Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Статьи » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Дракула: История, рассказанная по-иному   (Marita)  
Влад Дракула – образ, четко ассоциирующийся у большинства читателей с вампиром, описанным в одноименном романе Брэма Стокера. Как вариант – с кровожадным колосажателем, недалеко ушедшим от вампира. Собственно, в этих двух образах, за редким исключением, мы и можем наблюдать Влада Дракулу в большинстве книг, где он выступает героем главным либо второстепенным. Порой (и это чаще всего случается в исторических, а не фэнтезийных произведениях, художественных либо нон-фикшене) мы видим Влада Дракулу так, как его представляют румыны – мужественным защитником родины от турок-захватчиков, православным воином, борцом за веру, справедливым государем, оклеветанным врагами. Надо сказать, вполне себе честное представление… но что-то ему не хватает. Иначе почему образ тирана-садиста-вампира превалирует над образом православного победителя турок, героически погибшего от рук врагов и упокоенного по христианскому обряду (а не оставшегося существовать в образе летучей и кровососущей нежити)?

И тому есть вполне себе рациональное объяснение. Народ любит сказки, легенды. Это то, что передается из века в век, и образ Дракулы-упыря, если уж на то пошло, соседствует с образом бессмертного воина, что готов воскреснуть и вновь сражаться за свободу родной Румынии. Легенда белая – и легенда черная. Причем белая – гораздо старше. На родине Влад Дракула (он же Влад Цепеш, только помните, пожалуйста, что при жизни его так звали только враги-турки) оставил о себе добрую память, и белым, чистым легендам о нем – сотни лет, тогда как легенда черная (тщательно создаваемая при жизни его врагами и, скажем так – популярной тогда не ставшая) – широко известна всего лишь с конца девятнадцатого века, благодаря Брэму Стокеру, решившемуся написать на модную тогда вампирскую тематику и выбравшему, буквально наугад, исторического персонажа для этой легенды. Искать ему долго не пришлось – поэма Михаэля Бехайма, написанная под заказ для венгерского короля Матьяша Корвина, враждовавшего с Владом Дракулой, как и российский аналог ее, «Сказание о Дракуле-воеводе», московского дьяка Федора Курицына, на тот момент были, собственно, в доступе для увлекающихся историческими изысканиями. Трансильвания, куда английский писатель Брэм Стокер поместил место действия, конечно, несколько отличалась от Валахии, где жил и воевал исторический персонаж (кстати, никогда не бывший графом – он был господарем Валахии, князем, воеводой, правителем этой страны), но кого это смущало? Легенда была создана и успешно пошла в народ. Одна за другой шли экранизации о Дракуле не воеводе, но кровососе. Один за другим авторы книг перепевали ставший уже классическим сюжет об упыре из Трансильвании. В Румынии периода Чаушеску, кстати, эти книги и фильмы были под строжайшим запретом… но после периода оного все вернулось на круги своя, и в Румынии, живущей туристическим бизнесом, теперь два вида дракуло-экскурсий – экскурсии по местам, связанным с Дракулой историческим, и экскурсии по местам, связанным с персонажем Брэма Стокера. Кто-то из туристов берет сразу две – одно другому не мешает.

Так вот, возвращаясь к белой легенде. Несправедливо позабытой, затертой за эффектным образом графа-вампира. Было бы интересно попробовать воскресить ее, представить Влада Дракулу волшебным героем, а не волшебным антигероем. Белым волком-оборотнем, перегрызающим горло туркам-захватчикам. Призраком на черном коне, восставшем после смерти из могилы, чтобы до смерти напугать тех, кто посмел опять посягнуть на свободу родных ему земель. Владельцем дракона-балаура румынских легенд… нет, кажется, с драконом был связан его отец, Влад Дракул, рыцарь ордена Дракона, основанного венгерским королем Сигизмундом. Ну и, конечно же, друзей и врагов Влада Дракулы тоже хотелось бы увидеть не просто историческими персонажами, но и персонажами легендарными. К примеру, Матьяш Корвин, внук короля Сигизмунда. Легенда приписывает ему занятия ведовством и алхимией. А турки-османы во главе с султаном? Уж каких легенд про них не ходило во времена Дракулы! И что они колдуны-чернокнижники. И что султан турецкий – не просто колдун, а еще и Антихрист. И что если честный христианин примет их мусульманскую веру, то быть ему мороем-нежитью… А если еще и присовокупить к этому румынский фольклор, с его навью всех разновидностей – вампирами-стригоями, ведьмами-босорками, с традициями Мэрцишора и цыганской магией, то так и хочется воскликнуть – а причем здесь англичанин девятнадцатого века Брэм Стокер? Когда век пятнадцатый и легенды его, плюс народный фольклор – дают куда как более пеструю и интересную картину Балкан настоящих мистических. Где Владу Дракуле вовсе не обязательно быть упырем, чтобы остаться в веках.

***

Вообще, если взять образ Влада Дракулы как персонажа исторического, отбросив при этом и фантазии английского писателя девятнадцатого века Брэма Стокера, где оный персонаж предстает бессмертным упырем, и клеветнические памфлеты придворных венгерских и немецких миннезингеров пятнадцатого века с написанным позже по их мотивам сказанием Федора Курицына, то в сухом остатке мы имеем следующее.

Благородный правитель небольшой страны, Валахии (Румынией она стала много позже, после объединения с Трансильванией), стоявшей буфером на пути осман-завоевателей к христианским странам Европы, правитель-вассал Османской империи, вынужденный платить ей ежегодную дань – деньгами и детьми, решает восстать против своего сюзерена-султана. Отказывается платить дань. Казнит султанских послов. Жжет османские крепости на границе с его страной. Фактически, в одиночку выступает в крестовый поход, к коему тщетно призывал весь христианский мир тогда папа римский… и не находит поддержки. Его второй сюзерен, венгерский король Матьяш Корвин, на словах обещая помочь, на деле – не помогает ничем. Лучший друг, Штефан Великий, господарь соседней Молдавии, не просто не помогает – он еще и мешает, пытаясь захватить себе стратегически важную в этой войне крепость. И вот – в земли Валахии приходит война. Огромное османское войско во главе с султаном Мехмедом против войска валашского, меньшего в несколько раз. Изматывающие сражения. Безрассудные атаки… последняя из них, как бы сказали сейчас, атака психическая (сотни мертвых турок на кольях перед валашской столицей) – возымеет успех. Султан отступит, но вместо себя оставит воевать младшего брата правителя, принявшего ислам и сторону султана. Что будет дальше? Ничего хорошего. Правителя предадут его собственные бояре, перешедшие на сторону его вероломного брата. Правителя предаст его венгерский король-сюзерен (как когда-то отец этого короля предал отца правителя – казнив вместе со старшим сыном и поставив на валашский престол угодного ему претендента). У венгерского короля будет очень веская причина для предательства – деньги от папы римского, выданные на крестовый поход против турок и поддержку Дракуле, оный король спустил на выкуп короны Святого Иштвана, архинужной ему, как и на другие королевские нужды. Крестовый поход был провален… кого было в этом обвинить? Конечно же, проигравшего войну (а был ли у него хоть один шанс выиграть при таком раскладе?) Влада Дракулу, бывшего правителя Валахии. Король, разумеется, обвинил. И посадил Влада Дракулу в крепость на двенадцать лет. И, дабы его обвинения были надежней – пустил слухи о нем, как о лютом изверге-тиране-сатанисте-кровопийце, от действий которого мир надо было срочно спасать. Слухи, подкрепленные печатными (да, у короля на тот момент уже была типография) изданиями – поэмами Михаэля Бехайма, Яна Паннония и других. Влад был выпущен из тюрьмы, когда выяснилось, что в крестовый поход королю идти все же придется, хотя б и для видимости. Влада срочно женили на сестре короля. Владу дали возможность возвратить трон, при поддержке восстановившего с ним дружеские отношения Штефана Великого, молдавского господаря (наверное, что-то осознавшего за истекшие двенадцать лет). И – Влад был убит, не успев поправить и трех месяцев. Убит своим родичем, Лайотой Басарабом, турецким ставленником, жаждавшим взойти на валашский престол.

Судьба трагичная, судьба несправедливая. Эту несправедливость в свое время пытались исправить народные легенды о Владе, говорящие, что, мол, он еще жив, спит вечным сном в Карпатских горах и восстанет, когда родине его будет грозить опасность. Румынская церковь же делала (и до сих пор делает) осторожные попытки признать Влада Дракулу святым. Ну чем он хуже того же Штефана Великого, признанного таки святым в девяностые годы двадцатого века? Штефан тоже боролся с турками, подхватив, так сказать, упавшее знамя Влада Дракулы. Был таким же воином-героем… просто повезло ему больше в этой борьбе, да и предателей в его окружении было поменьше. Как и трагичности в судьбе этого исторического персонажа – он прожил семьдесят с хвостиком лет, до последнего воевал, в сорок шесть лет – женился на юной красавице… а Влад Дракула в те же сорок шесть лет был убит и много, что хотелось – не сделал. В частности, не смог обелить свою память, так и оставшись в веках Великим Извергом из памфлетов Матьяша Корвина, а не просто – Великим, как Штефан.

И, боюсь, одной канонизацией тут дело уже не поправить. Да и канонизацию эту, кстати, румынские церковные иерархи не спешат проводить. Мол, дыма без огня не бывает, и раз писали про Влада Дракулу… всякое, то, может, это всякое и не лишено оснований?

Что же остается в такой ситуации? Только одно – сочинять свои легенды. Свою, как говорят сейчас, альтернативную историю про Влада Дракулу. Где старший брат его не будет казнен. Где младший брат не предаст. Где смерти в сорок шесть лет не случится… а, может – не случится и двенадцатилетней тюрьмы. Историю оптимистичную, хоть и несколько нереальную. В отличие от истории реальной – отнюдь не оптимистичной.
Опубликовано: 17/10/23, 20:10 | mod 17/10/23, 20:10 | Просмотров: 85 | Комментариев: 12
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (12):   

Да несправедливая судьба. С интересом читаю Ваши исследования, Инна!
Виктория_Соловьёва   (18/10/23 14:11)    

Спасибо! Стараюсь рассказать о Дракуле как можно большему количеству людей!
Marita   (18/10/23 14:20)    

Это - отнюдь не первая Ваша статья о Дракуле, Марита. Я думаю, древнему рыцарю - правителю повезло: есть у него хоть одна воительница за правду. Не знаю, бессмертны ли души, но его душе, верно, это приятно. Но любая история зиждется на лжи, особенно нынешняя. А потомки читают воспоминания победителей и красят в чёрный и белый старинные персонажи в соответствии с прочитанным.  smile  smile  smile
Marara   (18/10/23 06:35)    

Это уже о Дракуле в несколько другом ракурсе - так сказать, попытка объяснить, почему я пишу про него не только чисто исторические произведения, но и историческое фэнтези, по легендам и мифам, а также - альтернативную историю. К счастью, людей, пытающихся восстановить справедливость и доброе имя Дракулы - в сети хоть немного, но есть, как и тех, кому просто интересна эта историческая личность.

Для них и пишу.)
Marita   (18/10/23 07:15)    

А про Синюю бороду писать не пробовали? Тоже, вроде бы, достойный был человек... smile
Marara   (18/10/23 07:36)    

Жиль де Ре, сподвижник Жанны Д Арк? Ну, этой личностью я настолько не заинтересовалась...
Marita   (18/10/23 07:59)    

Почему? smile
Marara   (19/10/23 06:42)    

Не знаю, у меня к разным историческим личностям вспыхивает. Про Екатерину писала, про Веру Фигнер писала, про Романа Унгерна, про папанинцев, белогвардейцев Ледяного похода, Николая II и Дракулу, конечно же... Но вот до истории Жанны Д Арк еще не добралась.)
Marita   (19/10/23 06:57)    

Чёрт, сколько всего я у Вас ещё не прочла!
И это при том, что Вы у меня - один из самых читаемых авторов! smile  smile  smile
Marara   (19/10/23 07:07)    

Я еще не все в сеть выложила! Докладываю медленно и печально.)
Marita   (19/10/23 07:10)    

А почему печально? smile  smile  smile
Marara   (19/10/23 07:14)    

Времени не достает все сразу выложить!)
Marita   (19/10/23 07:18)