Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Пара слов. Просто о Бродском   (Фрагорийский)  


Вообще всё зло у нас происходит от одной простой вещи: когда один человек начинает думать, что он лучше другого. «Я лучше, чем он» — это корень зла. Когда человек ставит себя выше себе подобного.

Иосиф Бродский. Журнал «Сеанс», № 1, 1988 год



1.

Я никогда не считал Иосифа Бродского своим любимым поэтом. Многие вещи казались не совсем понятными. Да и сам Бродский казался мне непонятным.

Понимание стихов произошло, когда началась война, после 2014 года — и многие вещи нам, непуганым, пришлось переосмыслить. Именно тогда и поэзия, и личность Бродского открылись для меня, и продолжают раскрываться. Из его прозы и поэзии я вынес твердое убеждение в том, что Бродский был поэт, мудрец и пророк.



2.

Он был, конечно, не совершенный — как и все мы, грешные. Но было нечто, что Бродский ставил выше всего. Выше политики, от которой всегда дистанцировался, выше «справедливости», ради которой люди готовы уничтожать своих собратьев. И даже выше «правды», которую люди, считающие, что «у каждого своя правда», превратили в инструмент мести, обличения, ненависти, и в конце концов — трансформировали в оголтелую ложь, в клевету.

Это «нечто», которое для Бродского выше всего, трудно понять тем, кто привык пересчитывать «идеалы» в карманах гениев, подсчитывать свидетельства чужих успехов, как будто это какие-то грехи. Кто любит сводить счеты, давить на тех кто рядом, плевать в тех, кто выше ростом…

Выше всего у Бродского стоит — доброта. А доброта — как тысячелепестковый лотос — бесконечно раскрывается, выпуская на свет лепестки — любовь и милосердие, прощение и снисходительность… Бережное отношение к памяти, своей и чужой. Умение промолчать о плохом, акцентируя внимание на хорошем… Этот список потенциальных добродетелей бесконечен, как бесконечны ступени человеческого самосовершенствования.



3.

Он пережил незаслуженный позор, тяжелейшие ситуации, спровоцированные разными людьми. Одни руководствовались карьеризмом, другие — банальной завистью, третьи — гордыней, четвертые были просто инициативными дураками. Несправедливость проехала по нему катком. Но Бродский никогда не роптал ни на страну, ни на тех, кто приложил массу усилий, чтобы погубить его — как поэта, как личность, как гражданина. Он никогда не говорил плохо ни о Сталине, ни о Хрущёве, ни о Брежневе. Ему дали Нобелевскую премию, пытаясь слепить из него «Солженицына номер два». Но он так и не бросил ни единого камня в сторону страны, из которой его просто вышвырнули — хотя он не совершил никакого преступления, кроме того, что был — большой поэт, с огромным талантом. Он не стал ничего доказывать людям, упорно подменявшем слово «поэт» — словом «тунеядец». Хотя и это было неправдой — Бродский не боялся никакой работы. Просто — это была обычная (увы), хорошо организованная, отрепетированная подлость. У этой подлости есть конкретные фамилии, которые Бродский так и не озвучил, не предал огласке и анафеме — никогда.



4.

В отличие от большинства эмигрантов-интеллектуалов, Бродский не стал заниматься антисоветской пропагандой на Западе, хоть это и продавалось хорошо, и оплачивалось щедро. Я думал: почему? Ведь так легко было написать на Западе все что угодно, тем более — Бродскому было что сказать. Обида на то, что с ним обошлись несправедливо, как рана, болела в нём всю жизнь. Но Бродский вместо грязи, которую было принято лить у «приличных литераторов-эмигрантов» — пишет шокирующее пророческое стихотворение «На независимость Украины», в 1991 году (в 92м он сам прочтет его на одном из поэтических выступлений, и выступление будет заснято на видеокамеру, хотя до сих пор некоторые люди доказывают, что никаких документальных следов того, что стихи принадлежат Бродскому — якобы нет).

В этом стихе он прямо выразил своё отношение к распаду Союза, к предательству в Беловежской пуще… Он расценивал это как трагедию. В то время мало кто понимал масштабы этой катастрофы.

В 1992 написано на английском стихотворение — о Боснии. И что только не пытались впихнуть в его содержание «горемыки-критики». Стих на английском был написан. Критики ёрзали, переиначивали смысл, как могли. Каких только «призывов» не выискивали — политически лояльных и «правильных». Англоязычная публика не могла это проглотить. Это было жёстко и внятно написано, позиция автора была ясна. Бродский же на вопросы такого рода — просто не отвечал.

Мотив Боснии

Просто помни, что пока
тянешь скотч и ждёшь звонка,
мошку хлопнешь, чешешь уд —
их убьют.

В городках потешных пусть
от снарядов и от пуль
прячется невинный люд —
их убьют.

В тех неведомых местах
крикнуть напоследок страх
не даёт, тугой как жгут —
их убьют.

Раз тобою избран сноб,
чей политкорректный трёп
ложь возводит в абсолют —
их убьют.

Брат славянский, лепота
столь невместна, что летать
ангелы страшатся тут.
Их убьют.

Взгляд Истории таков,
что — по Каину — тишком
в пищу выбрать норовит
кто убит.

Помни же, свой матч следя,
и баюкая дитя,
и вникая в курс валют —
их убьют.

Время, суд бесстрастный чей
делит жертв и палачей,
числит тех, кто не причём —
палачом.

Бродский был умным, обладал аналитическим даром, и не страдал самообманами, хорошо понимал к чему идет дело. О том, что ждёт расколовшуюся на части страну, постсоветское пространство и стремительно становившийся бывшим, сектор стран бывшего соцлагеря, он знал, ещё когда запылала Югославия.



5.

Говорят, его творчество полно противоречий. Это ошибка: просто его творчеству присуще быстрое развитие, которое связано с развитием сознания самого поэта. Его жадная потребность в самообразовании и умение учиться на протяжении всей жизни — вызывают восхищение. Бродский велик, не вмещается он ни в какие берега, ни в какие «очередные политические доктрины» и «психологические стереотипы». Иногда кажется, что он и сам себе противоречит, не вмещаясь сам в себя. На самом деле настоящее творчество всегда противоречиво, как сама жизнь, поскольку обладает глубиной, многомерностью, подвижностью живых смыслов, и лишено примитивной, упрощающей картину мира, делящей всё и вся на чёрное и белое, дидактики.

Для человека-идущего, каким был Бродский, странно было бы оставаться тем, молодым, человеком, который тогда не догадывался о том, насколько подло и несправедливо устроен мир. В этом смысле Бродский следовал Евангелию: живой человек должен расти и идти вперед, не копошась в прошлом, не ища виноватых, не сводя счеты с тем, что уже миновало.

В его стихах есть главное: нежность по отношению к жизни. Благодарность за всё, что с ним когда-либо происходило. Бесконечное терпение. Искренность и сдержанность. Смирение человека, понявшего — что такое Судьба, несгибаемость стоика, верность истине. И конечно — великолепный дар формулировать сложные мысли — в простых и ясных формах. К этому надо было прийти… Это был трудный путь.



6.

Бродский всегда делился с миром лучшим, что имел. Стихами, мыслями, временем, деньгами. Потому и не накопил ничего — умер случайно, не позаботился о страховке. Забыл, что медицина на Западе не то, что в Союзе… Говорят, поэт до смерти сохранил советские привычки — скромно жил, неприхотлив был в пище и одежде, основную часть денег тратил на книги и поездки. Впрочем, о его жизни мало кто знал. Не любил Бродский рассказывать о себе, и впускал в свою жизнь и дом — только тех, которым доверял. Таких людей — считанные единицы.

В его интервью речь о чём угодно, кроме себя самого — о встречах с А. А. Ахматовой (память о них Бродский хранил как драгоценность). О русском народе, который Бродский любил, и уважал — за терпение и страдание. Потому что и сам был терпеливым в страдании. Бродский был глубоко русским человеком — не только в отношение языка, который был боготворим писателем. Но и по внутренней духовной структуре. У него был русский стержень внутри, который не позволял ныть и жаловаться, припоминать старые обиды и сводить счеты с кем бы то ни было. Бродский был русским поэтом до глубины души. Как бы не злопыхали на сей счет сегодняшние «праведники», литературные лилипуты, вдруг с невероятной прытью взявшиеся выставлять «нравственные оценки» Гулливерам.



7.

Решил написать о нем, потому что заметил очень неприятную тенденцию: Бродского снова пытаются заплевать и затоптать, вменяя поэту в вину даже то, что он умер не в одной из больниц Васильевского острова, о котором когда-то написал: «На Васильевский остров я приду умирать». Поводом для этого служит все: и юношеские стишки-безделушки, и что-то сказанное сгоряча в юном возрасте, а может и не сказанное, а придуманное мемуаристами. То, что похоронен в Италии, а не вернулся, «как Солженицын», в Россию. Рассматривают его стихи, выискивая в них несуществующие смыслы. Поднимают вопросы о том, что Бродский — не достоин быть «русским поэтом». И главное — выискиваются какие-то «аргументы»… Блюстители «нравственности Бродского» даже предлагают исключить его из русской поэзии — за то, что он «неправильный» поэт, «недостаточно русский», «антисоветчик» и прочее.

Его письмо Брежневу, перед отъездом. Оно ставит жирный крест на его «антисоветчине» и «неблагодарности» по отношению к стране, которую он не переставал любить никогда.

Из письма Бродского Брежневу:

«Единственная правота — доброта. От зла, от гнева, от ненависти — пусть именуемых праведными — никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело».

Ярлыки ему лепят такие же деятели, как и те, кто травил его с подачи провокаторов, действующих в организованном сговоре. Сегодня такими же гнусностями занимаются сетевые тролли и просто имеющие отношение к литературе люди, у которых есть иллюзия, что они обладают профессиональным уровнем, достаточным умом и моральным правом судить поэта, смыслы текстов которого не укладываются в простенькие, узкие рамки их мировоззрения — как правило, неразвитого, не глубокого и упрощающего картину мира до несложной схемы. Такие были и будут в любой эпохе — их приходится не менее десятка на одного живого поэта. Во все времена.

П. Фрагорийский
из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника.
Опубликовано: 29/06/22, 01:19 | mod 29/06/22, 01:19 | Просмотров: 282 | Комментариев: 25
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (25):   

Большое спасибо за эссе!
"...литературные лилипуты, вдруг с невероятной прытью взявшиеся выставлять «нравственные оценки» Гулливерам" - отлично сказано!
Евгения   (01/07/22 15:07)    

Да. Прям никакого средства от них нет)
Фрагорийский   (01/07/22 22:04)    

Надо почитать заново, подстерлось в памяти многое.
А за эссе спасибо, Юра. Иногда надо вчитываться в то, что раньше по диагонали читалось.
Виктория_Соловьёва   (01/07/22 11:30)    

Мы многое читаем по диагонали, пока не приходит время.  Рад, что пригодились мои слова)
Фрагорийский   (01/07/22 14:27)    

Спасибо, Юрий. Очень хорошее эссе.
Милана_Секоненко   (30/06/22 09:41)    

Рад, что прочли) Спасибо.
Фрагорийский   (01/07/22 02:01)    

для меня он только сейчас открывается... Спасибо за такое своевременное эссе, Юрий!
Наталья_Степанова   (30/06/22 07:47)    

Наталья, я тоже его не сразу открыл. Вернее - приколы нравились с юности еще: типа "Представления" и всяких там его эпатажностей и даже скабрезностей. А вот всего его я начал понимать только в последние годы. И столько смыслов, и так все у него неоднозначно и глубоко. И нередко даже до циничности (хотя это не цинизм, а скорее - обличение мира и себя в этом мире). В общем, непростой он, и читать много раз можно. У него очень хороша проза. И беседы его (видео). Просто поток мыслей - очень интересно следить за течением смыслов в его голове) Шучу, но так и есть.
Фрагорийский   (01/07/22 02:06)    

да, всё так.
Видимо для понимания, погружения и принятия творчества того или иного поэта/писателя нужно своё время...
Наталья_Степанова   (01/07/22 07:58)    

Огромное спасибо, Юрий!!! Очень проникновенно!!!
Галахад   (29/06/22 22:32)    

И Вам спасибо за теплый отклик.
Фрагорийский   (01/07/22 02:06)    

За Бродского спасибо.
Его поэзию нельзя разбирать, словно математические формулы. Либо принимать, либо не читать - других вариантов тут нет...
GP   (29/06/22 14:43)    

Так и есть. Его принимаешь со всеми его ошибками - которые в общем-то просто вехи на его пути. А то что это был именно Путь - в этом нет сомнений. Рад что по душе.
Фрагорийский   (29/06/22 17:11)    

Хрущёв, наверное?)

Спасибо за память, Юрий...
Туранга   (29/06/22 08:12)    

Хрущов да, но у этой истории были конкретные имена, конкретные документы подтверждают это, протоколы собраний, где ему устраивали травлю. История очень интересная. И все материалы в свободном доступе есть. 
У меня есть литературный коллаж на тему "Окололитературный трутень". Можно тут фрагменты почитать - а вообще есть более фундаментальные подборки документов. Причем комментарии к ним разные, но человеку который заповеди знает и творчество Бродского знает практически (т.е. стихи, прозу, интервью и т.д. - материала много, видео с ним тоже много) - не составит труда разобраться, "ху из ху" в этой истории. Зависть и подлость - но Бродский никогда не давал негативных характеристик этим людям. Он вообще отличался благодарностью к жизни, да и верующим был человеком. Вот например его речь о зле - она говорит о том, что он правильно всё понимал и принимал как опыт.
Фрагорийский   (29/06/22 17:09)    

Конечно мой коллаж - только пылинки, материала там гораздо больше.
И когда начинаешь разбираться - то понятно, что всё состоит из наветов.
Например, мнение (выдумка) что Бродский де обижен был что его не публикуют. А это неправдла - я где-то в сети публиковал список его публикаций в советских ведущих государственных журналах, его переводы в болгарских и еще каких-то изданиях, уровня "Дружбы народов"
Скорее тут наоборот было: чем больше его публиковали - тем сильнее была травля.
Было даже такое что его договора с издательствами (еще одна ложь: он работал с издательствами по конкретным контрактам - это документально подтверждено) - так вот, ему вставляли палки в колеса конкретные люди, которые вовсю фигурируют в качестве его "поносителей" в "Окололитературном трутне". Они добивались расторжения контрактов - просто давили чиновничьей наглостью (Прокофьев и его свита)
Вообще, в ленинградских газетах был настоящий бессовестный шабаш. Как он пережил это - Бог знает, и родители его - были честными советскими людьми, при Сталине, кстати, такого не было. Я имею в виду - были процессы, но чтобы поливать помоями лично поэта - такое пресекалось.
Фрагорийский   (29/06/22 17:23)    

Юрий, я имею ввиду, что фамилия Хрущёв пишется через ё.)

А так я со всем согласная.)
Туранга   (29/06/22 18:24)    

Спасибо за поправку. Привык по-украински читать эту фамилию. В украинском варианте она пишется "Хрущов". Исправлю потом. Спасибо за внимательность, Настя)
Фрагорийский   (29/06/22 19:24)    

Настя, вот тут - на Фабуле - я заметку публиковал - и дописал об истории травли - с фамилиями там, и с причинами.
Фрагорийский   (02/07/22 21:18)    

С интересом прочитала ещё раз. Последние строки стихотворения Бродского особенно впечатлили. Вот эти:

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

Они объясняют его отношение к Родине.

Переписка под произведением оказалась ещё интереснее. А твоё умение аргументированно вести дискуссии - выше всяких похвал.)
Туранга   (03/07/22 05:50)    

biggrin Терпеливый? Да, а мог бы и шашкой))
Фрагорийский   (09/07/22 15:26)    

С благодарностью и почтением! respect 

Буду пересматривать своё отношение к этому поэту.
Бакенщик   (29/06/22 07:59)    

Очень рад. Сам пересмотрел - и обнаружил, насколько же мы подвержены внушению.
Фрагорийский   (29/06/22 17:09)    

Спасибо Вам за прекрасное эссе!
Марина_Юнг   (29/06/22 07:46)    

И Вам спасибо на добром слове.
Фрагорийский   (29/06/22 17:10)