#эпистолы
Футляр для нечистого «Всё, что раздражает в других, может вести к пониманию себя...»
(Карл Густав Юнг) Нельзя понять человека, приписывая ему зло, на которое способен ты сам. Чужая душа и жизнь - потёмки. Поэтому, швыряя свою «чистую правду», «правду-матку», в лицо другому человеку, мы, по сути, говорим о себе... Мы смотрим на себя и видим себя самих. Сколько в тебе ненависти? Ровно столько же в тебе зла - в его классическом, дьявольском смысле.
Лукавого называют иногда «обвинителем».
Безудержный, скорый на обличение и оскорбление, твой язык - лучший диагност собственных недугов. Уличая кого-то в неблаговидных намерениях, озвучивая подозрения и предположения, человек сам себе ставит духовный диагноз. Но редко хочет рассмотреть: что же это, чёрт побери, такое? Зависть? Гордыня? Привычка желать несчастья тем, рядом с которыми мы чувствуем себя недостаточно значительными, а иногда - ничтожными? Стремление обладать тем, чего нет у нас, но есть у других - деньгами, талантом, любовью окружающих, красотой, счастьем...
Этот механизм давно известен не только тем, кто знает Евангелие, но и людям науки, исследующим человеческую природу, психику, поведенческие механизмы - и отдельных людей, и социальных групп, и социума в целом.
Обвиняя, преследуя других словами, мы желаем досадить или разрушить чужую жизнь, и потому натравливаем на другого собственных демонов. Лукавый лишь подсказывает их имена, чтобы мы поступили подобно Крошке Цахесу из злой сказки - спихнули на других собственные грехи. Чтобы отвели от себя самих собственные подозрения в том, что способны на злодеяния, в которых надо бы раскаяться.
Отсюда вырастает печально известный приём хуцпы. Обвинение всех и вся становится постепенно обычным делом для человека, чья совесть уже мертва. Ненависть коренится здесь, обретая различные формы: от личной склоки или доноса до фундаментальной жажды убивать себе подобных, от публичной клеветы в адрес отдельного человека - до зоологической ненависти по отношению к другим народам, классам, государствам.
Поэтому, не верю я в «праведный гнев» и «обличительный пафос». Чем театральнее поза человека, предъявляющего подозрения, обличения и обвинения такого рода - тем больше духовной грязи у него внутри. В такие минуты «обличитель чужих недостатков» - лицедей и лицемер, и тело его - кокон, в котором прячется лукавый.
Но что интересно: именно такие «правдорубы» любят пафосно поговорить - о собственной порядочности, о патриотизме, о «духовности» и прочих грандиозных материях прежде, чем похоронить кого-то под тяжестью обвинений. В такие времена люди - лишь футляр для ненависти. Футляр для нечистого, для его тёмного духа.
Зачем я тебе это говорю? Юнг сказал как-то: «Знать тьму внутри себя — лучший способ справиться с тьмой в других...»
Главное - знать, где искать эти самые «корни зла»...
Я видел такой перевернутый мир - не раз.
Такие дела, амиго.
Такие вот у нас, у людей, брат, дела...
П. Фрагорийский
Из кн.
Блокнот Птицелова. Сад Камней
Все так, но ничего нового. Так и есть.
Но не все уничтожают, некоторые до сих пор предпочитают быть уничтожаемыми. И их не так уж мало.
Перед каждым из нас выбор.
Один как шакал готов прислуживать тому, у кого якобы деньги и сила, калечить себя, детей, а другому легче со своими погибнуть, чем стать предателем.
Это хорошо, что больше все-таки тех, кто предпочитает погибнуть, но не стать бесом, фигурально выражаясь. Значит, поживем еще.
В такие времена мученики - обычное дело. Но без них у людей нет будущего вообще.
Я писал об этом, но я не все здесь публикую.
Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма...
Спасибо, Юрий. Вы как всегда правы. Во многом из сказанного вижу себя самого.
Сталкивался с очень интересным материалом на тему страстей. Грехи проистекают из добродетелей. Когда они извращены. Например, вы упомянули гнев. Он проистекает из решительного неприятия того, что здоровый, с духовной точки зрения человек, принимать не может - хулы на Бога, ереси... А мы часто извращаем это качество и оно становится отражением нашей горделивой сущности, когда человек готов причинять вред другому за личную обиду, часто мнимую...
Шучу. Да, всё это к каждому относится. Так что весь вопрос даже не в делании добра (добрые дела не зачитываются, делай и не жужжи, как говорится, о своей доброте) - а хотя бы зла не творить, удерживаться. А это сложно.
Спасибо.
Этот механизм давно известен не только тем, кто знает Евангелие, но и людям науки, исследующим человеческую природу, психику, поведенческие механизмы- и отдельных людей, и социальных групп, и социума в целом. - пробел перед тире потерялся:)
Отсюда вырастает печально известный приём хуцпы. - незнакомое мне слово... почитал... да уж.... не знал, что это так называется... может, малюсенькое примечание сделать, Юрий? Хотя, я понимаю, это эпистола, письмо...
В такие времена люди - лишь футляр для ненависти. Футляр для нечистого, для его тёмного духа. - да, есть в этом глубокая мысль...
Спасибо, Юрий. Интересное эссе... точнее, эпистола.
Радости Вам:)
Лис
в целом - да, согласна, всё по существу, но...всегда есть нюансы)
когда-то цитата Юнга меня поразила и вызвала несогласие))
позже, я научилась не только смотреть, но и видеть
я не белая и пушистая, но мой эмпирический опыт не согласен ))
А так-то - мы сами создаем атмосферу. А какая она - зависит от нас. Зрелище не для слабонервных)
Спасибо за комментарий)
Рад, что заглянули сюда.