Первый галактический турнир малой прозы. Тур 1. Обзоры. Часть 1
(Планета_Путешествий)
▼
Представляю жюри Первого галактического турнира малой прозы:
Судья Вадим Сазонов Родился в 1960 году в Ленинграде. Офицер в отставке, потом таксист, теперь бухгалтер, короче, скучный человек. Чтобы попытаться представить себя не таким скучным, пытаюсь что-нибудь придумать и записать.
Судья Евгения Валиева Так, чего обо мне еще не знает замечательная литгалактическая публика? Пописываю, почитываю, иногда посуживаю. Увлекательно это всё, засасывает, хоть плачь, но и жить помогает, иногда прямо спасает, так что без этого почти никак. Желаю всем творческой радости и непременных новых личных вершин!
Судья Игорь Колесников Здоровенный сибиряк, люблю свою родину и ненавижу морозы. Писать начал случайно, увлёкся и вдруг обнаружил, что неплохо получается. Как говорят. Потом увлёкся критикой и оказалось, что тоже чего-то стою. И так говорят. Но, конечно, на любительском уровне. Как сужу: строг к языку. Мне гораздо важнее КАК написано, нежели О ЧЁМ. Если написано плохо, неграмотно, тускло, неумело - разношу в пух и прах. Если написано талантливо - прощаю многое и хвалю взахлёб. Судья Эли Смолха
Филолог, писатель, нарративный геймдизайнер, публиковался в "Дружбе народов". Судья Танита Бахворт
Автор с двухлетним, читатель с сорокапятилетним опытом критик по жизни, редактор по необходимости пишет по вдохновению: магреализм, сюрреализм, фантастику, фэнтэзи, мистику. читает даже наклейки на сосисках всегда ЗА: творчество, добро, адекватность, любовь, котиков и хорошее чтиво (увы, на сосисочных наклейках пока ни одного захватывающего сюжета!). и, конечно, " Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!" (с)
Система оценок судей:
1. Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (Общий замысел, или вообще его наличие, или оригинальность; правильно выстроенный сюжет.) (1 – 5) 2. Логика повествования, увлекательность (1 – 5) 3. Техника (язык и культура речи, стилистика произведения, образность и пр.) (1 – 10) 4. Эмоциональный резонанс (1 – 5) 5. Личное мнение эксперта 6. Суммарный балл:
1.Ёжик в тумане Произведение: Байки деда Михася
Судья Вадим Сазонов: 10 (2341)
Байка про квадратный мир, который не привлек героя, хотя сытно и пьяно в нем. Прочитал и спросил себя: «И что?» Ответить не смог. Может не будь там все квадратные, то и остался бы герой, жизнь-то там явно лучше. Такая патриотичная байка.
Судья Евгения Валиева: 15 (2382)
Что ж, буквальная квадратность – чем не квадратность, и чем не мистическая. Особой смысловой нагрузки вроде как нет, просто доброе и незатейливое приключение во сне, весёлая непритязательная байка. Прогулялся герой, получил все 33 удовольствия – и ладно, можно улыбнуться. Стиль есть, язык бойкий и приятный, однако ярких художественных приемов не встретилось. «но вовсе ею обделённым не чувствую» - явный пропуск «себя». «завели меня в какое здание» - в какое-то, видимо.
Судья Игорь Колесников: 18 (4464)
Забавно, живо. Бессмысленно, но и ладно. Зато герой симпатичный и автор хорошо умеет буквы в слова складывать, а слова – в предложения. И даже ошибок мало делает.
Судья Эли Смолха: 16 (3454)
Замечательная стилизация, но слишком уж “в лоб” тему автор интерпретировал. Хотя и в этом есть своя красота.
Судья Танита Бахворт: 15 (2463)
За использование приёма «оказывается, это был сон» вот прям ноль за оригинальность хочется влепить. Чтоб навсегда отвадить автора от этого избитейшенного варианта. Вот чтоб не привыкал. НО. квадратный мир с постепенным превращением, пусть и не впервые встречается, но всё же не так часто, как «а поутру они проснулись». Так что справедливости ради двоечку за логику поставлю, но жду клятву автора, что он так больше — никогда!! С логикой всё нормально. Без резких поворотов, всё изложено достаточно убедительно. Есть ошибки: и запятые по квадратам скачут, и повторов не к месту много, уже в третьем предложении «не» и «ни» перепутаны, я насторожилась. Однако ничего неисправимого в тексте нет. Отмечу неплохо переданную живую речь, помогающую создать образ персонажа и ярко передать происходящие с ним события. Эмоции ГГ переданы убедительно, мне, как говорится, зашло. Какие-то сопереживания тут, наверное, и не предполагались, но и эффекта «читать взахлёб» не получилось. Даже при бодренькой подаче.
Ощущение, что автор может гораздо, гораздо лучше. Спустя время автор и сам увидит все огрехи. Лёгкая манера, удачно выбранный образ персонажа, вменяемое раскрытие темы — мне кажется, автор способен на большее. Пусть небольшой итоговый балл послужит волшебным квадратным пенделем. Рассказик-то достаточно яркий, в целом — работа неплохая. Автор, повышайте собственную планку, у вас точно получится!
2. Читака-писака Произведение: Магический квадрат
Судья Вадим Сазонов: 12 (3432)
Очередной «Гарри Поттер». Удивительно примитивная училка у героини, раз ее так легко надуть, наверное, плохо в школе училась. Жаль, что и в мире волшебников и колдунов есть долгострои, не подвластны людские проблемы магическим силам. Те, кто вырос на произведениях Стругацких, обычно очень требовательны к фантастике. Наверное поэтому особого интереса не вызвало.
Судья Евгения Валиева: 21 (4584)
Лёгкая, позитивная тинейджерская история. Непритязательно, развлекательно, аккуратно, продуманно. «не входи!.. да всё» - после восклицательного с заглавной.
Судья Игорь Колесников: 17 (4373)
Милая магическая история. Жаль, магической логики в ней не хватает. Ну очень уж нелепый способ нашли герои. Даже для сказочного мира странно. Но всё же это настоящий рассказ, с внятным сюжетом, с законченной историей, с вполне живыми героями. Написано хорошо, гладко, практически грамотно. Что за «седьмого-Б»? И точно ли уверен автор, что герой зажимал блокнот подмышкой (чем)? Или всё же под мышкой (где)?
Судья Эли Смолха: 8 (3122)
Герои ведут себя странно. Логика, ход мыслей, причины и следствия… Все потерялось на ленте Мёбиуса.
Судья Танита Бахворт: 23 (5585)
Да, наукой победить магию уже пробовали, но мне в целом всё равно свеженько показалось, герои простые, но симпатичные, мне всё понравилось)) С логикой всё в порядке, изложено чётко и внятно, даже волшебство расписано понятно. Автор аккуратненько сводит персонажей в точке «К», даёт им проблему и позволяет её решить. Персонажи понятные и живые, диалоги вполне человеческие, изложено всё вменяемо. Но, то ли писано в последний момент, то ли не хватило времени на вычитку- многовато «эток», попадаются «былки» и «здеськи». Спустя время автор и сам увидит эти мелкие недочёты, которые, увы, при всей симпатии к этой работе не дают мне поставить ей максимальный балл за технику. Мне всё нравится в этой истории, мне всего хватило, очень хорошо, что в списке эта работа была последней — после неё много конкурентов казались бы совсем уж простенькими и серенькими.
Волшебство, магия, ведьма, а побеждает- наука! На мой вкус, очень хорошая работа, полновесная история с оригинальным решением, неплохо изложено, благодарю, читала с удовольствием! Одна из самых ярких для меня работ этого Тура. Но, чтоб автор не возгордился, «предательская солёная влага» - ну мелковато для вашего уровня. Убивайте штампы безжалостно((
3. Тефнут Произведение: Талисман
Судья Вадим Сазонов: 19 (4555)
Здесь, пожалуй, помолчу. Побаиваюсь обидеть Берегиню, а то у меня завтра сложный день, как бы не накликать чего! Реально читал, не пытаясь следить за запятыми. Хорошая, добрая сказка. Написано легко, читается с интересом, увлекает, хотя и предчувствуешь счастливый финал.
Судья Евгения Валиева: 17 (3473)
Лёгкая сентиментальная история. Предсказуемая, как добрая сказка. И очень незатейливая. Хотя начало пыталось задать другие параметры, показалось. Язык тоже простенький, аккуратный, не обременённый художественным поиском. Стартовая попытка поискать сдулась ко второму абзацу. А квадратности в мире героев я что-то не нашла.
Судья Игорь Колесников: 20 (5474)
Полноценный маленький рассказ. Законченная история. Логика сюжета, мотивация персонажей – всё на месте. Грамотно выстроенное повествование, хороший грамотный язык. Герои – типажи. Они ожили в рамках своих полномочий, а большего и не требуется для такого объёма. Диалоги несколько неестественны. Легко, без особых эмоций, но довольно увлекательно.
Судья Эли Смолха: 6 (1221)
“Не верю!” Сюжет, с одной стороны, простой и наивный, но с другой… Люди так не разговаривают, да и берегини в таком сюжете кажутся странной экзотикой.
Судья Танита Бахворт: 18 (4473)
Чудеса, которые приводят к семейному счастью- всегда хорошо))) Талисманы — это всегда интересно)) Сюжет понятен, «маг» довольно успешно связано с «реальностью». А вот переход от ужаса куклы в начале к внезапно реализуемой мести выглядит чуть коряво. Есть орфографические ошибки, но их немного. Не уверена, но и в финальном абзаце кажется промашка с запятыми, что комкает финал. Где мысли, где реальность- хм-хм. Прямая речь требует более живого воплощения, некоторая, увы, картонность. История милая, наивная, простая, с добрым финалом. Удачное попадание в жанр.
Мало иметь талисман, его ещё и надо беречь! Хорошая история, тянет на городскую сказку, но где в истории квадратный гипотетический мир? Домовина? [Мне кажется] не попадает гробик в пятёрку ассоциаций на квадратный мир((. Но это у меня, возможно, другие читатели считают отсыл более явно.
4. Petrucco Произведение: Война
Судья Вадим Сазонов: 7 (1231)
Ничего не понял.Много слов и предложений, но вот смысла, если честно, в их наборе я не увидел. Видимо плохо я разбираюсь в «Мистическом (магическом) реализме». Видимо, имелось в виду, что шахматисты в этот раз хорошо поднабрались и возомнили себя полководцами, и их пьяные мысли легли в основу текста. Я только такое объяснение данного текста смог предположить. Видимо, я еще не дорос до чего-то иного.
Судья Евгения Валиева: 16 (4363)
Шахматная доска – отличная идея в плане квадратности мира и шикарное поле для воплощения гипотетического чего угодно. Самое напрашивающееся решение тут, конечно же, сражение. Ну, скандинавы так скандинавы. И киты vs черепаха – симпатично закинутый атрибут противостояния, плюсик. Завуалировано хорошо: то, что речь об игре, я узнала только после «е7-е6». Этот финальный разоблачающий финт – ох, стреляет как концовка анекдота и всё перечеркивает. Пожалуй, мне не хватило в этой баталии двух вещей: какого-то смыслообразующего звена и красивой художественной картинки, ради которых захотелось бы смаковать происходящее. Ну и чуть более распространенный финал с тем же скандинавским налётом выглядел бы для меня органичнее и забавнее, не так резко анекдотично. Есть вопросы. Поменяли цвет и начали новый бой, потому что это шахматы – и всё? Вот эти все «побелели от страха», «почернел от гнева», «окружение почернело», «почерневшая от обиды» - да, они наводят на мысль, что стороны поменялись цветом. Но - почему прямо на поле боя, не дожидаясь его окончания, я не очень поняла. Возможно, тут о смене цвета партии у игроков. Да и кёниг Рагнар уже китами оперирует в аргументах, а не черепахой. В магреалистичной игре, конечно, свои законы, но фигуры цвет обычно не меняют. Вероятно, рамки привычной логики мешают мне уловить замысел, вырвавшийся из этих рамок.
Насчитала шесть назойливых «былок» и шесть «они» за первый абзац. Не все хорошо с пунктуацией. «чтобы черепаха могла насытиться и продолжала своё великое дело» - всё-таки здесь второй глагол хочется оставить в инфинитиве, чтобы фраза выглядела более согласованной, как и в первом случае.
Судья Игорь Колесников: 17 (4463)
Ну, здесь спасает задумка. «Вот это поворот» не был для меня неожиданным, но это даже хорошо. Значит, автор сумел подтолкнуть читателя к верному выводу. Интересные параллели, внятная привязка к мифологии. Имена пешек вызывают недоумение. Язык обычный, пресноватый, без изюма. Хотя вряд ли для изюма есть место в миниатюре. Мелкие замечания по пунктуации.
Судья Эли Смолха: 9 (4221)
Забавная интерпретация темы! “Гэгу”, на мой вкус, не хватило многослойности. Битва в скандинавском стиле -> шахматы -> ??? К сожалению, плосковатость языка тянет на дно все остальные способы получить удовольствие от текста.
Судья Танита Бахворт: 21 (4584)
Шахматная партия как война — приём, использованный неоднократно. Но здесь мне понравилось, что автор креативно подошёл к раскрытию темы. Так что оригинальность спасена)) Финт с тем, кто соперники — да, зашёл хорошо. Однако в финале возник вопрос: это была партия «белые против белых»? Ведь фигуры почернели только в конце. Но, в принципе, для меня даже это вписывается в общую логику. Ощущение, что рассказу надо отлежаться. Через месяц автор сам увидит корявые фразы и легко их исправит. Немного прихрамывает орфография, но в целом читается гладенько. Автор отлично справился без описаний персонажей и окружающего мира. Картинка всё равно рисуется, вопрос «против чего вы сражаетесь, глупцы» возникает уже на середине. Да, рассказ цепляет.
Ощущение движения, активности, уместная доля пафоса, похвалю за отличное раскрытие темы «квадратного мира». Ощущение, что это своеобразная легенда возникновения шахматной игры)))
Таните Бахворт от автора Ёжик в тумане (Миниатюра Байки деда Михася)
Автор не понял, с чего Вы взяли, что это был сон? Существуют множество параллельных миров, проходы в которые открываются в хаотичном порядке. Кто-то в туман попадает, кто-то - просто исчезает или появляется на ровном месте, да ещё под прицелами видеокамер. Кто-то пропадает из собственной квартиры, или не возвращается из подвала, куда спустился за банкой с огурцами. Реальный, кстати, случай - вернулся мужик через три года, с банкой в руках, а дом уже другим продан и его давным-давно признали пропавшим без вести.
В рассказе мужик попал в параллельный мир, где всё - наоборот. Более развитая цивилизация умеет перетаскивать объекты из одного мира в другой, и возвращать их туда же. В оригинале сюжет был более развит, но пришлось его нещадно покромсать - из-за лимита в объёме текста.
Поэтому обещать, что он больше никогда этим приёмом не воспользуется - автор предусмотрительно отказывается.
Насчёт ошибок в тексте - это да, водится за мной такой грешок. Обещаю исправиться.
Таните Бахворт от автора Читака-писака (Миниатюра "Магический квадрат"): Автор очень благодарен за подробную рецензию. «А наука побеждает» — да! Радует, что эта мысль обратила на себя внимание. Автор точно не возгордится, для этого нет никаких оснований — «этки» и «былки» править, конечно, надо, и что «писано в последний момент» — верно подмечено. Спасибо за замечания!
Игорю Колесниковуот автора Читака-писака (Миниатюра "Магический квадрат") : Да! Увы и ах, под мышкой. И на старуху бывает… Спасибо за замечание.
Уважаемая Евгения, спасибо за разбор миниатюры. Я хочу пояснить некоторые моменты. Сначала это были просто воительницы в квадратном мире. Не чёрные и не белые. «Они все были так похожи, что поменяй их местами, и не угадаешь, где какая.» Но они-то сами знали, кто из них кто, потому что их путь был предрешён их предводителями, и нарушить его они не могли. Два клана, запертые в своей Ойкумене. Воины, не знающие другой жизни. А вот чёрный и белый цвет они приобрели только после оплошности Катерины, превратились в шахматы. Кто живёт по строго прописанным правилам, знает все ходы наперёд, всегда перестаёт быть человеком. Но это, конечно, моё мнение. Кёниг Рагнар с самого начала оперирует китами. Тут ничего не поменялось. Наверное, из-за того, что я не расписал всё подробно в миниатюре, это не читается.
«Насчитала шесть назойливых «былок» и шесть «они» за первый абзац.» — это да. Сейчас посмотрел, можно половину заменить. Это не сложно. Как и замена глагольного времени.
Теперь понятно - превратились в шахматы только после оплошности! Так это всё ставит на места. А ведь интересная идея, но недокрученная, и в тексте трудновато оказалось её рассмотреть. Тем более, что шахматы вроде как в Индии изобрели, вот на скандинавских воинов и не подумалось. ) Спасибо за пояснение! "Кто живёт по строго прописанным правилам, знает все ходы наперёд, всегда перестаёт быть человеком" - что-то в этом есть, определенно! Ну, может, "всегда" прозвучало категорично, однако я тоже считаю: правила для того и прописаны, чтобы их можно было нарушать. И мне эта Катерина сразу понравилась. )
Да, шахматы изобрели в Индии. Но ведь герои миниатюры — викинги — их не изобрели. Они превратились в шахматы. Весь текст — абсурд, и конечно, чтобы понимать литературу абсурда, надо уметь отвлечься от реального мира. Смешение эпох, рас, верований — этакий винегрет у меня вышел. К тому же я хотел, чтобы какая-то интрига сохранялась до конца, потому не прописывал в тексте прямые пояснения. Да, понять авторский замысел при этом — задачка та ещё. И ко всему — надо-то было изобразить квадратный мир. Квадрат — всегда плоская геометрическая фигура, потому какой-либо «многослойности» ожидать тут нельзя. )) Перемудрил, возможно. Ну да на ошибках учатся. Ещё раз спасибо! Petrucco
Автор не понял, с чего Вы взяли, что это был сон? Существуют множество параллельных миров, проходы в которые открываются в хаотичном порядке. Кто-то в туман попадает, кто-то - просто исчезает или появляется на ровном месте, да ещё под прицелами видеокамер. Кто-то пропадает из собственной квартиры, или не возвращается из подвала, куда спустился за банкой с огурцами. Реальный, кстати, случай - вернулся мужик через три года, с банкой в руках, а дом уже другим продан и его давным-давно признали пропавшим без вести.
В рассказе мужик попал в параллельный мир, где всё - наоборот. Более развитая цивилизация умеет перетаскивать объекты из одного мира в другой, и возвращать их туда же. В оригинале сюжет был более развит, но пришлось его нещадно покромсать - из-за лимита в объёме текста.
Поэтому обещать, что он больше никогда этим приёмом не воспользуется - автор предусмотрительно отказывается.
Насчёт ошибок в тексте - это да, водится за мной такой грешок. Обещаю исправиться.
А за доверие - большое спасибо!
Автор очень благодарен за подробную рецензию. «А наука побеждает» — да! Радует, что эта мысль обратила на себя внимание. Автор точно не возгордится, для этого нет никаких оснований — «этки» и «былки» править, конечно, надо, и что «писано в последний момент» — верно подмечено. Спасибо за замечания!
Игорю Колесниковуот автора Читака-писака (Миниатюра "Магический квадрат") :
Да! Увы и ах, под мышкой. И на старуху бывает… Спасибо за замечание.
Уважаемая Евгения, спасибо за разбор миниатюры.
Я хочу пояснить некоторые моменты. Сначала это были просто воительницы в квадратном мире. Не чёрные и не белые. «Они все были так похожи, что поменяй их местами, и не угадаешь, где какая.» Но они-то сами знали, кто из них кто, потому что их путь был предрешён их предводителями, и нарушить его они не могли. Два клана, запертые в своей Ойкумене. Воины, не знающие другой жизни. А вот чёрный и белый цвет они приобрели только после оплошности Катерины, превратились в шахматы. Кто живёт по строго прописанным правилам, знает все ходы наперёд, всегда перестаёт быть человеком. Но это, конечно, моё мнение.
Кёниг Рагнар с самого начала оперирует китами. Тут ничего не поменялось.
Наверное, из-за того, что я не расписал всё подробно в миниатюре, это не читается.
«Насчитала шесть назойливых «былок» и шесть «они» за первый абзац.» — это да. Сейчас посмотрел, можно половину заменить. Это не сложно. Как и замена глагольного времени.
С уважением,
Petrucco
"Кто живёт по строго прописанным правилам, знает все ходы наперёд, всегда перестаёт быть человеком" - что-то в этом есть, определенно! Ну, может, "всегда" прозвучало категорично, однако я тоже считаю: правила для того и прописаны, чтобы их можно было нарушать. И мне эта Катерина сразу понравилась. )
С уважением,
Перемудрил, возможно. Ну да на ошибках учатся. Ещё раз спасибо!
Petrucco