Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Вечные образы и «культура отмены»   (Фрагорийский)  

Питер Брейгель. Притча о слепых

Вечные образы и «культура отмены»

..............................................#ценности #тонкиесмыслы

Вечный образ — это когда ты можешь сказать «о мире и о себе» устами персонажа, которому несколько веков, а может, и несколько тысяч лет. И не важно, кто он — библейский герой или злодей, действующее лицо какой-нибудь легенды, мифа, книги или исторической эпохи.

В чём секрет того, что мы возвращаемся к ним? Примеряем их на себя, сличаем себя с ними? Эти персонажи сами по себе воплощают некий универсальный сверхсюжет, скрытый сценарий которого мы можем обнаружить в своей жизни, в судьбах наших современников. Жизнь вечного образа имеет внутри себя некие ключевые точки, объединяющие нас с ним. Точки, благодаря которым мы можем поставить перед собой какие-то очень важные вопросы. И попытаться найти ответы. Вечный образ — всегда современный, идёт со временем в ногу. Время над ним не властно — на то он и вечный образ.

Эти персонажи обретают бессмертие благодаря нам, живущим временно, и помещающим их как бы внутрь себя. И пребывают в бессмертии, пока произведение, в котором они родились и живут, смыслы, заложенные в нём, актуальны, то есть востребованы нами, людьми. Как часть важного человеческого цивилизационного кода, благодаря которому мы и образуем все вместе — цивилизацию людей.

Это важно: иначе как мы сможем понять друг друга в информационном поле, которое является нашей культурой?

Вечные образы — область тонких смыслов. Иногда их невозможно пересказать, растолковать до конца, расшифровать, но всегда можно сопоставить с животрепещущими смыслами современности. И получить новую грань бытия в мире, отражённом и в нашем разуме, и в коллективном сознании.

Сегодня, в эпоху «культуры отмены», а по сути — в эпоху отмены культуры, когда насаждается агрессивное невежество в области знаний, вульгаризация и примитивизм в области смыслов, уплощение мышления — вечные образы как будто уходят от нас. Покидают информационное поле.

Причины разные. Люди перестали читать толстые книги, а краткие пересказы содержания литературной классики, которыми переполнены нынче видеоблоги и сетевые справочники, не в состоянии заменить полноценного чтения и переживания тех смыслов, которые заложены в первоисточниках. Многие книги ныне уходят из обихода из-за идеологических запретов, изъятия из образовательных программ, а то и вымарывания из информационного поля даже имён некоторых писателей. Привычка к "короткому" чтению не позволяет усваивать тексты, превосходящие по объёму лимит знаков, умещающихся в сетевых сообщениях - мышление людей становится фрагментарным... Причин не так мало. И все они более-менее объективны.

Иногда сталкиваешься с тем, что люди, казалось бы, ещё успевшие получить более-менее качественное образование — уже не помнят, не понимают смысла, не испытывают потребности диалога с вечными образами — даже в рамках художественного текста, и шире — творчества. Как будто вдруг разучились мыслить объёмно, вместо этого помещая себя в унылую плоскость вялых, дряблых умственных конструкций, где интеллектуального начала становится всё меньше, а чувственная сторона упрощена до уровня «приятных ощущений». Как будто людей отключили от системы жизнеобеспечения, и они ещё продолжают трепыхаться по инерции... Фильм ужасов.

Когда видишь это, кажется, мировая культура ветшает на глазах, как руины полуразрушенных античных сооружений. А на смену ей приходит весёленький такой позитив, суррогат, похожий на разноцветную жвачку в разукрашенных фантиках. «Рафаэль», «Микеланджело», «Донателло», «Данте» статистически сегодня больше известны больше как ниндзя-черепашки из дурацкого мультика или персонажи компьютерных игр. Зато Кармен, например, повезло больше: о ней, по крайней мере, помнят, автоматически проецируя её литературную судьбу на массовый образ любви как таковой. Без вариантов! Любовь по-другому, вне губительных страстей и эйфории, уже и не воспринимается как любовь. Скукотища же...

Странная штука человеческая память: человек помнит лучше то, что связано с болью, с грехом, с жестокостью, с пороком. То же и в социуме: человеческие сообщества лучше помнят то, что с ними происходило плохого. И даже то, чего с ними не происходило никогда — а так, нынешние «переделыватели истории» придумали.
А хорошее не помнят. Зло имеет длинную память, добро — короткую.
Просто — наблюдение.

Не удивлюсь если завтра люди не смогут читать ни Достоевского, ни Борхеса, ни Павича, ни Бродского, и будут в состоянии воспринимать только чувствительные куплеты, комиксы и инструкции по варке пельменей. Чтоб не забыть, как варить пельмени.

В общем, всё это большая печаль. Если так будет и дальше, скоро мы, люди, деградируем и отупеем окончательно. С нами перестанут говорить картины, замолчат литературные произведения, а музыка станет лишь импульсом к ритмическим движениям. Внешние эстетические раздражители будут действовать на наше сознание, как условные рефлексы...

Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение. Я не шучу. А то ведь память потеряем совсем. Вечные образы покинут наш человеческий мир навсегда. И как обходиться без них? Как проверить, что у нас внутри там, в глубине, человеческого?
Сличая себя с образами, из которых состоит культура цивилизации, мы получаем возможность обличить в себе слабости, увидеть, где мы удаляемся от правды, в какой точке сходим с истинного пути, и понять причины наших ошибок. С кем мы будем себя сличать? С покемонами, что ли?
Такие дела...

П. Фрагорийский
Из книги «Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника»

P.S.

Опубликовано: 08/07/22, 20:23 | mod 08/07/22, 20:23 | Просмотров: 195 | Комментариев: 13
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (13):   

Да, да и у меня так же как у Оли- старший сын осознанно начал читать хорошую литературу уже после школы, а вот младший - с самого детства читака) И я это всячески поощряла. Книжный шкаф постоянно пополняется прочитанными  книгами. Как в библиотеку к нему хожу)))
Да, тема хорошая и своевременная. Главное - не опоздать. А выправить, скорректировать ещё возможно.
Наталья_Степанова   (09/07/22 18:10)    

Конечно. В 20-30е годы всех успели обучить - а ведь считай с нуля надо было всеобщую грамотность устанавливать в обществе. Думаю, исправить можно)
Фрагорийский   (09/07/22 18:30)    

Со многим согласна. И с тем, что нужно заставлять детей читать наиболее человекообразующие произведения мировой литературы, тоже. Но вот одно мое наблюдение. Младший сын, пока ходил в школу, совершенно не хотел ничего читать. Так и закончил школьное образование, переходя из класса в коридор. Но вот через несколько лет он сам стал покупать книги, слушать их в записи. И, что интересно, это были далеко не книги о покемонах. Человек, если он хочет растить в себе человека, сам приходит к необходимости читать, появляется что-то похожее на интеллектуальный голод.
Спасибо! Интересное эссе. Нужное.
С добром, Ольга
Ольга-Клен   (09/07/22 16:50)    

А это, Оля, ещё работает в них инерция семьи. Всё-таки семья даёт многое, и не сразу человек осознаёт это - но всегда обращается к опыту, данному в семье.
Слава Богу, мы не успели проесть тот фундамент, который был заложен в более благоприятные времена.
А вот то, что происходит в связи с культурой "отмены", это - караул. Это, так сказать, мейнстрим, который затронуть может и семьи. Проесть запас недолго - пара поколений и всё...
Фрагорийский   (09/07/22 16:55)    

Совершенно верно! "Культура" отмены культуры - это фашистское сжигание книг на площадях, только более "цивилизованно", что ли... Ох, как это видно у нас, в наших европах! Караул.
С добром, Ольга
Ольга-Клен   (09/07/22 17:01)    

Вот. Вы меня поняли очень точно!
Фрагорийский   (09/07/22 17:09)    

Вчера тоже над этим рассуждала, немного в другой плоскости. В чём ценность поэзии порассуждала) Хотела пост написать в ВК, но потом отбросила с мыслью: да кому это надо. Вернее не так..кому надо и так это понимают. Зачем ещё раз об известном. Бросила писать. А сегодня у тебя читаю похожие мысли, только у тебя уже эссе, глубже копнул:)
Виктория_Соловьёва   (09/07/22 12:36)    

Я рад, что не один вижу этот бред, который потихоньку начинает отвоевывать у нас пространство здравого смысла)
Фрагорийский   (09/07/22 15:06)    

Здравствуйте, Юрий.

Серьёзная тема...

Посмотрела видео, очень красивое. Стихотворение сильное!

"Зато Кармен, например, повезло больше: о неё помнят..." - "о неЙ".

"Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение" - К сожалению, сейчас большинство школьников даже по спискам обязательной школьной программы ничего не читают. Вряд ли они, когда вырастут, приобщатся к чтению серьёзной литературы. И это очень печально...

Доброго вечера Вам!
Ирина_Архипова   (08/07/22 20:54)    

Ирина, спасибо за внимательное прочтение - ошибку исправлю сейчас)
А что касается школьников...
Я ж говорю: обязанность.
Не только школьников. Взрослые должны подать пример.
Ну и отношение к учителю должно быть другое.
Должно быть так, что - стыдно приходить дураком, не читавшим то что задали.
Так что надо вернуть ЭТО. А книжки тогда сами будут читаться)
Фрагорийский   (08/07/22 21:26)    

Я понимаю, но вопрос в том, как это вернуть?
Ирина_Архипова   (08/07/22 21:29)    

Терпеливо. В России это уже потихоньку готовится. Иначе нам крышка как народу, а в перспективе - как биологическому виду.
Фрагорийский   (08/07/22 21:31)    

Будем надеяться на лучшее.
Ирина_Архипова   (08/07/22 21:35)