Ску́льптор (лат. Sculptor, Scl) – новое созвездие южного неба, неизвестное в классическое время. Занимает на небе площадь в 474,8 квадратного градуса, содержит 55 звёзд, видимых невооружённым глазом.
В созвездии Скульптора лежит Южный полюс Галактики.
Было введено в 1756 г. Николой Луи де Лакайлем под названием «Мастерская Скульптора».  
Давненько у меня собралась третья десятка любимых верлибров. Но всё руки не доходили оформить их в публикацию. Но теперь я рада представить на ваш суд яркие, лёгкие, трудные, незабываемые верлибры, которые мне известны и которыми я спешу поделиться. Я скажу всего несколько слов о каждом из них – это моё мнение, пусть оно будет спорным для кого-то, но мне так видится, и я надеюсь на деликатный разговор о том, что мне близко и дорого. Верлибры не находятся в каком-то особом порядке. Это просто десять произведений, которые стоит прочитать.
  Третья десятка. Верлибры
1.  Верлибр, который поразил моё воображение. Сколько же надо всего сбросить с себя, чтобы снова увидеть мимолётную детскую радость. Здесь есть выход за рамки обыденности, полёт фантазии и счастливое ощущение самого момента радости. Очень необычный верлибр, оставляет ощущение того, что Мария знает то, что многим недоступно, просто потому, что она поэт.
Оказаться бы посреди Амазонки и, лежа на круглом плоском листе виктории регии, плыть и плыть, замечая парящие далеко наверху лёгкие облака, изредка заглядывая в пасти огромных чёрных кайманов, пожирающих мои страхи, отдав мысли на обед миленьким пираньям, погрузив чувства в тушу семиметровой анаконды, а тело отпустив сгорать под лучами полуденного солнца: когда оно прогорит до кости, оставив миру один скелет, я закопаю этот скелет в пласт почвы, где лежат останки динозавров, чтобы переместиться во времени и увидеть завропосейдона во всей его величавой первобытной дикой красоте.
Когда от меня не останется даже любопытства, наверное, я наконец-то смогу стать солнечным зайчиком: невесомо перескакивать с одной детской ладошки на другую и любоваться искорками радости, мимолётно вспыхивающими в глазах.
2. Я уже не первый раз возвращаюсь к этому верлибру. Есть что-то притягательное в этой дороге из жёлтого кирпича, и это не то, что отсылает нас к известному произведению, а само отношение к дороге. Она у каждого своя – у кого-то с наледью, у кого-то со сказкой впереди, у кого-то с размышлениями и густыми отголосками совести. Какая дорога в этом произведении? Не такая и простая. Она не балует свою героиню, а заставляет преодолевать сопротивление. Появляется ощущение непреодолимости пути, появляются сомнения в виде вопросов, задаваемых себе, вопросов-размышлений, которые остаются без ответов. Конечно, образ дороги – это образ жизненного пути, но здесь слышится прямо, как перетекают камушки и песчинки, попадающие в лёгкую обувь героини, заставляя делать остановки в пути, чтобы оглядеться, чтобы продолжить путь, смотря вперёд. Здесь, в этом верлибре, создаётся символ жёлтой дороги как дороги сомнений и тревог, хотя в отсылаемом произведении это всё же дорога к счастью или путь преодоления себя. Вот, да… здесь есть соприкосновение, очень хорошее и значимое. Ведь, по сути, нет готовых дорог к счастью, а есть путь преодоления… Но если есть конечная цель, то мы и на метле сможем, и на печи домчаться… В каждом верлибре должен присутствовать центр притяжения. Здесь это жёлтая дорога.
Ты знаешь, как трудно жить по инерции, когда ничего не зависит от тебя, какая-то неведомая сила движет тобой, а исход зависит от сопротивления дороги? На ледяной полосе ты рискуешь разбиться или проскочить мимо самого важного. А если это дорога из жёлтого кирпича? Думаешь, тебя в конце пути ждёт великий и могучий Гудвин? Ты мечтаешь примерить зелёные очки, получить мозги, сердце или смелость? Или хочешь вернуться домой, в своё беззаботное и радостное детство? В детстве легко верится в сказки, В пятьдесят – легче поверить в разрушительную силу урагана. Оглянись вокруг. Что ты видишь там, за этой странной жёлтой дорогой? Тёмный лес, из которого доносится стук топора (или это голос твоей совести?), красные маки несбывшихся желаний и вдали на горизонте – крепкую стену Изумрудного города. Может быть, ты и веришь в доброго волшебника, но донесёт ли тебя до него сила инерции – зависит от дороги. Дороги из жёлтого кирпича.
3. Очень сильные стихи, которые прямо впиваются в мозг и не отпускают. Поэзию создаёт конфликт между личностью и обществом. Поэзия основана на запредельных эмоциях, которые одаренный человек способен превратить в неординарный, глубокий, образный текст. Здесь, мне кажется, и говорить ничего не стоит, стоит читать и участвовать сердцем в каждом повороте сюжета. Таина великолепно владеет словом, и эмоциями заодно. При повторе: «Как же ты красива, Стела…» душа выворачивается наизнанку, душа понимает, что за этой красотой скрывается. Но Таина повторяет и повторяет этот рефрен, наверное, для того, чтобы уяснили надолго, навсегда, как выглядит ужас. Страшное стихотворение. Я всегда поражалась тому, как Таина берётся за эти темы. Но она говорит, потому что только так можно давать понять современникам, кто мы и с чем мы можем мириться, а с чем – нет. Главное же состоит в том, что Таина сама не даёт оценок своим героям, она как бы даёт взглянуть нам самим и сделать свой выбор, установить свой ориентир. В этом её сила как поэта.
В зеркале отражается белокурая девочка с аквамариновыми глазами. – Как же ты красива, Стелла, – говорит себе Стелла, лучезарно улыбаясь. Прибегает котёнок, трётся о ноги. Стелла проводит рукой по его спине и думает: было бы грустно, если бы кто-то шею свернул зверёнышу.
– Фрау Ронфельд, в моде костюмы в полоску! – юная Стелла тканью окутывает холёное тело клиентки. Нитка за ниткой, стежок за стежком. – Вы волшебница, милая Стелла! – восхищается фрау Ронфельд, примеряя костюм, а та скользящим взглядом проводит по её бархатной коже и прикидывает: что можно сшить из неё?
Хрустальная ночь разлетается на осколки. Они прокалывают хрупкий сон Стеллы, и тот стекает красными жидкими нитями по стенам её спальни. – Стелла, вставай! надо спешить, – голос отца сух и скрипуч. Глаза матери - воронки полные страха.
Над Берлином, раздираемым и паникой, и восторгом, кружит орёл третьего рейха, а затем устремляется вниз, выклёвывая глаза слепой толпе.
– Как же ты красива, Стелла, – гауптшарфюрер Добберке гладит девушку по волосам и натягивает их на крючковатые пальцы туже и туже. – Соглашайся, Стелла, работать на нас. – Нет, – она процеживает сквозь зубы боль и превращается в футбольный мяч, отскакивающий от сапог палачей. Когда включается свет в сознании девушки, в пыточную приводят её мать с лицом, похожим на непрожаренный бифштекс. – Соглашайся, Стелла, – говорит дьявол Добберке. – Соглашайся, Стелла, – говорит мать. – Соглашайся, Стелла, – говорит Бог. – Да, – выдавливает девушка, сломавшись, как пластмассовая кукла под колёсами штёвера. И проваливается в ад.
– Как же ты красива, Стелла, – говорит себе Стелла, ухмыляясь. И выходит на охоту в плаще из кожи фрау Ронфельд. Она рыщет по городу, вынюхивает, выслеживает, выманивает из подполья бывших собратьев по вере, чтобы прийти на их похороны, упиваясь безграничной властью.
Май сорок пятого.
…бритая наголо Стелла, рыбьим немигающим взглядом обводит зал суда и, услышав приговор, облегчённо выдыхает: десять лет пробегут быстро, а впереди – целая жизнь.
4. Ещё одна леденящая душу история. Читаешь и не можешь оторваться, настолько завораживают мысли последних минут. Человек уже не беспокоится о том, что с ним происходит. Он думает о самом близком ему человеке. Это волнительно… Я когда-то прочитала статью, которую написала женщина, чей бизнес связан с тяжелобольными людьми. Речь шла про хоспис. Они у себя сделали правило выполнять последнюю просьбу жильцов. И вот она пишет, что в последние минуты почти все просят сделать что-то для своих любимых людей. Кто-то просит передать цепочку, кто-то подарить определённые цветы, кто-то попросить прощение, а кто-то увидеть с кем давно поссорился. Просьбы самые разные, но всех их объединяет одно – последняя мысль о тех, кого мы любим. Вот и здесь колышется самое тёплое чувство, на самой грани жизни. Спасибо Насте за этот верлибр.
Эпиграф "На самом деле, нас всех засыпало в шахте, где темно, холодно, воздух кончается, а мы стоим по шею в ледяной воде и надеемся, что нас спасут. Только помощь всегда опаздывает." (Тибор ФИШЕР "Путешествие на край комнаты")
А мне по-прежнему не хватает воздуха Пустота давит темнотой Грозясь обрушиться в любой миг Прервав мысль Такую важную У тебя не останется Ни одной моей фотографии Мы так и не успели Сфотографироваться вместе Я купил новый костюм Для такого случая Но ни разу Не надел его
Я стою по горло в ледяной воде И воздуха становится Все меньше и меньше Сознание ясное Забавно Мне говорили Что в последний момент Жизни Люди думают о смерти Фигня Я думаю о жизни О новом костюме О совместной фотографии Которую мы так и не сделали Мой образ будет стоять Перед твоими глазами Тускнея со временем Как пожелтевшая фотография А может Ты уберешь ее подальше Чтобы не мучить себя Воспоминаниями Будешь также прогуливаться По старому парку Но уже с другим Я буду сниться тебе ночами Прерывая на заре сладкий сон
Странно Мне почему-то жарко Пульс бьется в голове Вторгаясь в мозг Мешая думать о тебе
Выбрось мою фотографию Я там такой счастливый И глупый От счастья И этот новый костюм Сидит на мне мешком Делая меня Ненужным
5. Начну, пожалуй, с цитаты: «Литература — это не то, что должно и может быть формализовано. То там, то здесь возникает потребность, чтобы, как выразился один философ, «молния индивидуальности ударила в косную массу», иначе, чтобы жизненный принцип раздвинул схему» (П.В. Палиевский)
Это, пожалуй, всё, что хочется сказать о феномене Артура Кулакова. Индивидуальность и особый взгляд на мир, исследование этого мира до мельчайших оттенков настроения, до удивительных открытий в себе. И этим даром он щедро делится с нами. Отличительное качество его поэзии в знании жизни и наличие авторской манеры. У Артура много верлибров. Часть из них составляет целые исповеди. Я выбрала этот – он афористичен и ёмок. Надеюсь, что вам он тоже придётся по вкусу.
Моё сердце - колыбель стихов, мой разум - прибежище неприкаянных мыслей, моё тело - вотчина боли, родина улыбок, слёз и желаний. И всё это жаждет любви и свободы, стремится покинуть меня и найти своё маленькое счастье. И хочет, чтобы я жил изнутри наружу.
Как луч звезды, ищущий тех, кто видит.
Как волны от брошенного в воду камешка.
Как голос соловья.
Как лепестки ромашки.
Вот почему я не могу не уйти.
Я выхожу из неподвижной точки в пространство тайн и сказок.
Из лона вечного воскрешения - в неизвестность.
Из родовых мук - в тишину умирания.
Из потёмок - в неведомый рассвет.
Из себя - в Бога...
6. Сегодня я уже писала про дорогу. Но вот перед нами открывается другая дорога. Мне очень нравится этот верлибр. Во-первых, здесь работают так мною любимые созвучия, во-вторых, нравится сама манера передачи мысли, идёт как бы игра между путником и эхом, они молчат, но в то же время общаются и автор здесь не постороннее лицо. Автор повествует, повествует, очень изящно вплетая свою особую философию, связанную с тьмой. Как же мне нравится, когда в стихотворении просвечивает ироничный ум автора. И самое главное – это позитивное настроение, которое передаётся читателю. Очень редко мне встречаются стихи, после которых остаётся радость и ощущение того, что жизнь не так горька…)))
Горизонт закатно расплавлялся и уныло стекал в неизвестность, выдавливая из неё ночь. Усталый путник присел на придорожный камень и подумал: — Ох, тьма какая. Хоть глаз выколоти... — Эх ты, — подумало в ответ эхо, — правильно-то: хоть глаз выколи. Но оно промолчало, потому что и путник молчал. Медленная звезда успела выползти из одной невидимой тучи и вползти в другую, а путник всё сидел, молча глядел на небо и думал: — Сколько я мог бы пройти, если бы видел путь. Тьма никуда не ведёт, она существует зря. — Заря, заря… — думало эхо в ответ… Горизонт расплавлялся, отливая новый день и выдавливая тьму в неизбежность. Перестало эхо молчать, заговорило, затормошило путника пением птиц. — Рад тебя слышать, эхо! — крикнул путник. — Снова в путь! — Успеха... — Заголосило оно в ответ, — Новым будь...
7. Совершенно волшебная вещь! Ангелы появляются вовремя, теперь я тоже это знаю.))) Читаешь верлибр и чувствуешь, как меняется настроение героини, как в сердце у неё появляется уверенность, что всё будет хорошо, иначе и быть не может. И так импонирует эта мысль, ведь действительно иногда нужна всего лишь небольшая поддержка, чтобы появились силы и желание двигаться вперёд, несмотря на осень))) Зачиталась, засмотрелась в это осеннее окно…
Она села на оконную раму, по ту сторону, И слегка шевелит крылышком. Женщина понимает, что она говорит хорошее, Хотя и не знает языка бабочек, Но на душе сейчас приятно, уютно, И значит - не ошиблась. А до ее появления внутри было больно и плохо. Внутри – осень, по ту сторону окна – тоже, А две осени на одну ранимую душу – это слишком… Говорят, человеку иногда является Ангел И дает знать, что находится около. Не всегда легко это понять, но возможно, если веришь. Женщина увидела Ангела в этом трепещущем, С виду хрупком, существе, прилетевшем с лучом, Что мягко, но решительно проложил ему дорогу Сквозь плотную массу хмурых облаков. Это было изумительно, абсолютно вовремя и необходимо. Женщина улыбается, как дитя, Хотя в ней вовсю хозяйничает ревнивая осень. Ангел поднялся с места, Перелетел на виноградную ветвь над окном, Дав понять, что прощается... Нет-нет, не навсегда! А потом он растворился в промежутке меж облаков, Которые с удовольствием скрыли его, Наверное, радуясь тому, что снова Удалось припрятать эту драгоценность в свою душную пазуху. Но им не понять, что отнять его навсегда - просто невозможно, Ни у нее, ни у другой... ни у кого.
А Она уже знала, что все будет хорошо…
8. Лена тоже очень узнаваема в своих верлибрах. Лаконичное письмо – ни слова лишнего, все слова работает на одну мысль. А что такое поэзия? Не только слова, не только мысли, не только эмоции, а ещё нечто, что позволяет расширить наши обыденные рамки, позволяя обрести чувство полёта. По-моему, здесь есть этот эмоциональный порыв, позволяющий взлететь) Любовь, наверное, всегда с крыльями и верой в другого человека. Бессознательная доверчивость тоже свойственна любви, а как по-другому полететь, особенно если полёт через века)
Тебя, я не прощаясь, отпускаю до следующей жизни, когда-то, там, на полустанке забытом, на перекрёстке каких-то дорог – не важно, мы встретимся, знаю, столкнувшись взглядом, почувствуем, что были когда-то, что вместе, что пополам, что рады вот этим глазам, без горького послевкусия боли утраты, и даже если потом разбежимся по жизням своим – по судьбе, но мы не простимся, опять, улыбнёмся, я знаю, ты знаешь, однажды мы снова столкнёмся и станем друг другу кем-то, разделим свой век, ты вечно мой спутник, вечный мой свет.
9. Трогательный верлибр. Просто прочитайте о том, как любовь бережно хранится в тайниках памяти. Я не могу читать эти строки не сопереживая, столько здесь того, к чему не должны прикасаться посторонние глаза. Только девушка с пальцами пахнувшими жасмином знает, сколько надежд рухнуло, но одна маленькая жива… и ей так не хочется расставаться со своими иллюзиями, потому что в них её мир, где она была любима. Пусть что-то остаётся святым в её душе. Замечательный верлибр. В нём сочетается тонкая образность, которая естественна и воспринимается очень органично и лиричность повествования. Финал меня подкупил, так форма хорошо передала трансформацию пространства.)
Маковое зёрнышко совести вряд ли прорастёт в каменном сердце. Кто знает… Лишайники мыслей токсичны и способны растворить даже камень. Возможно, и этот нарцисс вспомнит ту, чьи пальцы пахли жасмином. Но будет уже поздно…
«В обед сто лет» – потерянно шепчет она сегодня и, глядя на заросший сад, бездумно обрывает ароматные лепестки.
Бедная девочка… Он покорил её музыкой слов, сорвавшихся с поводка страсти. Тронутое подагрой время не сумело погасить тлеющую головешку её воспоминаний, и она по-прежнему его ждёт: на поседевшей от пыли столешнице выводит ненавистное мне имя и, прикладывая к уху подаренную им ракушку, вслушивается в шум океана, не понимая, что это только иллюзия. Иллюзия, созданная изогнутой, как раковина, действительностью и её воображением…
10. Здесь верлибр раскрывается, как запись из дневника, который ведут, видимо давно – вот ещё одна жемчужная горошина записана, и попала в коллекцию замечательных верлибров.))) Почему я говорю о дневнике? Да потому, что чувствую искренность этих строк, как будто заглядываю в настоящий дневник, где хранятся девичьи откровения. Вот это и подкупает в верлибрах Елены. Форма здесь подчёркивает эту дневниковость и даёт нам возможность осторожно, не нарушая её мира, насладиться лирикой.
Не спится: горошина луны беспокоит. Лежит под матрасом пухлого неба и мешает.
Звёздные часы отбивают очередное полнолуние. Стрелки замирают на каждой минуте и чего-то ждут вместе со мной, надеясь на очень шаткое "может быть".
К семи утра луна упадёт в мои ладони и окажется на длинной нити времени "безтебя". Там уже много всяких лун. Получатся четки. Буду перебирать их и молиться.
10+1 Этот добавочный верлибр, подарок, для тех, кто понимает о чём говорят влюблённые. У Алексея это получается самым естественным образом. Он говорит на языке любви, и это не увидит только слепой. Его стихи чаще всего – это «раздевание до стекольного скрипа». Можно так? Оказывается – можно! Меня здесь завораживает пронзительность строк, вера в то, что так всё и будет. Образ зарождающейся вселенной, на мой взгляд, здесь очень мощный. Тем более, что любое художественное проговаривание своих впечатлений даёт возможность полёта не только автору… Вообще красивый верлибр. Читаю его уже не первый раз, а свежесть восприятия не теряется.
однажды я прижмусь к твоей груди и услышу как рождается Вселенная постукивая по скорлупе слов пробиваясь наружу медленно радуясь дню
а потом я обниму тебя крепко изо всех сил как небо обнимает землю как музыка обнимает тишину как любовь обнимает всё так вдвоём радуясь мы замрём однажды
Спасибо, Артур Я может не все успеваю читать в ленте, но когда делаю выборки, читаю очень много, по выбранной рубрике. У нас много хороших верлибров. Есть такие, которые близки именно мне:) Может если кто-то другой сделал бы подборку, в неё попала бы совсем другая поэзия, близкая этому человеку.) Но то о чем я пишу, я уже люблю)
А я и думаю, что это мой верлибр стал таким читаемым... так вот где собака порылась!))) Вик, спасибо тебе огромное за такую оценку моего творчества. Читала с мурашками и комом в горле.
Удивительно - и меня посчитали... )) Спасибо огромное, Вика! Написано не без твоей помощи - ты в верлибрах собаку съела. Жду нового конкурса, а особенно слов - без них моё воображение плохо работает, заданные слова - некий трамплин... Не знаю почему так происходит, но они мне очень помогают. Надеюсь, что когда-нибудь смогу написать нечто подобное. Прочитала и откликнулась на некоторые верлибры. Приятно оказаться в такой компании... А как ты красиво обо всём - нет слов... Замечательный обзор!
Оля спасибо тебе за то, что не боишься экспериментировать) Рада, что ты сходила к авторам)))) И я обязательно жду тебя на конкурсы. Слова буду давать как один из вариантов заданий. Я сама лучше пишу по картинкам, если, конечно, картинка "моя"))) Мне кажется, что картинки раскрываются для каждого по своему, как и стихи, впрочем.)))
Гулим) Спасибо тебе большое, за то, что откликнулась, что почитала. Есть ли большая награда для того, кто делает подборку... Думаю, что нет. Это радостно, что люди откликаются и не только здесь, а у авторов на страницах.
И я тебя всегда буду ждать на конкурсах, приходи...)
Сегодня целый день, можно сказать, читал эти верлибры. Самые разные по стилю, по теме, они все - очень сильные, очень искренние. Вика, спасибо тебе за такой подбор-обзор!
"сходил к авторам" - будто за хлебом сходил))) ну, надо же было прочесть то, что ты так чудесно и своеобразно расписываешь. Что-то читать было просто легко, что-то через "не хочу". Но все стихи - очень достойные.
Спойлер - это, безусловно, удобно. Но прочесть у автора на странице его текст - это важнее, имхо. А заодно и коммент оставить. А то искусственно как-то получается.
Хорошая подборка, прочитала и перечитала с удовольствием. Виктория, твои комментарии читать очень увлекательно. Спасибо, что для каждого произведения нашла свои слова и чувства, это настоящий дар.
Вика, благодаря тебе я по-новой узнал, что у меня есть верлибр. Сам-то уже забыл про это... А ты ещё его с ног до головы под Хохлому расписала - прям-таки ювелирное изделие, а не словесное произведение получилось. Вон какой я, оказывается, разносторонний...
Я может не все успеваю читать в ленте, но когда делаю выборки, читаю очень много, по выбранной рубрике. У нас много хороших верлибров. Есть такие, которые близки именно мне:) Может если кто-то другой сделал бы подборку, в неё попала бы совсем другая поэзия, близкая этому человеку.) Но то о чем я пишу, я уже люблю)
Вик, спасибо тебе огромное за такую оценку моего творчества. Читала с мурашками и комом в горле.
Подумала сейчас, что давно к тебе к гости не заходила, за что мне очень стыдно. Обещаю исправиться в ближайшее время.)
Спасибо, Вика!
Спасибо, Настя, что заглянула на огонёк!
Замечательные верлибры, один другого интереснее.
А твои миниатюры о каждом – очень хороши.
Прочитала и откликнулась на некоторые верлибры. Приятно оказаться в такой компании... А как ты красиво обо всём - нет слов... Замечательный обзор!
Рада, что ты сходила к авторам))))
И я обязательно жду тебя на конкурсы. Слова буду давать как один из вариантов заданий.
Я сама лучше пишу по картинкам, если, конечно, картинка "моя"))) Мне кажется, что картинки раскрываются для каждого по своему, как и стихи, впрочем.)))
И я тебя всегда буду ждать на конкурсах, приходи...)
Но пишу их по своему разумению ))
Самые разные по стилю, по теме, они все - очень сильные, очень искренние.
Вика, спасибо тебе за такой подбор-обзор!
Спасибо тебе)
ну, надо же было прочесть то, что ты так чудесно и своеобразно расписываешь.
Что-то читать было просто легко, что-то через "не хочу". Но все стихи - очень достойные.
Спойлер - это такая серая кнопка , на ней написано "+ Текст".
Попробуй, нажми!
Но то, что ты сходил к авторам - это классно! Это как сказать спасибо каждому автору произведения, за их талант!)
А заодно и коммент оставить.
А то искусственно как-то получается.
Рада, что ты заглянула на публикацию)
Конечно разные, тем они и интересны. Каждый рассказывает о своём, о том, что именно его волнует. )
А ты ещё его с ног до головы под Хохлому расписала - прям-таки ювелирное изделие, а не словесное произведение получилось.
Вон какой я, оказывается, разносторонний...