Здравствуйте, литгалактяне!
Разговаривал недавно с несколькими авторами на тему "А как вообще они сочиняются, эти юмористические одностишия?"
А сейчас как раз идёт конкурс
Первая буква (азбука юмористических одностиший).
Но что-то участников маловато... не умеют, не знают как?
Вообще это довольно легко и интересно...
Точнее, вру – не так уж легко придумать суперклассное, тут нужно сочинить 20-30... и вот из них одно-два вполне возможно будут суперскими.
Практика, да, много практики и попыток, нужно пробовать и часто.
Но мы говорим не об этом... А вот вообще – как они пишутся.
Сразу оговорюсь: чувство юмора у всех разное. У всех (уверяю!).
Кому-то что-то может быть смешно, кому-то – совершенно нет. Тут уж ничего не поделаешь.
Кто-то любит (и понимает) простой юмор, скажем так, а кто-то – любит тонкости, игры со словами, аллюзии (отсылки на что-то всем известное).
Существует в принципе лишь
три варианта, скажем так, построения юмористического одностишия.
Всего три. И их комбинации (смешанный стиль).
Первый вариант: одностишие построено на аллюзии – на известном выражении, поговорке, пословице, фразе, реже – известном персонаже и его характерным особенностям.
В чём здесь фишка? Кто-то читает одностишие, но на самом деле он читает не только ЕГО, но ещё и то, что ЗА НИМ лежит – вот это самое "крылатое", известное. И тут юмор часто возникает из-за рассогласования, нестыковки частей, неожиданности. Иными словами, автор одностишия посмотрел на что-то известное с другой точки зрения, перекрутил, добавил своего, "отъюморил", если так можно выразиться.
Наверное, это самый частый вариант построения одностиший. И (тут я субъективно скажу) самый простенький для тренировки.
Действительно: очень просто. Берём известное выражение. И пытаемся его "перекрутить", переделать на юмористический лад, "отъюморить". Найти в нём что-то этакое, на что никто раньше и внимания не обратил.
К примеру, есть выражение "Любовь зла – полюбишь и козла". Все его знают.
А теперь посмотрим на него с другой точки зрения... Предположим, такое объявление в газете:
Ищу козла. Проверим поговорку. Юмор:) Вы читаете одностишие, вы вспоминаете фразу про "полюбишь и козла", вы понимаете, что в поговорке-то говорится о том, что в жизни бывает по-разному, что любовь штука такая... сердцу не прикажешь, так сказать, бывают ситуации всякие... А в одностишии кто-то решил действительно "проверить" – а как это работает, полюбит или нет:) И это смешно:) И ещё добавлю: это коротко и смешно.
Второй вариант: одностишие построено на двусмысленности слов – это так называемая "игра слов".
В чём здесь фишка? Кто-то читает одностишие, но на самом деле он считывает ВСЕ смыслы какого-то определённого слова или даже нескольких слов, а юмор возникает из-за необычности, нестыковки, неожиданного. Частый приём здесь использование "прямого значения" слова, которое в жизни чаще используется в переносном значении. Наоборот (в переносном, когда чаще используется прямое) – гораздо сложнее, но тоже возможно. В любом случае здесь у какого-то слова должно быть, как минимум, два разных значения, смысла. Иначе не получится, не "сыграет".
Опять-таки возьму из своих одностиший для примера:
Рубаха-парень. Кто-нибудь погладит? Ну, что тут объяснять... Построено на двусмысленности слов "рубаха, гладить", известном словосочетании "рубаха-парень" (то есть разбитной такой, весёлый).
И третий вариант: одностишие построено на неожиданной ситуации – это самый сложный и редкий тип одностишия.
В чём здесь фишка? Кто-то читает одностишие, но на самом деле он ВИДИТ ЗА НИМ саму ситуацию, историю, неожиданную "картинку". Тут даже часто у читателей возникает мысль "о, а я бы вот здесь мог такое применить, ответить так!" или "да! бывает такое, но ведь как автор заметил! никто же не замечал, не смотрел с этой точки зрения... молодец!"
Впрочем, в этом типе одностиший есть свои "подводные камни", скажем так. Здесь гораздо чаще у читателей возникает мысль "я не понял юмора...". Или же наоборот – "не понимаю даже о чём это, но вот почему-то очень смешно..."
Есть даже особые приёмы построения одностиший, воздействующих на подсознательное (так называемые "несуразмы"). Они тоже чаще относятся к этому варианту – к "ситуационным".
И здесь процитирую из своих старых.
Какой-то ток у вас непостоянный... --- представили ситуацию?:) а в чём юмор? ну, есть же всем известное выражение "переменный ток"... А люди разбирающиеся знают точно, что в сети (в розетке) он именно "переменный":)
А где-то тут я память перепрятал... --- это из разряда посознательных "несуразмов"... как говорится "не понимаю смысла, но почему-то смешно..."
К обочине прижмитесь... Да машиной! --- да, новенькое моё:) просто сама ситуация представилась:) как кто-то не так понял гаишника и "прижался" к обочине... самим собой:) от страха, наверное:)
Совсем другой аспект – форма. Уже не юмор, а сама по себе форма. Одностишие.
Одностишие – это
стихи, это одна строчка, звучащая
в чётком ритме, не слишком длинно, но и не слишком коротко, ритмично.
Очень многие, к сожалению, путают с одностишиями прозаические афоризмы (да, там может быть и юмор, НО это НЕ стихи, это не одностишие).
И ещё частенько путают с двустишиями. Это немножко сложнее объяснить. Ну, слишком длинно для одной строки, появляется желание при прочтении разбить на две.
Возьмём для примера стих (строку): Наша Таня громко плачет...
Это стих, это звучит, это чёткий ритм.
А вот вариант:
Наша Татьяна что-то заплакала вчера вечером, да так громко. И чего ей надо, спрашивается?
Смысл тот же самый, но это проза, это НЕ стихи.
(Для очень продвинутых товарищей: да, конечно, и такой вариант можно сделать "стихом". Сложно, но можно. Но в одностишиях таких сложных ритмов просто не бывает.)
А вот ещё вариант:
Наша Таня громко плачет, на Луну вчера завыла...
Здесь при прочтении возникает желание разбить на две строки:
Наша Таня громко плачет,
на Луну вчера завыла...
то есть чисто технически это ближе к двустишию, а не одностишию.
Бывают, конечно, и спорные варианты. Когда можно и "разбить", и не разбивать на две. Тут сложно объяснить.
Скажем так, одностишие – не должно быть слишком длинным. Ну, тут только чувство меры в помощь...
Расскажу о методе "таташки".
Можно просто взять любую чётко звучащую строку из стихотворения. Или даже из известного одностишия.
Затем "перевернуть" её звучание в "та-та". И сочинить своё одностишие по этой "канве".
Никаким "плагиатом" это являться не будет.
К примеру, возьмём из моих...
Ищу козла. Проверим поговорку.
тататаТА таТАта татаТАта
Рубаха-парень. Кто-нибудь погладит?
таТАта ТАта ТАтата таТАта?
Какой-то ток у вас непостоянный...
тататаТА таТА тата таТАта --- почти то же самое, что и в первом:)
А где-то тут я память перепрятал...
тататаТА таТАта татаТАта --- о, совпало с первым:))
К обочине прижмитесь... Да машиной!
таТАтата таТАта... татаТАта!
Но вот такие размышления. Может, кому-то это поможет, кто-то захочет попробовать себе в этом интересном жанре.
 
спасибо:)
ну не то чтобы непросто... просто слишком большой процент неудачных:) 30-40 сочинишь, из них 3-5 останутся:)
радости Вам:)
Лис
И лисы сыты, и куры целы.
Привет, Лис! Отличная разъяснительная статья. С этими одностишьями я всегда путаюсь. Почему-то хочется написать четверостишие (один столбик). Будем тренироваться. Кстати, это довольно увлекательно.
Никак не могу забыть гениальное: "Коварный лис цыплятам строил куры". Не помню чьё, но от этого не менее гениальное.)))
прости, что долго не отвечал...
да, это увлекательное занятие:) я уже много лет им занимаюсь:)
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
да, по-разному бывает... у меня просто иногда настроение такое приходит и... вылетает много сразу:)) хорошо, что иногда могу их записать (не всегда)
да, помню это одностишие...
радости вам:)
Лис
И немалым интересом прочла твою статью!
Спасибо!
спасибо:)) а ты одностишия сочиняешь?
радости тебе:)
Лис
Боюсь, у меня такого нет
Посему даже и не пытаюсь
ну, если ты не пробовала, откуда же ты знаешь:) там, скорее, нужна практика и чувство юмора:)
и чётко понимать, что процент "брака" здесь очень высок:) и это совершенно не страшно... 30-40 сочинил, 2-3 оставил, остальные - не нужны:)
радости тебе:)
Лис
спасибо:)
Представляете, я пару дней назад попытался поискать в Яндексе теорию по одностишиям... и вот нашёл, что моя статья вообще на первом месте в поиске, а больше ничего подходящего вообще не нашёл почему-то... не знаю, не писал никто про это или я не нашёл...
радости Вам:)
Лис
Лично мне по душе пяти-шестистопный ямб, но можно и хореем.)
Ну, насколько я знаю (а возможно, что я знаю далеко не всё), Вишневский - вообще не теоретик, а практик:) Наверное, один из самых известных (и раскрученных) юмористов этого жанра. Но есть и много других, менее известных:)
По размеру... ну да, ямб в юмористических одностишиях вообще самый ходовой, так уж сложилось в практике:) и не столько это из-за Вишневского, сколько вообще по звучанию, логике самого жанра, скажем так... да, именно "ямбовые" лучше воспринимаются:) с ударной концовкой:)
хореем можно, но гораздо реже:)
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
это тебе спасибо:)
радости тебе:)
Лис
Нашла козла. Соврала поговорка!
Мяч уронив, Татьяна воет на Луну...
Непостоянен ток тетеревов.
Обочина! Как хочется прижаться...
а вот так смешнее и в ритме:
Непостоянен ток тетереревов.
:))
радости тебе:)
Лис
очень классно:)
а на анонимный конкурс? поучаствуешь...
радости тебе:)
Лис
А я не зная теории, интуитивно до сих пор писала. Поэтому и ошибок было много. Просто начиталась у других одностиший и примерно в том же ключе творила. А вот оно как оказывается. Здорово, конечно. Надо правила учитывать. Это важно. Спасибо огромное!
спасибо:) надеюсь, что статья поможет разобраться в этой форме:)
радости тебе:)
Лис
Спасибо, Лис!)
не просто тренируйся, а на конкурс;)
такие интересные одностишия... и не в конкурс, эх...
кстати, забыл ещё об одном подварианте - смешение нескольких аллюзий (контаминация)
типа
Молились ли вы на ночь, бандерлоги?!
Спасибо, Лис.
Здравствуй, Егор:)
радости вам:)
Лис