татарских ханов казаки составляли особый разряд войска. Так, описывая войско крымских татар, летописцы говорят о таких его составных частях, как «уланы, князья и казаки». Из казаков состояли лёгкие передвижные отряды, несущие караульную службу, постоянно беспокоящие противника.

Происхождение самого слова «казак» всегда и во все времена вызывало споры. Одни считали, что это слияние двух монгольских слов: «ка» - железо и «зак» - граница, то есть охрана границы, пограничная стража. Другие полагали, что слово происходит от самоназвания одного из тюркских родов, имевших тотемом лебедя. «Каз» - гусь, «ак» - белый. Якобы род «казак» оторвался от своего племени, стал свободным, а само название рода стало именем нарицательным. Так стали называть всех свободных и вольных людей. Есть и другие варианты происхождения этого слова. Но подавляющее большинство исследователей считает, что оно всё же тюркского происхождения.

Всегда, когда создаётся новое государство, либо просто власть меняется, многие молодые и сильные парни не вписываются в новую структуру, оказываются на обочине жизни. Куда им деваться? В дипломатической переписке, которая велась между Москвой и степными государствами, их называли «казаками».

В это же время так начинают называть шайки разбойников, на свой страх и риск промышляющих на ничейной территории и караванных путях. У себя дома они являются законопослушными гражданами, но объединяясь в отряды и выходя на большую дорогу, не дают пощады иностранным купцам и набегами постоянно разоряют соседей. Например, в 1523 году азовские разбойники захватили русских промышленников, спускавшихся по Дону за рыбой, зверем и диким мёдом, и русский князь Василий через посла крымскому хану передал: «Твои казаки азовские наших людей имают на Поле, да водят в азов, да их продают». А крымчане оправдывались, что делают это без ханского приказа «мелкие люди, молодые казаки». В 1549 году, сообщает историк Марков, князь ногайский Юсуфе жаловался царю Ивану Васильевичу, что «на Дону стоят русские разбойники и ногайских купцов грабят». Ногайский Мурза тоже жаловался Ивану Четвёртому на разбои, на что царь отвечал, мол, наших казаков там нет никого и что там одни лишь беглые люди. Даже султан могущественный турецкий, владыка Византии и гроза христианского мира, был не на шутку встревожен разбойничьей удалью донских казаков.

Посланник наш Пётр Тургенев доносил царю в 1551 году: «В басурманских книгах пишется, мол, казаки с Азова оброк емлют, и воды с Дона пити не дают». Обычай грабить «в Поле» т.е. в безлюдной степи всех и каждого было широко распространён между всеми народами. Марков сообщает, что: «Московская политика с половины пятнадцатого и конца семнадцатого веков настойчиво направлялась только к тому, чтобы обратить этих вольных хищников в защитников Русского царства… Уже Иван третий, сообщает в Географическом словаре Татищев, выселил в 1487 году Касимовских и мещерских казаков на Дон к жившим уже там многим казакам». Первым их городом был там, где Донской монастырь, в двадцати пяти верстах от Богучара и тридцати пяти от Петропавловки.



Шумят на поворотах реченьки быстрые, питающие великую реку, бурлят впадающие ручьи, колотятся. Бегут волны донские, на удивление быстрёхонько несут весточки от царя русского, Петра Алексеевича. Ещё в августе одна тысяча семьсот четвёртого года Апраксин в особой тревоге сообщил Петру Первому: «… послал я в Богучар, казачий городок… и ныне мой посланный писал, что учинились сильны, переписать себя не дали…». А ведь ещё в одна тысяча семьсот третьем году в городок прибыл в поисках отступников сотник Кологривов. Его расспросы убедительно в ту пору показали, что беглых в данной местности нет, да и не было. И вот тебе, пожалте… - расплодились во множественном количестве беглецы-преступники государевы. В основном с судоверфей бежал замученный под самые залысины люд голодный, а с ними и солдатики-дезертиры, да ворьё всевозможное, избежавшее наказания, и много кого ещё.

Донецкий-то стоял в ту пору укреплённый по казачьему образцу и обычаю: высокий плетень был пересыпан землёй, утрамбованной, а сверху на том валу возвышался ещё один плетень. За стеной, на площади в сто пятьдесят на семьдесят пять саженей, располагались три улицы и церковь Богоявленская. Скотину держали на соседнем острове. Да, конечно, слово остров упоминается почти во всех исторических трудах, касающихся казачьих городков. В данном случае городок Донецкий находился на рукотворном острове. Были прорыты каналы, соединяющие реку Дон с озёрами, донскими старицами. Для скота казаки использовали земли, находившиеся в непосредственной близости. Казаки на то и рассчитывали, чтобы посмевшие напасть злые вороги, возможно, не будут штурмовать стену, а ограничат аппетиты зверские добычей в виде мяса животных. Только вот беда – скот-то перевезти было делом довольно сложным, а на мясо его много не забьёшь. Канал сохранился до наших дней, правда он сейчас без воды и завален буреломом, но можно с удовольствием рассмотреть и представить, как казаки на своих челнах выплывали из засады и грабили проходящие суда, а в последствии просто тупо собирали за проход судов дань.



По левую сторону Дона наглели Ногаи с ханом Каюком во главе. Не даром по настоящее время в ходу выражение: «Придёт тебе каюк». А по правую сторону пугали своим присутствием крымские татары. Ежегодно они совершали на русские земли набеги. Наберут в полон людишек и по Дону сплавлялись обратно в Крым для продажи живого товара в рабство. Казачки не брезговали никакими средствами для достижения собственного благополучия. Например, грабанул Ногайский хан Каюк караван, идущий в Персию, тут же казаки объединяются с крымскими татарами и грабят своих соседей, грабителей, или, наоборот, объединяются с ногаями и грабят крымских татар, идущих домой с ежегодной добычей. Ничего в истории не меняется, мозги остаются прежними. Ну, это я увлёкся, а теперь продолжим…
Опубликовано: 23/12/21, 14:25 | mod 08/02/22, 17:06 | Просмотров: 283 | Комментариев: 11 | video
Читателям: пожалуйста, учтите, что автора уже нет с нами. Он не сможет вам ответить. Светлая память автору...
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (11):   

Володь, удивляюсь широте твоих интересов, твоему неравнодушию.  Конечно, мне сложно даются собственно исторические тексты, больше запоминаются судьбы людей, как и большинству женщин, наверное. Но все равно интересно. Процветания твоему музею, Володя! Василий Татищев основал и наш город тоже, на Волге стоит памятник ему, из моего окна видно граффити - портрет Василия Никитича на стене соседнего дома. 

Володя, смотрела и слушала, но взгляд упал случайно на текст, посмотри:
Обычай грабить «в Поле» т.е. в безлюдной степи всех и каждого было широко распространено между всеми народами. - Володь, здесь "был широко распространен".
Наталья_Сафронова   (08/02/22 08:51)    

Ага, спасибо, Наташ! smile
Владимир_Печников   (08/02/22 17:05)    

С интересом посмотрел и прослушал! Читаешь замечательно, Володя. Словно со сцены.
Много нового узнал. Продолжу.
Виктор_Казимиров   (06/02/22 12:20)    

Спасибо, дорогой!
Владимир_Печников   (06/02/22 12:56)    

Владимир, просто молодец! И текст, и видео. Очень профессионально сделано.
Асия_Караева   (26/12/21 21:56)    

Спасибо, дорогая! Эти ролики мной не просто для интернета сделаны... впереди семь роликов и потом казачьи песни с амазонками... ролики будут объединятся в один фильм и как только с ковидом нормализуется, турристические группы после просмотра достопримечательностей в музее, перед отправкой на просмотр на природе, будут усаживаться в виртуальный зал и на большом экране экскурсанты ознакомятся с этим фильмом, чтобы было понятно куда их везут и о чём пойдёт речь на экскурсии... это уже всё в план заложено...
Владимир_Печников   (26/12/21 22:14)    

Как здорово! Я тоже приеду  biggrin
Асия_Караева   (27/12/21 15:59)    

Да, пжалста! Мы всем рады! Немцы в прошлом году приезжали, качали головами, мол, столько простора и всё ничьё))) Вчера прочитал про твоего кота облезлого, так мысль промелькнула - посмотреть на те места. А в Париж хотел с детства, когда читал Мушкетёров))
В Марсель - когда графа монте-кристо и так далее))) Вот в Великобританию почему-то совсем не тянет. Мои сваты в Питере живут и, примерно, через год ездят во Францию... им нравится по каналу сплавляться на арендованном судне семьями по провансу от самого моря... плывёшь и всё видишь... захотел экскурсию - на берег... итак десять дней. Нас приглашали, может сподоблюсь, когда ковид ослабеет)
Владимир_Печников   (27/12/21 16:15)    

Владимир, была бырада познакомить тебя с Францией. Я, кстати, работала сопроводителем туристов-индивидуалов
и иногда групп.
Асия_Караева   (27/12/21 21:02)    

Земля круглая... сами не знаем, где будем и когда... а было бы здорово, конечно... время покажет)))
Владимир_Печников   (27/12/21 21:05)    

biggrin
Асия_Караева   (30/12/21 20:39)