В чем же сходства и отличия этих двух любовных исторических произведений второй половины девятнадцатого века, написанных о веке пятнадцатом?
Бенгеску писал свою пьесу в стихах несколько лет спустя после романа Попеску, и абсолютно по мотивам романа. Точно так же, как и у Попеску, господарь Валахии Раду III в его пьесе, пресытившись легкодоступными дамами и заскучав, решает познакомиться поближе с местными крестьянками во время охоты в горах Валахии. Коварный спэтар Удря, его ближайший друг и советник, выдает ему крестьянскую одежду, дабы крестьянки не испугались и охотней знакомились. Переодетый в крестьянина Раду III знакомится с очаровательной скромницей Марией, не желающей перевести знакомство сходу в горизонтальную плоскость, и оскорбляющейся на поцелуй от Раду. Раду влюбляется в неприступную девушку и хочет жениться, но Удря уговаривает его этого не делать – ведь она простая крестьянка, и бояре не примут такую господарыню. Затем, и в пьесе и в романе, злобный Удря пытается похитить Марию, ее (ценой своей жизни) спасает брат Ион, когда-то служивший Удре. Раду узнает, что Удря хотел отобрать у него трон, и хочет прибить Удрю на месте (он застает Удрю у трупа Иона), но в приступе благородства решает помиловать, лишь клеймит его, как преступника, и изгоняет из Валахии. Раду ухаживает за Марией, утешает ее после смерти отца, а гадкий Удря все-таки похищает ее, едва Раду отлучится. В своем зловещем замке он уговаривает ее стать его любовницей, но Мария упорно сопротивляется, Удря пытается подпоить ее опиумом, дабы она стала сговорчивее, но у него ничего не выходит. Потом Раду находит Марию, спасает ее, привозит к себе в Тырговиште, но – новая напасть! Мария его не узнает в господарской одежде. Священник Косма открывает Раду тайну Марии – на самом деле, она не крестьянка, а высокородная, ее отец – Дан III, и на самом деле Дракула не убил его, тот смог скрыться и долгие годы жил в этой валашской деревне инкогнито. Затем Косма предлагает Раду проверить чувства Марии (раз уж она его не узнает, как удобно!). Раду от имени господаря предлагает Марии сначала стать его любовницей и содержанкой, обещая материальные бонусы, но она гордо отказывается, также – с недоумением воспринимает его обещание жениться на ней – ведь она простая крестьянка, все будут смеяться! И вообще, говорит она, я давно люблю другого – крестьянина Раду. И ее не смущает даже то, что Раду говорит ей, якобы этот «крестьянин» женился на другой, и даже доказывает это письмом. Наконец, он угрожает ей казнью за отказ, но все равно не добивается согласия. В финале – эта самая казнь, естественно, не состоится, Мария, выдержавшая все испытания, узнает, наконец, правду – что она дочь Дана III, и Раду она тоже узнает – когда он является перед ней в крестьянской одежде. Затем она, естественно, выходит замуж за Раду. Удря – убит.
Сходства, как видим, довольно много, и недаром в самом начале своей пьесы Бенгеску ставит пометку о том, что все права защищены (я думаю, Попеску хотел получить хоть какой-то гешефт от написанной по мотивам его романа пьесы), и эта пометка, вкупе с отличиями пьесы от романа – таки сработала... Вообще, Николае Попеску был очень плодовитым прозаиком второй половины девятнадцатого века (на его счету – несколько десятков написанных им романов, любовных и приключенческих, часть из которых дошла и до наших дней), в Румынии его книги разлетались как горячие пирожки, тот же роман – имел несколько переизданий. И да – многие писатели ему подражали, был и откровенный плагиат произведений, с которым Попеску ничего не мог поделать. Георгий Бенгеску написал гораздо меньше, и не был настолько известен. Он был поэт и драматург, полная противоположность писателя Попеску. Поэтому, разумеется, мы можем наблюдать и множество отличий в сюжете.
Какие же они? Во-первых, в пьесе появляются новые персонажи – это крестьянки, с которыми беседует Ион, брат Марии, и которые говорят, что им страшно столкнуться с господарем и его свитой на охоте. Ион смеется над их страхами (хотя признает, что они правы), плюс – в пьесе появляются те самые солдаты Раду, которых крестьянки так боятся, и которые в диалогах ясно дают понять, что таки да, с ними лучше не сталкиваться, так как они, по сути – мерзавцы и насильники. Во-вторых, Удря у Попеску – тупо хочет поиздеваться над Марией, сломать ее, а у Бенгеску он в нее прямо влюбляется и умоляет ответить на его чувства! В-третьих, у Попеску Марию спасает слуга Раду, Михалча, обнаруживший замок и влезший в окно, прорубив топором решетку, затем в замок по разведанному им пути ворвутся воины Раду, повяжут всех головорезов Удри, а сам Удря, сопротивляясь аресту, провалится в одну из собственных замковых ловушек, где и сгинет. У Бенгеску же все иначе – Раду случайно обнаружит потайной вход в замок, откуда выходят на белый свет наемники Удри, желающие слить своего патрона господарю и зажить честной жизнью (и тут, как удачно-то, их слышит сам господарь, которому они показывают путь в замок), Удря при этом не гибнет, а сбегает, и его казнят впоследствии – когда он явится на инсценировку казни Марии (ощущение, что это была ловля на живца). В-четвертых, у Удри в пьесе есть помощник, Бэлан, помогающий ему во всех коварных замыслах (этого помощника ловят и казнят вместе с Удрей). В-пятых, у Бенгеску Удря ранит Марию кинжалом, когда она отвергает его (потом в замок ворвутся солдаты, Марию спасут и выходят). В-шестых – в романе до Марии домогается еще и военачальник Раду, по имени Строе (господи, какая-то прям роковая женщина, все ее желают). Но Раду его приструнит, а потом этот военачальник помрет от страха неотвратимого наказания. В-седьмых – в романе обнаружится еще один брат Марии, Дан, который внезапно найдется в финале и явится на свадьбу Марии и Раду. Потом он уедет в добровольное изгнание в Трансильванию, едва кто-то распустит слухи, что он претендует на трон. В-восьмых – в романе Попеску будет Дракула! Хотя и в одном эпизоде – в виде буйного, злобного чувака, орущего на Раду «Ты – идиот!» и воюющего с ним за трон. У Бенгеску такого персонажа нет, и слава богу.
Спасибо, Инна!
Спасибо, Инна!