Простые слова Иногда мегабайты текста не трогают душу. И вдруг — всего несколько слов, и твое сердце готово разорваться. Так происходит, когда читаешь хорошие стихи. А бывает — это простые слова, которых так долго ждешь, что кажется — время в тебе умирает...
Легко Писать стихи легко. Но научить этому сложно. Почти невозможно. Как нельзя научить быть счастливым. Или несчастливым. Хотя, пожалуй, нет. Счастливым быть можно научить. С помощью психотренинга. Аутотренинга. Или просто отбить мозги сапогами. Со стихами все обстоит иначе, вот какая печаль.
Высшая искренность Бытует заблуждение, что стихи — это искренний рассказ поэта о себе. Нет. Не всегда… Иногда это — возможность спрятать себя в строках. Хотя — возможно, именно спрятав себя, мы и говорим, наконец, о том, чего не можем произнести открыто. То, что для обывателя ложь — для поэта высшая искренность.
Жалко Самый деструктивный вид литературы, когда мир персонажей — сплошь безликие герои, карикатуры или пугала, а в результате сюжетных перипетий никого из них не жалко. И высший пилотаж — когда жалко всех. Даже дураков, негодяев, подлецов и злодеев.
Об этом ещё Аристотель говорил. Правда, другими словами...
Душа на ладони Я доверяю стихам больше, чем ситуациям, когда пытаюсь понять человека, имеющего отношение к поэзии. В стихах не соврешь. Какими бы ни были красивыми слова — убогие мысли за ними не спрячешь. Проза тоже дает такую возможность. Но по стихам видна душа человека, как на ладони.
Подражательство Эпигонство — обычное дело в литературе. Хорошие авторы по этому поводу не переживают. А слабые сочинители — переживают, и как правило — на пустом месте устраивают бурю в стакане.
Подражают всем талантливым поэтам. Почти всем. Не подражают только бездарным.
Покажи, кому ты подражаешь - и я скажу, кто ты.
Божественный шёпот Люди, даже косвенно связанные с искусством, часто любят рассуждать о том, что они слышат «голоса», считают себя чуть ли не «посланниками небес» для тупого, темного и невежественного человечества. Но почему-то под «божественным шепотом» или «музыкой сфер», которые люди «слышат» таинственно-необъяснимым образом — практически все любят ставить свое имя. Помечать свои бесценные опусы и нетленки — так сказать, «божественные откровения» — подобно котам.
Тебе никогда не казалось это странным?
Молча Заметил, что о хороших стихах люди пишущие и разбирающиеся в поэзии — молчат в основном. Наверное, и впрямь тяжело что-то сказать, когда сталкиваешься с по настоящему хорошими стихами, картинами. Зачастую и не говорят. Молча прочли — и всё. Как будто покойника увидели.
Война смыслов Стихи не опасны, пока невнятны, пока непонятно — о чём они. Как только проступает смысл — тут и начинается все самое интересное. Налетает рой ос, приползает шипящий террариум, начинают накидываться какие-то сумасшедшие. Критики, поэты, филёры, эстеты, оптимисты и пессимисты, экзорцисты, эксгибиционисты, бесы, монархисты, левые и правые, патриоты, либералы, идиоты… Настоящая война, война смыслов! Сразу становится понятно, «ху из ху». Смысл в стихах проявляет смысл в людях. Всё тайное становится явным. И почти всегда — необратимым.
Минимализм А я становлюсь все ленивее. Сил и времени всё меньше. Стихи всё короче. Знаков препинания почти не стало. Где мысль — там рифмы не важны. Где рифмы — нет мыслей. Даже строчки укоротил до двух-трех слов. Я считаю эту груду бессмысленных черепков в виде буквенных знаков — черновиком, фрагменты которого, при счастливом стечении обстоятельств, станут когда-нибудь семенами чего-то осмысленного. Кто-то называет это — экспериментом. А для поэзии это всего лишь — обрезки плохо организованной речевой ткани, которая всегда остаётся после того, как пошив изделий закончен. Просто псевдолитературный мусор. И всё.
Их дивные голоса Так уж устроены люди. Любят мертвых поэтов, но в упор не видят живых. Мёртвых легче любить, наверно. Признал — и приобщился в «вечному».
Так что подождем… Начнут умирать — и сразу у всех слух включится, и любовь проявится. Увидим стихи, услышим их «дивные голоса»...
Точное слово Иногда у хорошего поэта одно лишь неточное слово способно разрушить всю поэтическую конструкцию. И одно точное слово, один точный поэтический образ способен спасти всё стихотворение и сделать его бестселлером.
И вот что странно: у посредственного поэта, напротив — ни точное слово не спасёт, ни неточное слово всей конструкции не уничтожит. Воистину: кому больше дано — с того и спросится больше…
Равноценность Люди требуют равноправия, какой-то умозрительной равноценности, равенства перед какими-то необязательными вещами. В природе равенства не существует. Только перед Богом — все равны. Самое интересное: для гармонии равенство, равноправие, равноценность — не обязательны. Это касается и любовных, и дружеских союзов. И сообществ. И содружества стран. Гармония не требует равноценности элементов, скорее наоборот. Для гармонии губительным является условие, при котором все её элементы — одинаковы.
Иглотерапия Стихи вообще похожи на иглотерапию — они могут воскрешать чувствительность, а точнее — способность чувствовать там, где она, эта способность, утрачена. Как-то так...
П. Фрагорийский
Из кн.
Блокнот Прицелова. Триумф ремесленника
А вот, про любят мёртвых поэтов, меня натолкнуло на мысль о переселении душ. Причём не просто про переселение, а про переселения частичек, ну как вроде зеркало разбилось и рассеялось.
Рад что ты добрался до "ТР".
тут три части. Я дополняю время от времени.
Триумф ремесленника
Ольга Орлова.
поздравляю с рекомендацией:)
хороший цикл получился, интересный, я с удовольствием прочитал, подумал, поразмышлял вместе с тобой...
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
да я более-менее... иногда менее, иногда более:)
радости тебе:)
Лис
Я люблю эту технику - но ооочень редко вижу что-то по-настоящему интересное и ценное среди вороха имитаций всяких)
http://litgalaktika.ru/publ/43-1-0-1213