Первый галактический турнир малой прозы. Тур 1. Обзоры. Часть 3
(Планета_Путешествий)
▼
Представляю судей жюри Первого галактического турнира малой прозы:
Судья Вадим Сазонов Родился в 1960 году в Ленинграде. Офицер в отставке, потом таксист, теперь бухгалтер, короче, скучный человек. Чтобы попытаться представить себя не таким скучным, пытаюсь что-нибудь придумать и записать.
Судья Евгения Валиева Так, чего обо мне еще не знает замечательная литгалактическая публика? Пописываю, почитываю, иногда посуживаю. Увлекательно это всё, засасывает, хоть плачь, но и жить помогает, иногда прямо спасает, так что без этого почти никак. Желаю всем творческой радости и непременных новых личных вершин!
Судья Игорь Колесников Здоровенный сибиряк, люблю свою родину и ненавижу морозы. Писать начал случайно, увлёкся и вдруг обнаружил, что неплохо получается. Как говорят. Потом увлёкся критикой и оказалось, что тоже чего-то стою. И так говорят. Но, конечно, на любительском уровне. Как сужу: строг к языку. Мне гораздо важнее КАК написано, нежели О ЧЁМ. Если написано плохо, неграмотно, тускло, неумело - разношу в пух и прах. Если написано талантливо - прощаю многое и хвалю взахлёб. Судья Эли Смолха
Филолог, писатель, нарративный геймдизайнер, публиковался в "Дружбе народов". Судья Танита Бахворт
Автор с двухлетним, читатель с сорокапятилетним опытом критик по жизни, редактор по необходимости пишет по вдохновению: магреализм, сюрреализм, фантастику, фэнтэзи, мистику. читает даже наклейки на сосисках всегда ЗА: творчество, добро, адекватность, любовь, котиков и хорошее чтиво (увы, на сосисочных наклейках пока ни одного захватывающего сюжета!). и, конечно, " Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!" (с)
Система оценок судей:
1. Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (Общий замысел, или вообще его наличие, или оригинальность; правильно выстроенный сюжет.) (1 – 5) 2. Логика повествования, увлекательность (1 – 5) 3. Техника (язык и культура речи, стилистика произведения, образность и пр.) (1 – 10) 4. Эмоциональный резонанс (1 – 5) 5. Личное мнение эксперта 6. Суммарный балл:
9. Сава Произведение: Дороги
Судья Вадим Сазонов: 5 (2111)
Не знаю, можно ли назвать мемуарами рассказ о подготовке у уроку и его проведении? На мой взгляд, слишком громкое слово для такого текста, но автору виднее. Читать тяжело. Много сложно понимаемых предложений и конструкций. Например: «Урок на заданную тему: "Герои былых времён". С младшими можно поговорить о сказочных богатырях. Есть много известных историй подвигов детей – героев Великой Отечественной войны. Но уроки на эти темы проводила». Задана тема урока, потом идет рассуждение о том, что на таком уроке можно рассказать младшим классам, а следом констатация того, что было много детей-героев (получается, что дети-герои и есть сказочные богатыри), а потом всему этому противопоставляется то, что героиня, от лица которой написан текст, уроки на эти темы уже проводила. Короче, винегрет, на мой взгляд. Смысл улавливается с трудом, надо несколько раз перечитывать. «Готовясь к уроку, первым делом адресовалась я к Интернету…» - может все же «обратилась к Интернету»? «…мелом изобразила я маршрут Екатерины Илларионовны по военным дорогам: города, даты, подвиги, ранения, награды» - с трудом представляю, как учитель мелом на доске изображает карту Европы, прокладывает по ней маршрут, а потом еще изображает города, изображает подвиги, изображает ранения и изображает награды. «одна из немногих воинов-женщин, служивших в морском десанте, разведке» - так и не понял, где же она служила: в десанте или разведке? Может сначала в десанте, а потом в разведке? Кроме того, сначала нам говорят, что воин-женщина была медсестрой, неужели в разведку ходили медсестеры? «Увидела новые огоньки в глазах (недоумения, изумления, осознания) после вопроса, к кому девушка обратилась вслед за отказом командования взять её в морской десант. К слову, к тому времени за плечами медсестры было Сталинградское сражение» - т.е. ко времени, когда учительница увидела огоньки в глазах, уже за плечами медсестры было сражение? И т.д, т.д. Текст явно не вычитан. Про запятые уж писать не буду. Поражает наивность героини, от лица которой ведется рассказ, которая верит, что Сталин решал вопросы о том, где служить медсестрам.
Не понял, зачем это написано и зачем это читать. Сомневаюсь, что описанный учитель смог бы увлечь учеников.
Судья Евгения Валиева: 19 (4483)
Написано грамотно, стройно, вполне живо. Искренние чувства… Непростая это тема. Хочется верить, что дети сумеют разобраться с историей и усвоить её уроки лучше нас. Не совсем поняла, где она повесила китель на стул, придя со встречи. Разве не дома? Или дома кто-то украл награды? Здесь просится уточнение.
Судья Игорь Колесников: 9 (1242)
Мешанина из мемуаров, публицистики, газетных вырезок, учебных планов. Примерно такой же сумбур в стиле изложения. Нет чёткой линии, постоянные перескоки с пятого на десятое. Не очень удачно сложены некоторые фразы, из-за чего смысл искажается или даётся не сразу. Канцеляризмы, бедноватый язык, ошибки в пунктуации. При этом тема-то важная. И очень важно не ударить в грязь лицом в такой теме. К сожалению, автору это не удалось.
Судья Эли Смолха: 12 (3234)
Эмоциональный текст, тяжеловатый по всем фронтам. Поток сознания — метод сложный, здесь воплощенный не идеально. Переход к Е.И. на слове “соленый” - крайне неудачная идея. За работу с тоном и эмоцией текста - плюс.
Судья Танита Бахворт: 18 (3366)
Формат воспоминаний, конечно, не нов, как и тема войны. Читатель невольно сравнивает с другими непридуманными историями. Это может быть как плюсом работе, так и минусом, но здесь как-то ровно. Некоторые моменты хочется поменять местами для лучшего восприятия, нить повествования иногда путается. Ошибок не много; понимаю, что сложно в малом формате довести до конца сразу две линии повествования, но автору это удалось. Однако общее ощущение нравоучительности (свойственной некоторым преподавателям), много штампов. Тема непридуманных историй войны, конечно, всегда откликается сочувствием и болью, которые чувствуются в рассказе и старательно передаются читателю.
Мемуары — благодатный жанр, в котором текст может восприниматься живой речью, которую интересно читать и слушать. В данном же рассказе «живая речь» не цепляет внимание. То есть если бы вживую мне это рассказывали — мне было бы скучно слушать. Скорее всего, я просто не в целевой аудитории рассказа. В восприятии текста есть сложности из-за не очень удачной компоновки рассказа.
10. Кактус Произведение: Счастливый билет
Судья Вадим Сазонов: 7 (1231)
Не думаю, что это можно назвать билетом в детство, это скорее билет на вечер воспоминаний. Является ли он счастливым? Я думаю, для каждого по-разному. Зависит от того приятные или нет воспоминания у вас связаны с тем, кого встретили. У героини, видимо, были приятные воспоминания, тогда не понятно, почему она решила никогда не звонить подруге детства? О сути воспоминаний читателю не поведали, уделив большую часть текста рассуждениям о том, что люди разных возрастов имеют разные мнения о понятии «молодой-старый», т.е. такому общеизвестному факту. Хотя мне, как читателю, было бы интересно узнать, какие именно воспоминания, с одной стороны, позволили назвать билет «счастливым», а с другой, не вызвали желания возобновить их обсуждение?
Было интересно, что же дальше, но, когда прочитал это «дальше», пришло разочарование.
Судья Евгения Валиева: 20 (4484)
Мимолетная встреча с детством – это всегда и приятно, и грустно, и еще целый ворох противоречивых эмоций. Ощутила. И юмору с грустинкой место нашлось – а иным ему сложно быть в такой теме. «не тактичной» – здесь надо «нетактичной». Одной запятой не хватает («Оказывается мы одного года»). А исполнение уверенное, литературное.
Судья Игорь Колесников: 17 (4373)
Хорошо выбранный для миниатюры эпизод. Он ровно вписался в объём, не выпирает нигде, просматривается со всех сторон. Нескучный язык, образные описания, живая героиня (которая рассказчица), приятный стиль. Сюжет простейший, но благодаря языку и живому присутствию героини история читается с интересом.
Судья Эли Смолха: 16 (4444)
Это хорошо, но не отлично. Тексту не хватает какой-то изюминки, pizzaz’a (возможно ли это вообще в непридуманной истории?). Жутких недочетов не вижу - ставлю хороший балл.
Судья Танита Бахворт: 20 (4475)
«Записки путешественника» как часть мемуаров или, в данном случае, скорее личного блога (а чем блог не мемуары?))) с внезапной встречей и билетом в детство — ход практикуемый и довольно выигрышный. Для «дорожных заметок» всё достаточно логично, однако внедрять вставки с фрагментами личной жизни [на мой взгляд] надо чуть внимательней. Есть чёткая линия сюжета. Воспоминания и размышления должны быть аккуратными веточками, иначе читатель собьётся. Две, даже три ветки подряд: память на лица — возраст — собственный возраст, уводят от непосредственно «знакомой девочки». Но это поправимо. Стиль «живого рассказа» выдержан, изложение внятное, ошибок немного, но глаз резанули шаблоны. Этот бедный соляной столб, после которого героиня почему-то оттаивает — ну нет же. Небольшая сумбурность повествования сглажена «бложистостью» жанра. Для личной живой истории вполне приемлемо. Очень тёплая история. Конечно, откликается, конечно, что-то подобное у многих было, лёгкий стиль позволяет читать с удовольствием.
Ощущение, что это глава больших дорожных впечатлений. Написано обстоятельно, повествование затягивает, хочется, чтоб подружки побеседовали подольше)) Знакомый момент радости неожиданной встречи и потом расставания, судя по всему, навсегда, и это, по сути, никак — ну бывает. При всей приятности стиля отмечу, что по окончании рассказа осталось именно это впечатление — никак. Вывод «это были билеты в детство» почему-то не зацепил. Он уместен и очевиден, но очень уж шаблонен, очень уж знаком.
11. Еловый букет Произведение: Рыбаки
Судья Вадим Сазонов: 8 (2231)
Текст на тему – муж бездельник, а жена труженица. Оригинальности и такой теме, пожалуй, нет. Да и раскрыта она весьма скучно, смеха или улыбки не вызывает. Некоторые замечания: «Нет, чтобы дома жене с уборкой да ужином помочь. Так она и без него справится» - зачем в начале второго предложения «Так»? «Нет, чтобы дома…» - запятая не нужна, по-моему. «ни заря, и бегом на берег реки» - запятая не нужна, по-моему. «пробегает утренний ветерок и по воде скользит лёгкая рябь» - а здесь, по-моему, не хватает запятой после «ветерок». И т.д. Таких замечаний много. Эмоционального отклика текст не вызвал.
Скучно. Тем более, для ироничной прозы.
Судья Евгения Валиева: 14 (3371)
Герой тут – не просто рыбак. Он муж-рыбак, и это принципиально особый рыбачий статус, ведь на фоне страдалицы-труженицы, которая во всём молодец не покладая рук, он вечно отдыхающий бездельник. Это, видимо, с его прекраснодушного ракурса она «с восторгом полночи чистит улов, абсолютно не устала». Ну, и ироничный рассказчик, лежащий на диване, так же мир видит. А женщина тут настолько ровно довольная и старательная, что и муж, и читатель могут быть спокойны: ей всё нравится. Но тогда и проблемы нет, и конфликта нет. И у меня не складывается кое-что, хоть плачь. Вероятно, картинка заработала бы, обыграй автор какие-то реальные чувства жены – ну пусть бы хоть вздохнула, или устало зыркнула, или чертыхнулась… А то она как робот. Написано неплохо, но местами шаблонно. Есть заблудшие запятые. А юмор на любителя.
Судья Игорь Колесников: 11 (2252)
Такой фельетон. В стиле закадрового голоса в «Служебном романе». Простая ирония, банальная история. Простой язык, обычный, скучноватый. Не без шероховатостей, но ляпов нет. Довольно грамотно, за исключением нескольких пунктуационных ошибок.
Судья Эли Смолха: 10 (2332)
Неплохая зарисовка, которой не хватило смелости расцвести. Оригинальных/новаторских решений нет, наблюдаются пунктуационные ошибки. Ироничной прозе не хватило юмора, увы.
Судья Танита Бахворт: 17 (3473)
С иронией о друзьях — благодатная тема, а рыбалка — это практически классика. Ну то есть оригинальность — не главное в этой работе))) С логикой всё в порядке, балл снижен за нравоучительный финал, в котором чувствуется снисхождение (как-то это не по-дружески). В целом написано достаточно ровно, какие-то моменты можно было сделать ярче. К месту используются тропы. Ошибок не много. Рассказ вызывает улыбку, но какой-то яркой эмоции нет.
Приятная добрая ирония, автор довольно наблюдателен. Написано ровненько, без особых изысков.