Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Эпистолы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Кратко - 2 / из кн. Триумф ремесленника   (Фрагорийский)  


Понятность

Эй. Да я что угодно зарифмую. С чем хочешь. И никто не узнает, о чём я думал, когда рифмовал. Но всем будет казаться — тут всё понятно...

Самодостаточность

Самодостаточный человек — это не «довольный своей ролью» дурачок. Это человек, которому не надо толкаться «у корыта», конкурировать с другими, так как он — уникален, и у него своё место в мире, в искусстве, в социуме.

Конкуренция

В искусстве конкуренция приводит к злобе и уродству. В искусстве есть только два варианта: читатель-зритель любит — или не любит то, что делает мастер. А вся эта чепуха с гонкой за рейтингами… Это занятие не для мастеров.

О конкуренции в поэзии

В поэзии нет первых, если иметь в виду соревновательность. Нет «золотых голосов эпохи», «лучших-худших». Здесь не работает тупой, вертикально-сравнительный, принцип конкуренции.
Есть стихи, которые мы любим, возвращаемся к ним. И есть стихи, которые не трогают нас настолько, чтобы хотелось их перечитывать, хранить томик любимых стихов, так, чтобы они были всегда под рукой.
В поэзии работает принцип любви, а не соперничества.
Поэтому конкуренция среди поэтов — бессмысленна.

«Неправильная» поэзия

В поэзии часто бывает «неправильный» синтаксис, если исходить из правил, предназначенных для написания прозы. Более того, очень часто имеют место исключения — от инверсий до неологизмов — как осознанный выход за рамки, с целью сделать текст образным, персонифицированным, выразительным. Этим же объясняется появление иронических эрративов, граффонов, на первый взгля, как бы "коверкающих" слова. Разумеется, это присуще текстам авторов, творчество которых неотделимо от словесной игры, языкового конструирования.
Это не следует отождествлять с неграмотностью.
Такие приёмы работают, если служат для создания специфической, индивидуальной «говорящей» интонации, выразительности, гармонии и целостности образа. И не работают, если не выполняют выразительной задачи и не создают целостного образа, обусловленного стилем и смыслом.

Пришпиленный

Всеобщий контроль.
Тотальное наблюдение за всеми людьми.
Насильственная электронная унификация и стандартизация жизни.
Об этом говорят все чаще, открыто, без стеснения. Человек уже внутренне соглашается с положением вещей, исключающим внутреннюю человеческую естественность. В этом есть какая-то гибельная неотвратимость, как будто что-то в нас, человеках, должно умереть.
Я все чаще думаю: вот пришпилят всех людей как бабочек… Как писать тогда? О чем?
Психика «пришпиленного» человека — мне кажется — не способна производить поэзию. В лучшем случае — останется лишь умственная возможность рифмовать слова, которые никогда не станут настоящими стихами.

П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Прицелова. Триумф ремесленника
Опубликовано: 03/05/21, 21:05 | mod 03/05/21, 21:05 | Просмотров: 266 | Комментариев: 3
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (3):   

В искусстве конкуренция приводит к злобе и уродству. В искусстве есть только два варианта: читатель-зритель любит — или не любит то, что делает мастер. А вся эта чепуха с гонкой за рейтингами… Это занятие не для мастеров.

Возможно и так. Но чтоб меня полюбить, Вы должны меня прочесть. И если Вам понравится - Вы, может, пойдете смотреть, что я еще написала. Если очень полюбите. Тут много тех, кто мог понравиться.

И большинство авторов - так. Большинство читает то, что в колонке редактора, то что Леша Лис выберет, что кто-то взял в избранное. Или друзей: я прочту и откомментирую Ваше стихотворение, - Вы откомментируете мое, а то и в избранное возьмете. Их заметят и прочтут другие. Любовь к моим стихам напрямую зависит от популярности моих стихов; если они не будут популярны и признаны, никто их особо читать не станет, даже если они - шедевральны. И тут начинается нелюбимая Вами конкуренция - борьба за место. И выбирают не всегда лучших, выбирают, порой, совсем по другим параметрам. И если Вы занимаете одно из первых мест в этой честной или нечестной конкуренции - Вы можете сказать, о своем шедевре, как Баратынский: "его найдет далекий мой потомок". Потомку на блюдечке преподнесут тех, кто прославился в свою эпоху: победителей. А там уже он отбирает без конкуренции: понравилось, не понравилось. Отбирает из тех, кто эту конкуренцию уже прошел...

Меня когда-то изумляла гонка за рейтингом. Встречались такие герои, которые использовали специальную программку ненастоящих просмотров: эти просмотры влияли на рейтинг по какой-то странной формуле, где суммировались просто просмотры, взятое в избранное, полученные комментарии, победы в конкурсах. И я не понимала - а зачем это делать, - искусственно нагонять цифры. А потом поняла: не только собака виляет хвостом; временами и хвост виляет собакой. Если Вы успешны, Ваше имя работает за Вас. При равных шансах Ваше стихотворение выбирают на конкурсе вместо другого, с написанное менее популярным автором. И, как ни забавно, это поднимает и Вашу самооценку, делает Вас более самодостаточным. 

Но это все хорошо, если Вам все еще есть, что сказать. Нет ничего трагичнее сильного поэта, который стал графоманом. Тяга писать - осталась; даже мастерство нукуда не ушло, а внутреннего огня - нет. Но писать хочется. Но это - уже немного из другой серии.
Marara   (04/05/21 04:19)    

Никакая искусственная популярность не сделает стихи любимыми. А любовь она так и происходит: кто-то берет в избранное, кто-то уже читает того, кто взял в избранное, доверяет вкусу, и тоже начинает читать. кто-то начинает цитировать, и постепенно все идет. не сразу. Никакие премии не влияют на любовь к стихам того или иного автора. Ну прочтет человек - премия же. Или там... рейтинг же... И не полюбит.
А других без премий любят - просто любят читать, делятся этим.
Это другой механизм. Он не связан с конкуренцией как с таковой. Конкуренция сама по себе, а любовь сама по себе.
Фрагорийский   (04/05/21 15:31)    

Я Вас без всяких рекомендаций и премий нашел. Хорошие стихи они или приживаются внутри, или не приживаются. Иногда и хорошие стихи - а не мои. Любовь это совсем другой... механизм.
Я поэтому и не принимаю участие ни в каких конкурсах. Ни в каком качестве. Ни судьей, ни участником. И рейтинги - пустой звук для меня. Это редко совпадает. Бывает совпадение, но редко.
Фрагорийский   (04/05/21 15:32)