Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Статьи » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Кровавая Пасха Дракулы   (Marita)  
Влад Дракула, правитель Валахии (нынешняя Румыния) пятнадцатого века – фигура крайне неоднозначная. С одной стороны – его знают как воина и героя, сражавшегося против турок. С другой стороны – как тирана и садиста, изничтожавшего собственный народ. Одним из приписываемых Владу Дракуле чудовищных злодеяний была так называемая пасхальная казнь сотен (если не тысяч) человек. Но что же произошло тогда на самом деле? Попробуем разобраться.

Начнем с исторических первоисточников. Их, собственно, немного. Два из них – были созданы в пятнадцатом веке: памфлет «История воеводы Дракулы», изданный в Вене в 1463 году, и «Исторические рассказы» Лаоника Халкокондила, греческого философа и историка, созданные в 1464-1468 годах. Двести лет спустя, в конце семнадцатого века, к ним присоединился и третий – валашские хроники, известные сейчас как «Letopiseţul Cantacuzinesc».

Валашских летописей времен самого Дракулы мы не найдем, так как валашской независимой государственности было на тот момент всего полторы сотни лет, и летописной традиции в государстве еще не сформировалось. Первыми летописями валахов и были те самые «Letopiseţul Cantacuzinesc»… впрочем, не будем забегать вперед и внимательно прочтем каждый из первоисточников.

Слово каждому

В памфлете утверждается, что Влад Дракула:

…под уважительным предлогом пригласил к себе нечестивую знать, а когда пир закончился, он спросил у каждого из них, начиная со старших, сколько же воевод, управлявших страной до него, они помнят. И один сказал – пятьдесят, другой – двадцать, третий – тридцать, четвертый – двенадцать, а самый младший припомнил семерых. Много их было, ведущих счет государям, все высказались. Пятьсот человек в итоге было посажено на кол.

Лаоник Халкокондил не удовлетворяется цифрой в пятьсот человек. По его мнению, Дракула истребил целый город (на тот момент – в столице Валахии, городе Тырговиште, проживало примерно двадцать тысяч человек):

Придя к власти, он (Влад Дракула) прежде всего – окружил себя надежной охраной. Затем – он собрал всех именитых бояр своего княжества, которые, как считалось, совершили государственную измену при смене господарей в княжестве. Он посадил на колья всех этих бояр, вместе с их детьми, женами и слугами. На этом человеке больше смертей, чем на ком-либо другом, нам известном. Говорят, что для того, чтобы утвердить свою власть, он за краткое время казнил двадцать тысяч мужчин, женщин и детей. Своим наемникам он раздавал деньги и прочее имущество казненных. В Валахии наступило время больших перемен. Он также массово казнил венгров, оказавшихся замешанными в государственные дела, никого не щадя.

Двести лет спустя – составители валашских хроник поправляют его: не всех казнили! Кого-то заставили работать на строительстве княжеской крепости. «Letopiseţul Cantacuzinesc» пишет об этом так:

Воевода Влад Цепеш.
Он построил крепость в Поенари и святую обитель в Снагове. Жители Тырговиште сильно провинились перед братом Влада-водэ. И поэтому во время Пасхи, когда все пировали, а молодежь пела, их внезапно схватили по приказу воеводы. Взрослых мужчин и стариков посадили на колья у торга, а их жен и детей, наряженных по случаю Пасхи, всех отвели к реке Поенарь, и они работали на строительстве крепости, пока от их одежд ничего не осталось.


Достоверные источники?

Три источника, и все говорят о разном! Кому же поверить? Начнем с памфлета 1463 года. Этот памфлет был отпечатан по заказу короля Венгрии Матьяша, на тот момент заточившего Влада Дракулу в тюрьму по обвинению в сговоре с турками. Составитель памфлета был крайне предвзят, и задачи объективно показывать происходящее перед ним не стояло. Напротив – стояла задача показать, что Влад Дракула посажен под замок не просто так, а за дело. Что Дракула мало того, что предатель, так еще и чудовищный злодей, какого не видывал свет. Садист, спокойно завтракающий среди умирающих, и жгущий заживо нищих. Изверг, сажающий на колья матерей вместе с младенцами, истребляющий священников, принуждающий людей к каннибализму… Таким невероятным, будоражащим воображение монстром представал Дракула перед читающим памфлет средневековым читателем… а, надо сказать, что таких читателей было много, памфлет вышел к тому моменту, когда в Европе появились первые типографии, и был массово растиражирован, переиздаваясь десятилетия спустя после смерти Дракулы.

Популярность историй об «ужасном» Дракуле была так велика, что вскоре по мотивам памфлета сочинилась обширная поэма немецкого мейстерзингера Михаэля Бехайма «О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии». Да и «Исторические рассказы» афинянина Лаоника Халкокондила, написанные одновременно с поэмой, третья часть которых была посвящена султану Мехмеду, а где-то десятая часть из этой трети – воевавшему с Мехмедом Дракуле… также создавались, говоря современным языком, на волне хайпа, что ставит под большое сомнение правдоподобность изложенного. Художественная литература, замаскированная под солидный исторический труд – вот чем, по сути, являются «Исторические рассказы» Лаоника Халкокондила, что не жил ни в Валахии тех времен, ни при дворе Мехмеда, но зато обладал богатой творческой фантазией.

Теперь о «Letopiseţul Cantacuzinesc», валашских хрониках, созданных двести лет спустя после смерти Дракулы. Сам Дракула к тому времени уже стал персонажем легендарным, и одна из народных легенд о нем – рассказывала о постройке крепости Поенарь. Якобы работали на ее строительстве провинившиеся перед Дракулой горожане (те, кого он решил все же не сажать на кол). Собственно, эта легенда и была записана в хронику… хотя современные археологические изыскания доказывают, что построена эта крепость была задолго до Дракулы, в конце тринадцатого века, основателем валашского государства Раду Негру. Что, опять же, позволяет нам сделать вывод о недостоверности и этого, казалось бы, надежного исторического источника.

Оболганный князь


Итак, как мы видим, все ужасы, приписываемые Владу Дракуле, по сути, произрастают из одного памфлета одного крайне предвзятого короля. Что же сподвигло Матьяша на арест Дракулы и дальнейшую обширную кампанию по очернению арестованного?

Ну, во-первых, ареста Дракулы, ведущего в тот момент военные действия с турками, требовали от Матьяша трансильванские купцы, которым эта война перекрыла торговые связи с Турцией. Доходы от этих купцов составляли две трети доходов Матьяша, так что король вынужден был прислушаться к требующим. А во-вторых – деньги, данные папой римским Матьяшу на крестовый поход против турок, были отложены королем на выкуп собственной короны, похищенного символа власти, у императора Священной Римской империи Фридриха III. В итоге, крестовый поход не состоялся, а папа между тем требовал отчета. Что ж, козел отпущения был найден – Влад Дракула, отчаянно воевавший с турками и терпящий поражение на тот момент от ставленника их, претендента на валашский престол Раду, младшего брата Влада.

Так Дракула стал «чудовищем». Так зародилась черная легенда о нем. Легенда, что жива и сейчас, спустя шесть столетий.

На самом-то деле…

«Однако из двадцати трех членов княжеских советов Влада Дракулы (в общей сложности) только одиннадцать человек исчезли бесследно», – утверждает румынский историк Матей Казаку, один из крупнейших специалистов по Владу Дракуле в настоящее время. Казаку пришел к этому выводу, проанализировав княжеские грамоты Влада, где перечислялись бояре-советники. Итак, казненных Дракулой было всего лишь одиннадцать, а не сотни и тысячи! Одиннадцать бояр, причастных к смерти отца и брата Влада Дракулы, которых эти бояре в свое время выдали на расправу Владиславу, явившемуся отвоевывать у отца Дракулы валашский престол.

Могла ли казнь этих бояр случиться на Пасху? Да, вполне. Тот же Штефан Великий, молдавский господарь времен Дракулы – неоднократно казнил на пирах, о чем говорят свидетели. Но как можно было собрать вместе всех неугодных бояр, да чтобы они не побоялись прийти, зная за собою вину? Позвать их на пир по случаю большого церковного праздника! А самый главный из таких праздников, наиболее широко отмечаемый – Пасха. Влад Дракула взошел на престол в августе 1456 года. Ближайшая Пасха была в апреле 1457 года. Восемь месяцев ожидания… что ж, месть – блюдо, которое подается холодным. И Влад был вправе осуществить эту месть.
Опубликовано: 10/10/25, 18:49 | mod 10/10/25, 18:49 | Просмотров: 14 | Комментариев: 2
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (2):   

Марита, наследники Дракулы должны Вам памятник воздвигнуть и ренту платить за Вашу приверженность к памяти о нём! smile  А если серьёзно, то поступки героев древности не всегда отвечают нашим представлениям о морали. Взять, хотя бы княгиню Ольгу, живьём закопавшей послов из Коростеня, если я не ошибаюсь, и сжегшая в последствии этот город. Или поступки древнебиблейских героев. Помнится, я отчаянно спорила с нашим ребе о святости древнего Аарона, который вперва выказал себя слабым лидером в то время, как Моисей отправился беседовать на гору Синай, и притворился сам богоотступником, а затем своих же соратников, поверившим в его отступничество, предал вместе с Моисеем мечу и огню. С моей точки зрения, ответсвенность за все безобразия в пору отсуствия лидера лежала именно на нём, но ребе считал иначе, считая его Аарона мудрецом. Возможно, он и прав - я сужу потупки Аарона с точки зрения современной морали и этики. Как я понимаю, память о изначальных событиях в народе оставалась, сами события обрастали легендами, но со временем отношение к произошедшему изменилось. smile
Marara   (12/10/25 18:15)    

Именно! Средневековая мораль и мораль нынешняя - это две большие разницы. Сейчас мы можем ужасаться даже десятку этих бояр, действительно посаженных Дракулой на кол, а тогда - все правители могли судить таким судом, и извергом никто из них не считался. 

Я не историк, но таки пытаюсь разобраться... в этой истории. Естественно, оперируя при этом моральными нормами прошлого.)
Marita   (12/10/25 18:49)