Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Обзоры » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
О чём говорят судьи. Обзор работ. Земля – Cтpeлeц. Конкурс критики «Мы сами с усами – 1»   (Планета_Путешествий)  
Представляю судей жюри конкурса критики «Мы сами с усами – 1»:

Судья Алексей_Кузнецов
В интернет-пространстве с 2003 года. Сначала Стихира, потом Литсеть, потом Литгалактика. Не люблю распылятся, поэтому до сих пор ограничиваюсь присутствием на этих трех ресурсах. Ведь есть и реальность, в которой тоже есть непридуманная, нешуточная творческая жизнь. О своих наградах и достижениях говорю, когда просят, но на все мероприятия и конкурсы стараюсь приходить только со своим творчеством и своим мнением, в пиджаке без медалей – так гораздо интереснее.

Судья Евгения Валиева
Так, чего обо мне еще не знает замечательная литгалактическая публика? Пописываю, почитываю, иногда посуживаю. Увлекательно это всё, засасывает, хоть плачь, но и жить помогает, иногда прямо спасает, так что без этого почти никак. Желаю всем творческой радости и непременных новых личных вершин!

Судья Андрей_Блинов
Андрей Блинов, журналист, писатель, автор-исполнитель и сетературный критик.
Подробнее здесь: https://vk.com/heknowscreation

Судья Фру
Всем привет. Меня зовут Фру. Я вредная поэтка, которая любит хорошие рифмы и образы, сама пишет не пойми что, но читает только лучшее. Если в поиске Яндекс или Гугл набрать «Фру стихи», то еще можно найти остатки моих перлов.


Система оценок судей:

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5)
Логика повествования, увлекательность (1 – 10)
Техника (1 – 10)
Эмоциональный резонанс (1 – 10)
Суммарный балл:




Августовское
Hellin

Шуршит ячмень, клоня свои колосья,
внося раздрай в когда-то ровный строй.
Деревья говорят, что скоро осень,
но полдни отвечают им жарой.
Деревья говорят:
— Пора! Желтеем!
Но хитрый август прячет календарь,
А солнце рыжебрюхим котофеем
мурлычет, что осталось навсегда.

Ещё не клинит небо журавлями,
и птичий гомон редок и далёк,
Но небо любит утром покальянить,
да и под вечер плавает дымок.
А я не верю, что уходит август,
он так красив, так молод и горяч!
Деревья обронили тень на лавку,
И тихо прошептали мне:
— Не плачь...

2. Августовское

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 7
Техника (1 – 10): 8
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 7
Суммарный балл: 26
Комментарий:
Приятный ностальгический, несколько наивный этюд об уходящем лете. Наивный потому, что плакать из-за ушедшего августа, просто потому, что он, молодой и горячий, ушел... мне кажется, ЛГ здесь немного играет на публику. Либо здесь есть контекст, который я не улавливаю. Либо это такие слезы от катарсиса, но тогда деревьям незачем утешать.
Долго думал, как деревья могут уронить тень на лавку. Понятно, что «ронять» они могут, но этот процесс довольно медленный. Видимо, за размышлениями ЛГ не заметил, как прошло время.
Технически стихотворение стройное. Очень зашла игра слов «клинит небо» и «небо любит покальянить», а также рифма «август-лавку».
Зацепило сочетание «свои колосья» (чьи же еще). Я бы заменил на «склоняются колосья», например.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 26

2. Августовское

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 8
Суммарный балл: 26
Комментарий:
Простите, но совсем не оригинально. Подобные плачи ежегодно рождаются в огромных
количествах с наступлением первых заморозков. Техника нормальная, если бы не рифмы
календарь-навсегда, август-лавку, журавлями-покальянить. Эмоционально – попытка выдавить слезу у читателя и довольно удачная, за что 8 баллов, хоть я считаю этот прием не очень честным.

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 26

2. Августовское

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 9
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 27
Комментарий:
Такая понятная ЛГ, не желающая мириться с приходом осени, совсем как я. Поэтичный слог, стройная композиция, крепкие рифмы, в т.ч. неплохо прозвучали ассонансные. Природа ощущается живой благодаря постоянному олицетворению: ячмень клонит свои колосья, хитрый август прячет и т.д. Анафора (деревья говорят), конечно, усиливает эффект. По-хорошему улыбнул и тронул образ неба: то его не клинит, то оно кальянит. Плавающий дымок – приятный образ, хотя здесь я задумалась: а дымок (туман? что-то другое?) – разве признак именно осени? Союз «но» как бы на это указывает: птицы еще не улетают, но дымок уже плавает. А в июне он по утрам разве не плавает?
Самым ярким вышел образ солнца-котофея. Ярким, но рыжебрюхо-тяжеловатым, к нему надо привыкнуть, приловчиться воспринимать. Возможно, это очень субъективное ощущение.
В целом стихотворение приятное. Хотя особой эмоциональной встряски не случилось.
После «лавки» запятая ни к чему, т.к. между однородными сказуемыми уже есть союз «и».

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 27

2. Августовское

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 7
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 7
Суммарный балл: 25
Комментарий:
Работа яркая и неоднозначная. У меня создалось впечатление, что я увидела россыпь драгоценных камней соединенных невнятной оправой. Захотелось эту оправу разломать и сделать украшение на свой вкус. Например, в первом четверостишии у меня сама собой вырвалась строка, заменяющая авторскую.
Шуршит ячмень, клоня свои колосья, внося раздрай (разброд) в когда-то ровный строй. Деревья говорят, что скоро осень, но полдни отвечают им жарой. (Своей, слегка желтеющей листвой).
Но обо всём по порядку.
Во-первых, меня покорили некоторые образы. Яркие, вкусные.
Солнце рыжебрюзий котофей, не клинит небо журавлями, небо любит покальянить, деревья обронили тень на лавку.
Эти образы уже говорят, что передо мной настоящий поэт.
Во-вторых, мне понравилось бесстрашное использование разнообразных рифм, включая рискованные бедные и неточные. Это тоже признак творческого таланта.
Хочу отметить последние две строчки, где без особого описания и уточнений рисуется картина, где героиня сидит на лавочке в тени деревьев и плачет.
Теперь о том, что меня огорчило.
Много повторов. Деревья, деревья, деревья, небо, небо, но, а.
Я сама люблю повторы обоснованные, но здесь я не увидела необходимости.
Второе четверостишие, на мой взгляд, совсем провальное. По смыслу и структуре.
В третьем, потрясающая рифма август - лавку, на мой взгляд, немного не к месту, ослабляет концовку, да и глаголы, что все стихотворение были в настоящем времени, вдруг становятся в прошедшем. Это можно было бы обыграть, но в данном тексте разрушают целостность.
Прошу не бросать этот текст, а по возможности и по вдохновению переработать.

Судья Фру
Суммарный балл: 25



Лесное
Елена Картунова

Скользнуло утро по ветвям
и гнёздам дымкой изумрудной.
Спросонья вздрогнула листва.
А наверху — зачатки чуда -
новорождение грядёт.

По лесу — вздох. Качнулись ели.
Полоской вспыхнул горизонт.
И свету радостно запели
хвалы пичуги, дерева,
и даже пень, росток пустивший.
И лишь уставшая сова
глаза прикрыла... Надо б тише.

Но ей лесная суета,
что колыбельная ночная,
когда покой и темнота.
В ночи история иная,
иные сказки потекут.
Их дерева во сне нашепчут,
освободив слова от пут.
И — дзинь! — таинственные встречи.

Среди мерцающих огней,
на лунный праздник приглашая,
дриады выйдут из теней
в изысканных паучьих шалях.

Лесные духи поплывут,
меняя формы ради шутки.
В пруду русалки — там и тут.
Ни образов, ни звуков жутких...
пока бормочут дерева,
и оживают их виденья...

Но — час рассвета. И сова
уснёт привычно... Снова день, и —
колдунья-ночь! В лесу опять
заговорят во сне деревья...

Поймёшь, увидишь ли? — как знать...
Но я красивым сказкам верю.

3. Лесное

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 8
Суммарный балл: 28
Комментарий:
Ух ты, а вот это очень стильно. Не пушкинская строфа, но с «Лукоморьем» ассоциации очень сильные.
Очень плавно, мелодично течет речь, круг за кругом.
Картинка зримая, яркая и разнообразная.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 28

3. Лесное

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 10
Техника (1 – 10): 9
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 10
Суммарный балл: 34
Комментарий:
Как-то сразу меня царапнули зачатки чуда, но все прочие образы оказались весьма
оригинальными, и к концу прочтения зачатки забылись, эмоции взыграли. Кроме шуток, автору удалось практически все, но один балл все же снял (пусть он будет технический).

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 34

3. Лесное

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 6
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 5
Суммарный балл: 22
Комментарий:
Симпатичная сказочная пейзажка, хотя признаюсь, что первое прочтение далось тяжело – то ли постоянное чередование утра и ночи сбивало, то ли просто потому, что истории с дриадами, духами, русалками и пр. меня никогда не привлекали, а чтобы привлекли, они должны быть как минимум потрясающи. Здесь определенно понравилось начало: изумрудная дымка утра, чудо-новорождение, вздох по лесу. Вот здорово же. Но дальше я не встретила столь же удачных образов. И мне не хватило стройности, четкости в композиции, повторюсь.
«И даже пень» - увы, устойчивая ассоциация с известной песенкой сразу перетянула внимание и сбила настрой. А вот хорошо, кстати: «Лесные духи поплывут, меняя формы ради шутки».
Пунктуация с огрехами. И запятые есть лишние, и многоточия. И финальное тире глаз режет. Да зачем же оно там? А «как знать» почему со строчной?

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 22

3. Лесное

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 5
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 21
Комментарий:
Стихотворение обладает своими достоинствами.
Во-первых, нетрадиционная форма, которая поддерживает атмосферу ночной запутанности и неожиданности.
Во-вторых, мне очень понравилась изысканная паучья шаль. Образ очень атмосферный для этого текста.
В-третьих, на мой взгляд подходит к атмосферности логические разносы предложений по стихам (строкам в стихотворении).
На что бы я обратила внимание автора в плане доработки.
Невыверенная сюжетная линия. Начинается все утром, потом вдруг описывается как хорошо ночью, а потом неожиданно опять начинается ночь. Я не очень поняла этот ход. Мне кажется, из-за этого в некоторых местах идёт временное несогласование.
В тексте переизбыток многоточий и тире. По мнению некоторых поэтов, такой переизбыток является признаком нехватки мастерства, чтобы выразить мысль словами.
Употребление архаизмов и высокопоэтичной лексики с одной стороны, создает атмосферу, с другой, навевает скуку архаичности. Так же я не уловила нужность употребления слова "дзинь".
Можно пройти и по конкретным местам из текста, где есть какие-то неувязки. Например.
И свету радостно запели хвалы пичуги, дерева.
Пичуги и дерева запели хвалу или сами пичуги и дерева являются пичугами и деревами хвалы?
К самой концовке тоже есть вопросы.

Но в целом, спасибо автору за атмосферность.

Судья Фру
Суммарный балл: 21



На птичьем языке
Marara

Я нынче говорю на языке дождей:
Я - будто на чужой, не на моей планете;
На птичьем языке - весна, цветы и дети;
Но этим языком попробуй овладей!

Путь птичьих трелей - вверх, пути дождинок - вниз;
Я падаю с небес, а им вольготно в небе!
Из туч и облаков хоромы счастья лепят,
И это - жизнь для них, а для меня каприз.

Полцарства за коня! Какой от сказок прок,
Но легко прощу наивное лукавство:
За звонкий детский смех не жаль отдать и царство -
Я честно достаю свой верный кошелёк.

И на меня порой, как полуночный тать,
Находит странный стих, и к чёрту все приличья!
Язык дождей - не мой! Мне сладко внятен птичий,
Мне нужно наверстать, пропеть, прощебетать!

4. На птичьем языке

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 6
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 23
Комментарий:
Показалось, что это что-то вроде потока сознания, плавно переходящего в бессознательное. Птицы лепят хоромы счастья из туч. А для ЛГ это каприз. ЛГ падает с неба прямо в царство, которое хочет отдать за детский смех, но вместо ключей от царства достает кошелек. Ок... наверное.
Из технических особенностей отмечу, что автор сумел целиком соблюсти сложный ритм. Иногда это работает – например, как в концовке.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 23

4. На птичьем языке

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 2
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 5
Суммарный балл: 22
Комментарий:
Пропавший слог в третьем катрене не будем считать фатальной ошибкой, но есть и приличья –это уже нехорошо. В остальном складно, логично, даже слегка увлекательно, но не нашел я ни свежих образов, ни интересных метафор, эмоций особых тоже не испытал.

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 22

4. На птичьем языке

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 5
Техника (1 – 10): 5
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 4
Суммарный балл: 17
Комментарий:
Сначала ЛГ грустит и сетует, что не может радоваться, что-то дождливо-сплинное противопоставлено птичьему счастью. К финалу ЛГ раскошелился и прикупил себе этого счастья пытается наверстать упущенное. Идея довольно оригинальная, оптимистичный финал радует, но я вот этот трюк с кошельком вообще не поняла, если честно. Нет, с царством за коня интересно получилось, но кому ЛГ лукавство простил, и почему, собственно, ему радость пришлось покупать – нет, не понимаю.
«Сладко внятен» - хм, что-то здесь неладное с точки зрения стилистики.
«Но легко прощу» - по ритму здесь первой стопе не хватает второго ударного слога. Видимо, потерялось «я».

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 17

4. На птичьем языке

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 9
Техника (1 – 10): 8
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 8
Суммарный балл: 30
Комментарий:
Сразу хочу заметить описку, с которой пришёл мне текст. Мне кажется в строке "Но легко прощу" не хватает слова "я".
Стихотворение чёткое, полновесное, приятное.
В таких, нужно постараться, чтобы найти недостатки).
У меня есть несколько придирок. Но это именно на уровне придирок.
1) Я сама люблю якать в стихах и мне ли об этом говорить, но всё же... Можно уменьшить количество данного местоимения в тексте.
2) Изобилие тире.
3) Можно придраться к слову "тать" (вор), вернее, к уместности его употребления в контексте и к слову "стих", так как оно обозначает строку в стихотворении, а не целое стихотворение.
4) Не совсем понятна строка "Мне сладко внятен птичий". То главный герой не говорит на птичьем, а тут ему вдруг он внятен, да еще и сладко. Само словосочетание "сладко внятен язык" требует расшифровки.
Повторяюсь, это придирки.

Судья Фру
Суммарный балл: 30



Ранняя осень
GP

Нынче небо такое синее, словно летнее,
Лишь берёзы как церкви сияют сусальным золотом
Да над ними стрижи нарезают круги последние,
Да листва у крапивы черна по краям от холода.
Ну а нам предугадывать зимние дни не рано ли?
Ведь лазурью всё небо, а солнцем берёзы — полнятся...
Вон в траве подосиновик. Нет, не осенней раною:
Сразу вдруг земляника по алому цвету вспомнится.
Нынче небо такое синее — невозможное,
В нём мою седину ты назвал почему-то инеем.
Нет, не иней, а золото! Выцвевшее — не ложное.
Цвет его отлетал на берёзы всё лето длинное.
А деревья шумят, поделиться желают тайнами:
Не слова, только чувства понятны в молитве лиственной.
Налетит мошкарою кусачей тоска печалная —
От неё охранят острокрылые птицы быстрые.
Залюбуйся берёзами — осень с тоской не встретятся.
Вот и небо последним стрижиным полётом радует.
Мир сегодня особенный — каждым оттенком светится,
Словно нам открывают на Божие небо радугу.

5. Ранняя осень

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 7
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 24
Комментарий:
Спокойное, созерцательное, бесконфликтное, логически выверенное повествование.
Такое, что выглядит красивым, но по итогу сложно что-то сказать – порадоваться, насладиться или поругать. Технически хорошее.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 24

5. Ранняя осень

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 6
Техника (1 – 10): 10
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 7
Суммарный балл: 26
Комментарий:
Очень много слов и чрезвычайно мало живой мысли. Я не против плетения словесных вязей, но хоть что-то они должны содержать, кроме горького вздоха. Какую строку ни возьми – то тоска печальная, то в траве подосиновик. Я не могу подобные образы назвать оригинальными. Техника без замечаний. Эмоции так себе.

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 26

5. Ранняя осень

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 8
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 8
Суммарный балл: 28
Комментарий:
У этого стихотворения немножко есть стиль. И он выделяет работу, он делает обычную осеннюю пейзажную тоску нескучной, держит читательский интерес. Мой, во всяком случае. Ну и даже вот эта набившая оскомину параллель сезонности с человеческой жизнью воспринимается на толику свежее.
Нравится ритмическое решение – в нем и тоска осенняя, тягучая, и созерцательность, и философская нотка отражаются.
На мой взгляд, не очень удачно построена фраза «Ведь лазурью всё небо, а солнцем берёзы — полнятся». Есть ощущение неудачной инверсии, повлекшей за собой некомфортное восприятие.
Вопрос к «В нём мою седину ты назвал…» Назвал седину в небе? Речь, возможно, о том, что серебристая седина кажется инеем на фоне летней синевы. Но или эта мысль неинформативно выражена, или мысль тут вообще другая, которую я не считываю.
По смыслу показалась немного лишней строка «От неё охранят острокрылые птицы быстрые». И потому, что не ясно, как они охранят от тоски, и потому, что острокрылых стрижей в тексте получается многовато, и если первые со вторыми смотрятся органичной закольцовкой, то вот эти промежуточные вообще не играют, по-моему.

Мне понравилось авторское (?) словечко «выцвевшее», непривычно, но здесь ведь золото именно такое - не потерявшее цвет, не в этом значении, а которое цвело?
Концовка – похоже, библейская отсылка? Если так, то она шикарная здесь. К тому же удачно вытягивает на новую эмоцию затянувшееся было рефлексивное однообразие.

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 28

5. Ранняя осень

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 7
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 7
Суммарный балл: 25
Комментарий:
Хочу сразу заметить, что нужна смелость работать с такого типа рифмами, у автора всё получилось. Стихотворению придается особый напевный ритм. Приятно читать.
Некоторые образы очень понравились: золото волос выцветшее на листву берёз, кусачая мошкара тоски, не слова только чувства понятны в молитве лиственной.
Очень хороши рифмы: рано ли - раною, радует - радугу.
Есть несколько узнаваемых и приближённых к жизни деталей, что делает стихотворение из былинного сказания реальную узнаваемую картинку.
В чём я увидела возможность совершенствования данного произведения.
1) Мне показалось, что автор слишком много попытался вместить в одно стихотворение. Тут хватило бы на два произведения точно. На мой взгляд, тема седых волос немного не вписывается. Она чуть затронута и оставлена недоговорённой. Красиво, но обрывочно.
2) Очень много упоминаний неба и берёз. Опять же, всё красиво, но зацикленно, перебор для одного стихотворения.
3) участники данного конкурса очень любят тире. Перебор с тире тоже не очень.
4) Придерусь к подосиновику, на мой взгляд, они не на столько красный, чтобы сравнивать с раною и земляникой, скорее, мухомор по цвету подходит.
5) Нынче небо такое синее — невозможное,
В нём мою седину ты назвал почему-то инеем.
Не совсем поняла, "в нём" - в небе же? Мою седину в небе ты назвал инеем. Получается так. Я не улавливаю смысл.
6) Мир сегодня особенный — каждым оттенком светится,
Словно нам открывают на Божие небо радугу.
Тоже сложный для меня отрывок в понимании. Нам радугу открывают на Божие небо. Может, открывают нам на небе? Не знаю.

Судья Фру
Суммарный балл: 25



Журавли
Ирина Архипова

И птицы как птицы... Да только не крик – тоска.
И осени в перьях, и горечи – через край.
По серым, промокшим просторам скользит, хрупка,
надежда – на солнечном парусе. Пожелай
курлычущей стае попутного ветра, снов
о гнёздах родных, об уюте ночных прохлад.

Ты слышишь, взлетает в их кличе наказ Христов –
«Живите как птицы»? Летят журавли... Летят.

6. Журавли

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 9
Техника (1 – 10): 9
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 9
Суммарный балл: 32
Комментарий:
Лучшее. Это не пейзаж, не пересказ сюжета. Это образ-символ от начала до конца, и чем дальше, тем глубже он становится. Несмотря на краткость, стихотворение многоплановое: начинается с ощущение земной тоски, а с ней – осенней горечи и даже смерти. Затем с солнечным парусом проглядывает надежда, а завершается всё отсылом к евангельской фразе «жить, как птицы небесные». Это и ирония над нашей грустью, и предсказание сменяемости времен года, добра и зла, которое дает не только надежду, но и веру.
Технически замечательное. Камерное, живое. Едва заметная цезура добавляет стихам экспрессии.
«Осени в перьях» – это фраза из тех, когда «сначала не понял, а потом как понял...» Двусмысленно, но не критично.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 32

6. Журавли

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 10
Техника (1 – 10): 10
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 10
Суммарный балл: 35
Комментарий:
Здесь, наверное, все скажут оценки, которые я выставил. Думаю, автор не обидится.

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 35

6. Журавли

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 9
Техника (1 – 10): 9
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 8
Суммарный балл: 31
Комментарий:
Коротко и хорошо. В смысле, исполнено хорошо. Хорошо, когда важная и красивая мысль умещается в несколько не менее красивых строк. Единственное место, где мне не очень комфортно – начало второго стиха. Почему-то для меня в этом образе логика плохо выстраивается, словно пропущено какое-то звено, без которого эти осени непонятно, почему в перьях. Может, потому что тоже улетают одна за другой, словно птицы?.. И тогда дальше речь в том числе про курлычащую стаю осеней, хотя вроде как про птиц. И тогда это вообще отлично. И за этот свой домысел – за его возможность – без колебаний добавляю оценку.

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 31

6. Журавли

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 10
Техника (1 – 10): 8
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 9
Суммарный балл: 32
Комментарий:
Лаконичное, качественное стихотворение. Простое, изящное и с глубиной.
Замечательные образы: осени в перьях через край, надежда на солнечном парусе, взлетает в кличе наказ.
Переход от печали в начале стихотворения к лёгкости "наказа Христова" просто идеален.
Что можно было улучшить?
1) Я понимаю, что любит поэт тире, но в некоторых местах можно было обойтись без них, не стоит злоупотреблять данными знаками препинания, как и многоточия, они указывают на некоторую беспомощность автора выразить мысль словом.
2) Немного царапнуло "уют ночных прохлад". Как-то совсем не ассоциируется у меня уют и прохлада, я бы сказала, это больше антонимичные понятия.
3) Все рифмы простые, то есть рифмуются только пара букв в словах.

Судья Фру
Суммарный балл: 32



Старый вяз
Николь_Аверина

Ты слышишь, как деревья говорят?
Бормочут что-то, шепчут…
Дни подряд
я вслушиваюсь в трепет. Старый вяз
судачит о былом, твердит про грязь…
Про руки что-то – не в его руках…
Про власть, что не дана…
Ещё про страх
за внуков и детей… А, знаешь, мы
похожи. Только выбраться из тьмы
по силам не ему – корнями врос.
Про сердце говорит – в нём ржавый гвоздь,
что вбит уже давно… И плачет – дочь
не выжила в тот год.
Ему б помочь,
но скован, будто узник. Помнит – их
вели тогда на казнь…
…Молчит, притих.
Ты слышишь, что деревья говорят?
Он так же, как и я, мечтал летать…

7. Старый вяз

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 6
Техника (1 – 10): 6
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 21
Комментарий:
Думаю, и в этом стихотворении есть подтекст, а скорее, даже аллегория. Как это часто бывает, шелест деревьев уносит ЛГ в собственные мысли, часто сюрреалистичные, часто несвязные и неочевидные постороннему. Если отождествлять вяз с человеком с самого начала, становится проще. Картину из этих фантазий в целом можно для себя составить, но при этом ее неочевидность не пропадает. Думаю, что вместо «грязь… Про руки и т. д.» могут быть и другие слова в рифму. Какая дочь? В какой год? Кто все эти люди?
Техника неплохая, но за финальную «говорят-летать» – большой минус.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 21

7. Старый вяз

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 10
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 9
Суммарный балл: 32
Комментарий:
Старый вяз твердит про грязь, про власть, про казнь… Ритмика выше всяких похвал. Возможно, я недопонял, не уловил, но стихотворение все же пишется для читателя. За «заумность» снял баллы со 2-го и 4-го пунктов, не обижайтесь, пожалуйста.

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 32

7. Старый вяз

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 5
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 5
Техника (1 – 10): 4
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 20
Комментарий:
Здесь интересный перенос: ЛГ, разглядев в старом вязе себя, отождествляет свою судьбу с судьбой дерева. Это неплохой прием, добавляю за него оценку, но есть вопросы к воплощению, поругаюсь. Мне видится недораскрытость и недовыраженность некоторых авторских ощущений, образов. Ну и технически – не зашло, грубо выражаясь. Синтаксис, стилистика, образность – везде найдутся поводы для придирок. Например, избыток глаголов, по ощущениям. Причем рядом «слышишь» и «вслушиваюсь». Власть не дана – это о чем, какая власть? Вяз тоже мечтал летать? Понимаю, что если сердце кровоточит, то и не летается, но почему-то без подводки к полетам концовка кажется внезапной и нелогичной, словно не отсюда.
«По силам не ему» - а кому? Крайне неудачно, плохо считывается смысл.

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 20

7. Старый вяз

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 5
Техника (1 – 10): 6
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 5
Суммарный балл: 19
Комментарий:
Попытка написать серьёзное стихотворение всегда достойна уважения, даже если она не удалась. Почти всё гениальные вещи рождаются из множества попыток.
Почему я считаю данную попытку неудачной.
Во-первых, трагические события, описанные в тексте, без контекста оставляют меня в растерянности. Я не узнала ни исторических событий, результатом чего были описанные трагедии, ни исторического периода, ни страны, ни каких либо обстоятельств. Просто бессвязные трагические отрывки.
Во-вторых, по тексту получилось так, что именно старый вяз имеет руки, тревожится за детей и внуков, потерял дочь и т.д. Можно бы подумать, что это воспоминания лирического героя, но нет ни намёка на это. Получается такая трагическая мультяшность. Если бы старый вяз был свидетелем всего этого, тогда всё встало бы на свои места.
В-третьих, деревья говорят, бормочут, шепчут, а лирический герой вслушивается в какой-то трепет. Несостыковочка.
Концовка тоже неожиданная для общего повествования, при чём не в хорошем смысле.
В-четвертых, перебор с тире.

Судья Фру
Суммарный балл: 19



Гиганты
Виктория Соловьёва

Деревья говорят о камнепадах.
О том, как обрывают взрывы корни.
И что деревья не воюют. Время
залечит раны масленого дёрна.

Попробуй, присмотреться к первым почкам,
любому ясно – прорастут гиганты.
Деревья приготовили наряды.
А не «зелёнку». И не для засады.

Что крона летом – взрыв любви зелёной.
В ней прячут звёзды в гнёздах изумруды,
Птенцы играют звёздными дарами.
Налив растёт. И это тоже чудо!.

Деревья рассуждают очень здраво –
без них не будет жизни. Вымрут люди.
И просят звёзды о простой услуге –
носить не бомбы. Только изумруды.

8. Гиганты

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 7
Техника (1 – 10): 5
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 22
Комментарий:
Целиком разделяю мысль ЛГ, но не могу высоко оценить манеру ее раскрытия. Всё очень безыскусно и в лоб, как мне кажется. Деревья не воюют, они за мир, за природу и жизнь. Ок. Но ведь это можно в один катрен. Вероятно, «просят звёзды о простой услуге – // носить не бомбы» – это отсылка к звездам на погонах или звездочкам на истребителях. Здесь зачет.
Техника меньше всего зацепила, увы. Во-первых, нерифмованные нечетные строки, особенно при такой длине, выглядят не слишком изящно. А там, где рифмы все-таки есть, они довольно простые.
Во-вторых, третья строка первого катрена выворачивает ритм наизнанку, после нее тяжело дальше двигаться.
И в-третьих, двусмысленности: «обрывают взрывы корни» (кто кого?), «И просят звёзды» (они просят или их просят?)
«Звёзды в гнёздах» напомнило «выдры в гетрах». Скороговорка, однако.

Судья Андрей Блинов
Суммарный балл: 22

8. Гиганты

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 3
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 8
Техника (1 – 10): 7
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 7
Суммарный балл: 25
Комментарий:
Примерно третье прочтение открыло мне главную мысль автора – протест против насилия. Мыль проста, но сколько вокруг нее наворочено. Некоторые фразы меня конкретно обескуражили: «И просят звёзды о простой услуге – носить не бомбы…», «Птенцы играют звёздными дарами, налив растёт…» Да, есть контекст, но есть и текст, который не должет быть корявым. Насторожили также рифмы гиганты-засады, корни-дёрна. А еще по мне изумруды-чудо звучит хорошо, а изумруды-люди плохо. Вот как хотите.

Судья Алексей_Кузнецов
Суммарный балл: 25

8. Гиганты

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 7
Техника (1 – 10): 6
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 23
Комментарий:
Больная тема, и правильно, что она болит, как иначе? Тема, с которой сейчас (всегда, но сейчас особо) следует обращаться сверхосторожно и бережно. Разговор о деревьях, яблоках, камнепадах, изумрудах-звездах, не касаясь ни сторон, ни гражданской конкретики – это правильно, и это актуально всегда. Да, звезды (светящиеся огни самолетов или, скажем, звезды генералов, политиков), несущие бомбы – страшно. Противопоставление их изумрудам, что прячутся в кроне – хорошо.
Не могу назвать стихотворение стройным и поэтически выверенным, однако отдельные образы мне нравятся.
Понравились «гиганты» – я тоже до сих пор невольно сравниваю и восхищаюсь, как из малюсеньких почек получаются целые большие листы и даже ветки! Здесь автор в меня попал.
Ритм, я бы сказала, бодрый, мало соответствующий. А с учетом холостых строк меня местами не отпускало ощущение, что читаю стишки Г.Остера, даже стилистика чем-то похожа (любому ясно – прорастут гиганты; вымрут люди), и в данном случае это однозначный минус.
Звезды просят? Или деревья - у звезд? Во фразе амфиболия, это минус.
«Вымрут люди» - активно не нравится, грубовато вышло.
После «попробуй» не нужна запятая.
«!.» - а нет такого знака.

Судья Евгения Валиева
Суммарный балл: 23

8. Гиганты

Оригинальность идеи, сюжетные особенности, раскрытие темы. (1 – 5): 4
Логика повествования, увлекательность (1 – 10): 6
Техника (1 – 10): 6
Эмоциональный резонанс (1 – 10): 6
Суммарный балл: 22
Комментарий:
Тема затронута актуальная, тяжёлая. Нужно иметь смелость, чтобы затрагивать такие темы.
Понравился образ кроны как взрыва любви зеленой.
Остальное довольно спорно для меня.
1) Больше необходимого употребляется слово "деревья".
2) Текст словно сшит из разных логических и образных лоскутков мало связанных друг с другом.
3) Для меня совсем неясны несколько образов.
Попробуй, присмотреться к первым почкам,
любому ясно – прорастут гиганты.
Вывод совсем не очевидный, так как почки одинаковы у больших и маленьких деревьев, а слово "гиганты" подразумевает очень большие деревья.
В ней прячут звёзды в гнёздах изумруды,
Птенцы играют звёздными дарами.
Данный образ мне совсем не понятен. Что подразумевается под изумрудами?
3) Мне показалась очень прямолинейной фраза о том, что без деревьев вымрут люди. Как-то выбивается она из поэтического образного контекста.

Судья Фру
Суммарный балл: 22
Опубликовано: 11/09/23, 17:16 | mod 11/09/23, 17:16 | Просмотров: 157 | Комментариев: 13
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (13):   

Огромное спасибо судьям! Заставлять их читать недоработанные стихи грешно. Никогда не умела писать быстро... Виновата, исправлюсь, все замечания учту. Читала и улыбалась. Взгляд со стороны всегда интересен! И приходим мы сюда именно за ним. Низкий поклон за ваш труд!
Николь_Аверина   (13/09/23 17:16)    

Огромное спасибо судьям за их работу. Особо низкий поклон Фру - я рада, что хоть комы-то со стороны моё стихотворение пришлось по душе. smile  smile  smile
Marara   (12/09/23 16:13)    

Огромное спасибо судьям за творческий труд и потраченное на нас время! Прочла с удовольствием и интересом, а обзор своего ст-я - не единожды. Спасибо за ценные замечания и добрые слова! Самое приятное - это то, судейство было честным, искренним и объективным - не зря же все почти в точности совпали с внутренними разборами. Ну, небольшие разночтения - это нормально и еще больше подтверждает искренность .
И ещё раз спасибо вам ! )
Hellin   (11/09/23 21:38)    

Я только запуталась в нумерации катренов судьёй Фру )
Где у меня второй ненужный катрен, а где третий с лавкой? ))
Hellin   (11/09/23 21:58)    

Евгения, насчёт тумана... Летом туман бывает над водоёмами, это туман испарения, как я вычитала )  Но осенью они над поверхностью не только водоёмов, но и по земле стелются.

"Он (туман) возникает всегда, когда происходит контакт теплого, влажного воздуха с более холодным.

Наиболее благоприятное время, когда образуется много туманов – это осень, так как в этот период воздух охлаждается намного быстрее, чем поверхность земли и водоемы."
И о погоде:
"Если ранним утром туман поднимается вверх и постепенно рассеивается — днем будет жарко. Вечерний туман расстилается по земле — к хорошей погоде." )
Отдельное спасибо за обзор smile
Hellin   (12/09/23 09:01)    

Алексей, насчёт нечестного приёма )
Да я не специально, честнослово! Просто рифмы эти приклеились, как банный лист, никак не смогла отцепить, да и времени мало было. Хотя вот, многим эта нотка даже понравилась )

А, кстать, отчего же вам мои рифмы показались некачественными?

"Техника нормальная, если бы не рифмы
календарь-навсегда, август-лавку, журавлями-покальянить."
А давайте разберём? )

кАлЕнДАрь-нАвсЕгДА, - ударный слог чётко совпадает. Мало того, совпадают гласные. Такая рифма называется бедной?

АВГУст-лАВКУ, аналогично - ГУ и КУ - созвучный ударный слог  и совпадение даже согласной.

журАвЛЯМИ-покАЛьЯНИть - так же ударные слоги, так же звуковое совпадение гласных и созвучие "м" с "н".

Нет, я совершенно не оспариваю ваше мнение, я просто поговорить )
Hellin   (12/09/23 09:21)    

Интересный подход к созданию рифм. Чистый Сальери. Логично, а не звучат. "Оливье-муравьед", "Журавли... Шура, пли!" звучат, а "журавлями-покальянить" нет, хотя принципы схожи, а разница очевидна.
Алексей_Кузнецов   (12/09/23 10:10)    

Ну что ж, на слух и цвет товарищей нет ) Спасибо )

Но я их не создавала, я их услышала ) А потом уже разбирать пришлось, ну, раз уж "не звучат" smile
Hellin   (12/09/23 10:15)    

Это даже хорошо. Гораздо серьезнее, когда рождаются идеальные "ботинок-полуботинок" или "Паша-папаша". Тут уже никакой разбор не помогает.
Алексей_Кузнецов   (12/09/23 10:26)    

smile
Hellin   (12/09/23 10:41)    

Хочу поблагодарить Евгению Валиеву за её комментарий к моей работе "Гиганты". Наверное, для меня этот момент был слишком очевидным, но я с удивлением узнавала, что из  четырёх судей и семи участников только один разделил со мной это удивление: "Понравились «гиганты» – я тоже до сих пор невольно сравниваю и восхищаюсь, как из малюсеньких почек получаются целые большие листы идаже ветки! Здесь автор в меня попал." Вот готова расцеловать свою сестру)))
Спасибо Андрею Блинову за вдумчивое прочтение. Алексею Кузнецову за его финальную фразу "Вот как хотите." Меня она заставила улыбнуться. Я приняла к сведению все замечания, но обращусь к тексту, когда буду готова. Спасибо судье Фру за подробные разъяснения по пунктам. Я согласилась почти со всеми тезисами)
А вообще в этом судейском составе вы вместе хорошо дополняете друг друга и в чём-то даже уравновешиваете.
Виктория_Соловьёва   (11/09/23 19:47)    

Здравствуйте, уважаемые судьи!

Большое спасибо вам, в первую очередь, за взятую на себя ответственность и выполненную работу. Это первый конкурс такого формата на Литгалактике, поэтому вдвойне ценна ваша поддержка. Я знаю, насколько это непростая работа. Спасибо за доброжелательные отзывы и конструктивные замечания. Чуть позже ещё раз прочитаю всё, пока внимательно прочитала только отзывы к моему стихотворению. Большое спасибо за положительную оценку моей работы. Честно, переживала. Ещё раз спасибо!

Вика, спасибо за твой труд!
Ирина_Архипова   (11/09/23 19:09)    

Уважаемые судьи, спасибо за объективное журейство и мягкий приговор!
Обещаю впредь не пить, не курить, не есть осенних грибов и рифмовать только по необходимости...
GP   (11/09/23 19:02)