Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Статьи » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Размышления о жанре. Юмористические одностишия   (Алексей_Лис)  
Здравствуйте, литгалактяне!

Разговаривал недавно с несколькими авторами на тему "А как вообще они сочиняются, эти юмористические одностишия?"
А сейчас как раз идёт конкурс Первая буква (азбука юмористических одностиший).
Но что-то участников маловато... не умеют, не знают как?

Вообще это довольно легко и интересно...

Точнее, вру – не так уж легко придумать суперклассное, тут нужно сочинить 20-30... и вот из них одно-два вполне возможно будут суперскими.
Практика, да, много практики и попыток, нужно пробовать и часто.

Но мы говорим не об этом... А вот вообще – как они пишутся.

Сразу оговорюсь: чувство юмора у всех разное. У всех (уверяю!).
Кому-то что-то может быть смешно, кому-то – совершенно нет. Тут уж ничего не поделаешь.
Кто-то любит (и понимает) простой юмор, скажем так, а кто-то – любит тонкости, игры со словами, аллюзии (отсылки на что-то всем известное).

Существует в принципе лишь три варианта, скажем так, построения юмористического одностишия.
Всего три. И их комбинации (смешанный стиль).



Первый вариант: одностишие построено на аллюзии – на известном выражении, поговорке, пословице, фразе, реже – известном персонаже и его характерным особенностям.

В чём здесь фишка? Кто-то читает одностишие, но на самом деле он читает не только ЕГО, но ещё и то, что ЗА НИМ лежит – вот это самое "крылатое", известное. И тут юмор часто возникает из-за рассогласования, нестыковки частей, неожиданности. Иными словами, автор одностишия посмотрел на что-то известное с другой точки зрения, перекрутил, добавил своего, "отъюморил", если так можно выразиться.

Наверное, это самый частый вариант построения одностиший. И (тут я субъективно скажу) самый простенький для тренировки.
Действительно: очень просто. Берём известное выражение. И пытаемся его "перекрутить", переделать на юмористический лад, "отъюморить". Найти в нём что-то этакое, на что никто раньше и внимания не обратил.

К примеру, есть выражение "Любовь зла – полюбишь и козла". Все его знают.

А теперь посмотрим на него с другой точки зрения... Предположим, такое объявление в газете:
Ищу козла. Проверим поговорку.

Юмор:) Вы читаете одностишие, вы вспоминаете фразу про "полюбишь и козла", вы понимаете, что в поговорке-то говорится о том, что в жизни бывает по-разному, что любовь штука такая... сердцу не прикажешь, так сказать, бывают ситуации всякие... А в одностишии кто-то решил действительно "проверить" – а как это работает, полюбит или нет:) И это смешно:) И ещё добавлю: это коротко и смешно.



Второй вариант: одностишие построено на двусмысленности слов – это так называемая "игра слов".

В чём здесь фишка? Кто-то читает одностишие, но на самом деле он считывает ВСЕ смыслы какого-то определённого слова или даже нескольких слов, а юмор возникает из-за необычности, нестыковки, неожиданного. Частый приём здесь использование "прямого значения" слова, которое в жизни чаще используется в переносном значении. Наоборот (в переносном, когда чаще используется прямое) – гораздо сложнее, но тоже возможно. В любом случае здесь у какого-то слова должно быть, как минимум, два разных значения, смысла. Иначе не получится, не "сыграет".

Опять-таки возьму из своих одностиший для примера:
Рубаха-парень. Кто-нибудь погладит?

Ну, что тут объяснять... Построено на двусмысленности слов "рубаха, гладить", известном словосочетании "рубаха-парень" (то есть разбитной такой, весёлый).



И третий вариант: одностишие построено на неожиданной ситуации – это самый сложный и редкий тип одностишия.

В чём здесь фишка? Кто-то читает одностишие, но на самом деле он ВИДИТ ЗА НИМ саму ситуацию, историю, неожиданную "картинку". Тут даже часто у читателей возникает мысль "о, а я бы вот здесь мог такое применить, ответить так!" или "да! бывает такое, но ведь как автор заметил! никто же не замечал, не смотрел с этой точки зрения... молодец!"

Впрочем, в этом типе одностиший есть свои "подводные камни", скажем так. Здесь гораздо чаще у читателей возникает мысль "я не понял юмора...". Или же наоборот – "не понимаю даже о чём это, но вот почему-то очень смешно..."

Есть даже особые приёмы построения одностиший, воздействующих на подсознательное (так называемые "несуразмы"). Они тоже чаще относятся к этому варианту – к "ситуационным".

И здесь процитирую из своих старых.

Какой-то ток у вас непостоянный... --- представили ситуацию?:) а в чём юмор? ну, есть же всем известное выражение "переменный ток"... А люди разбирающиеся знают точно, что в сети (в розетке) он именно "переменный":)

А где-то тут я память перепрятал... --- это из разряда посознательных "несуразмов"... как говорится "не понимаю смысла, но почему-то смешно..."

К обочине прижмитесь... Да машиной! --- да, новенькое моё:) просто сама ситуация представилась:) как кто-то не так понял гаишника и "прижался" к обочине... самим собой:) от страха, наверное:)



Совсем другой аспект – форма. Уже не юмор, а сама по себе форма. Одностишие.

Одностишие – это стихи, это одна строчка, звучащая в чётком ритме, не слишком длинно, но и не слишком коротко, ритмично.

Очень многие, к сожалению, путают с одностишиями прозаические афоризмы (да, там может быть и юмор, НО это НЕ стихи, это не одностишие).
И ещё частенько путают с двустишиями. Это немножко сложнее объяснить. Ну, слишком длинно для одной строки, появляется желание при прочтении разбить на две.

Возьмём для примера стих (строку): Наша Таня громко плачет...
Это стих, это звучит, это чёткий ритм.

А вот вариант:
Наша Татьяна что-то заплакала вчера вечером, да так громко. И чего ей надо, спрашивается?
Смысл тот же самый, но это проза, это НЕ стихи.

(Для очень продвинутых товарищей: да, конечно, и такой вариант можно сделать "стихом". Сложно, но можно. Но в одностишиях таких сложных ритмов просто не бывает.)

А вот ещё вариант:
Наша Таня громко плачет, на Луну вчера завыла...

Здесь при прочтении возникает желание разбить на две строки:
Наша Таня громко плачет,
на Луну вчера завыла...

то есть чисто технически это ближе к двустишию, а не одностишию.

Бывают, конечно, и спорные варианты. Когда можно и "разбить", и не разбивать на две. Тут сложно объяснить.
Скажем так, одностишие – не должно быть слишком длинным. Ну, тут только чувство меры в помощь...



Расскажу о методе "таташки".
Можно просто взять любую чётко звучащую строку из стихотворения. Или даже из известного одностишия.
Затем "перевернуть" её звучание в "та-та". И сочинить своё одностишие по этой "канве".
Никаким "плагиатом" это являться не будет.

К примеру, возьмём из моих...
Ищу козла. Проверим поговорку.
тататаТА таТАта татаТАта

Рубаха-парень. Кто-нибудь погладит?
таТАта ТАта ТАтата таТАта?

Какой-то ток у вас непостоянный...
тататаТА таТА тата таТАта --- почти то же самое, что и в первом:)

А где-то тут я память перепрятал...
тататаТА таТАта татаТАта --- о, совпало с первым:))

К обочине прижмитесь... Да машиной!
таТАтата таТАта... татаТАта!



Но вот такие размышления. Может, кому-то это поможет, кто-то захочет попробовать себе в этом интересном жанре.
 
Опубликовано: 16/11/21, 05:48 | mod 16/11/21, 05:50 | Просмотров: 89 | Комментариев: 19
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (19):   

Спасибо, Алексей.
Лионель_Садорро   (26/11/21 15:15)    

Здравствуй, Лионель:)
это тебе спасибо:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (30/11/21 13:09)    

Статью прочёл - себя почувствовал Вишневским.

Нашла козла. Соврала поговорка!

Мяч уронив, Татьяна воет на Луну...

Непостоянен ток тетеревов.

Обочина! Как хочется прижаться...

smile
Сергей_Кодес   (16/11/21 08:56)    

Здравствуй, Сергей:) спасибо:))

а вот так смешнее и в ритме:
Непостоянен ток тетереревов.
:))

радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (17/11/21 01:59)    

Любовь не зла! Вы просто козуисты!
Akc   (17/11/21 08:52)    

здравствуй, Ирина:)
очень классно:)
а на анонимный конкурс? поучаствуешь...
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (17/11/21 11:08)    

Классная аналитика, Лис. Добрый день!)
А я не зная теории, интуитивно до сих пор писала. Поэтому и ошибок было много. Просто начиталась у других одностиший и примерно в том же ключе творила. А вот оно как оказывается. Здорово, конечно. Надо правила учитывать. Это важно. Спасибо огромное!
Гелия   (16/11/21 07:18)    

Здравствуй, Онега:) ну это не столько правила, сколько по моему опыту так...
спасибо:) надеюсь, что статья поможет разобраться в этой форме:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (17/11/21 01:51)    

Наконец-то появилась статья по написанию одностишиков.) Пойду, потренируюсь.)

Спасибо, Лис!)
Туранга   (16/11/21 07:02)    

Настя, всегда помни: "Шекспиром станешь, Лиса начитавшись" tongue
GP   (16/11/21 12:13)    

Читаю на ночь Лиса - гениалюсь.)
Туранга   (16/11/21 12:15)    

Шекспиру курица сегодня не досталось =))
Михаил_Кульков   (16/11/21 17:06)    

Шекспир несыт, а плохо Дездемоне... :))
GP   (16/11/21 17:14)    

Анонс! Отелло задушил Шекспира!
Туранга   (16/11/21 17:17)    

Был душкой мавр - пускал на волю души...
GP   (16/11/21 17:23)    

Здравствуй, Настя:)
не просто тренируйся, а на конкурс;)

такие интересные одностишия... и не в конкурс, эх...

кстати, забыл ещё об одном подварианте - смешение нескольких аллюзий (контаминация)
типа

Молились ли вы на ночь, бандерлоги?!
Алексей_Лис   (17/11/21 01:34)    

Интересно. Но сложно.
Спасибо, Лис.
Ирина_Архипова   (16/11/21 06:28)    

А могла бы и одностишием сказать: "Спасибо, Лис, читалось с интересом"...  tongue
GP   (16/11/21 12:11)    

Здравствуй, Ирина:) спасибо:)
Здравствуй, Егор:)
радости вам:)
Лис
Алексей_Лис   (17/11/21 01:32)