Всякое бывало в нашей истории, истории человеческой… Но зачастую мне приходится сталкиваться с такими непонятными моментами, когда невероятное множество псевдоисториков, подверженных исторической предвзятости, с которой непременно приходится уживаться в жизненный период времени, начинают кого-то прославлять и возвеличивать, а кого-то принижать в своей исторической ценности. Я не историк-профессионал, но даже находясь в состоянии простого любителя-краеведа, стараюсь наиболее объективно подходить к интересным событиям, произошедшим много столетий назад.
Вот, например, описывая жизнь и быт казаков, их происхождение, с удовольствием присоединяюсь к мнению такого именитого исследователя старины, как Василий Дмитриевич Сухоруков, который в своём «общежитии донских казаков…» рассказывает, что «Нравственность казаков представляла смесь добродетели и пороков, свойственных людям, которые жили войною и грабежами. Жадные к добычам, свирепые в набегах на земли неприятельские, казаки в общежитии своём были привязаны друг к другу, как братья, гнушались воровством между собою; но грабёж на стороне, и особливо у неприятелей, был для них вещею обыкновенною. Религию чтили свято. Трусов не терпели и вообще поставляли первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Иногда они вихрем неслись в области Тавриды, или в кочевья ногайцев; сокрытые от проницательных взоров неприятеля темнотою ночи или мраком сурового ненастья, они нападали на противников врасплох… и возвращались … с табунами татарских коней и прелестными пленницами».
В 1627 году была составлена Книга большого чертежа, как описание не дошедшей до нас карты России – «Большого чертежа», в которой впервые появляется и описывается река Боучар. «А с Крымской стороны, ниже Момонца вёрст 30, пала в Дон река Боучар». «Розрядная выпись» сообщала, что «… сентября в 20 д. писал ко государю … с Веневы князь Григорий Шеховской, что по государеву указу велено бытии с Иваном Карамышевым для посольского провоженья Веневским казакам, и сентября в 12 д. прибежали на веневу тех веневских казаков одиннадцать человек, Мишка Жуков со товарищи, а воротились де они для того, что августа в 16 д.. как будут послы против Боучар, и у них де потонуло судно с их запасом; и он тех казаков посадил на веневе в тюрьму до государева указа». С целью проведения новой пограничной линии в 1637 году издаётся распоряжение, в котором было спланировано поставить города, в том числе и на Кальмиусской сакме. Последствие этому стало строительство городов Верхососенск, Усредь, Ольшанск, Коротояк, Урыв, Костенск, Усмань, Орлов.
Вскоре на Дону стало неспокойно, своих послов в Донскую станицу и верховые донские городки послал Степан Разин.
В 1670 году «крестопреступники, воровские казаки» произвели грабежи в окрестностях города Рыбнова (Острогожска). Атаман Острогожска Тимофеев, докладывая о приходе воинских людей, прямо упоминает «Донецкий городок». Им был послан до казачьего Донецкого городка Степан Рыбалка с товарищами 50 человек, которому Дончане сказали, что в июле «воинские люди, Камышинцы и Азовцы, и раскольники между городов Решетова и Вёшок», переправились через реку «послали вверх Дона и у них де казаков конские и животные стада отымали.
В период с 1695 по 1700 год казаки Донского городка стали селиться по реке Богучар. Архимандрид Дивногорского монастыря Амвросий, встревоженный поселением казаков, в своём письме к Петру Первому, докладывал: «В прошлом, государь, 1701 году, незнаемо по какому твоего великого государя указу. В той оброчной вотчине Богучарскому юрту, на речке Богучар, по крымскую сторону реки Дону, поселились незнаемо какие люди, человек с двести, а сказываютца донскими казаками». Петр Великий 28 апреля 1702 года приказал воеводе города Острогожска о новом поселении в Богучарском юрту «сыскать накрепко».
Вольные казаки отказались отдать беглых людей, тогда губернатор, граф Ф.М.Апраксин и начальник Адмилартейского приказа по указу царя направили стольников Кологривова и Пушкина «… у атаманов взять сказки. Сколь давно те городки подчинились и откуда те казаки пришли… и нет ли у них в тех городках каких пришлых… которые приписаны к корабельному делу». По сведениям стольников, в Донецком городке на тот период времени проживало 88 человек. Непременно прихожу к выводу, что 88 человек были представлены лишь для фальшивого показа, ведь по великому множеству найденных там предметов по настоящее время, количество находившихся людей в казачьем городке, превышало за многие-многие сотни…
С удовольствием слушаю твои выпуски Рубежей.
Классный макет городка получается!)
Здорово, что память о прошлом живёт, что есть люди, изучающие и сохраняющие историю своего края. Очень важным делом Вы занимаетесь.
Удачи!