Вечный образ — это когда ты можешь сказать «о мире и о себе» устами персонажа, которому несколько веков, а может, и несколько тысяч лет. И не важно, кто он — библейский герой или злодей, действующее лицо какой-нибудь легенды, мифа, книги или исторической эпохи.
В чём секрет того, что мы возвращаемся к ним? Примеряем их на себя, сличаем себя с ними? Эти персонажи сами по себе воплощают некий универсальный сверхсюжет, скрытый сценарий которого мы можем обнаружить в своей жизни, в судьбах наших современников. Жизнь вечного образа имеет внутри себя некие ключевые точки, объединяющие нас с ним. Точки, благодаря которым мы можем поставить перед собой какие-то очень важные вопросы. И попытаться найти ответы. Вечный образ — всегда современный, идёт со временем в ногу. Время над ним не властно — на то он и вечный образ.
Эти персонажи обретают бессмертие благодаря нам, живущим временно, и помещающим их как бы внутрь себя. И пребывают в бессмертии, пока произведение, в котором они родились и живут, смыслы, заложенные в нём, актуальны, то есть востребованы нами, людьми. Как часть важного человеческого цивилизационного кода, благодаря которому мы и образуем все вместе — цивилизацию людей.
Это важно: иначе как мы сможем понять друг друга в информационном поле, которое является нашей культурой?
Вечные образы — область тонких смыслов. Иногда их невозможно пересказать, растолковать до конца, расшифровать, но всегда можно сопоставить с животрепещущими смыслами современности. И получить новую грань бытия в мире, отражённом и в нашем разуме, и в коллективном сознании.
Сегодня, в эпоху «культуры отмены», а по сути — в эпоху отмены культуры, когда насаждается агрессивное невежество в области знаний, вульгаризация и примитивизм в области смыслов, уплощение мышления — вечные образы как будто уходят от нас. Покидают информационное поле.
Причины разные. Люди перестали читать толстые книги, а краткие пересказы содержания литературной классики, которыми переполнены нынче видеоблоги и сетевые справочники, не в состоянии заменить полноценного чтения и переживания тех смыслов, которые заложены в первоисточниках. Многие книги ныне уходят из обихода из-за идеологических запретов, изъятия из образовательных программ, а то и вымарывания из информационного поля даже имён некоторых писателей. Привычка к "короткому" чтению не позволяет усваивать тексты, превосходящие по объёму лимит знаков, умещающихся в сетевых сообщениях - мышление людей становится фрагментарным... Причин не так мало. И все они более-менее объективны.
Иногда сталкиваешься с тем, что люди, казалось бы, ещё успевшие получить более-менее качественное образование — уже не помнят, не понимают смысла, не испытывают потребности диалога с вечными образами — даже в рамках художественного текста, и шире — творчества. Как будто вдруг разучились мыслить объёмно, вместо этого помещая себя в унылую плоскость вялых, дряблых умственных конструкций, где интеллектуального начала становится всё меньше, а чувственная сторона упрощена до уровня «приятных ощущений». Как будто людей отключили от системы жизнеобеспечения, и они ещё продолжают трепыхаться по инерции... Фильм ужасов.
Когда видишь это, кажется, мировая культура ветшает на глазах, как руины полуразрушенных античных сооружений. А на смену ей приходит весёленький такой позитив, суррогат, похожий на разноцветную жвачку в разукрашенных фантиках. «Рафаэль», «Микеланджело», «Донателло», «Данте» статистически сегодня больше известны больше как ниндзя-черепашки из дурацкого мультика или персонажи компьютерных игр. Зато Кармен, например, повезло больше: о ней, по крайней мере, помнят, автоматически проецируя её литературную судьбу на массовый образ любви как таковой. Без вариантов! Любовь по-другому, вне губительных страстей и эйфории, уже и не воспринимается как любовь. Скукотища же...
Странная штука человеческая память: человек помнит лучше то, что связано с болью, с грехом, с жестокостью, с пороком. То же и в социуме: человеческие сообщества лучше помнят то, что с ними происходило плохого. И даже то, чего с ними не происходило никогда — а так, нынешние «переделыватели истории» придумали. А хорошее не помнят. Зло имеет длинную память, добро — короткую. Просто — наблюдение.
Не удивлюсь если завтра люди не смогут читать ни Достоевского, ни Борхеса, ни Павича, ни Бродского, и будут в состоянии воспринимать только чувствительные куплеты, комиксы и инструкции по варке пельменей. Чтоб не забыть, как варить пельмени.
В общем, всё это большая печаль. Если так будет и дальше, скоро мы, люди, деградируем и отупеем окончательно. С нами перестанут говорить картины, замолчат литературные произведения, а музыка станет лишь импульсом к ритмическим движениям. Внешние эстетические раздражители будут действовать на наше сознание, как условные рефлексы...
Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение. Я не шучу. А то ведь память потеряем совсем. Вечные образы покинут наш человеческий мир навсегда. И как обходиться без них? Как проверить, что у нас внутри там, в глубине, человеческого? Сличая себя с образами, из которых состоит культура цивилизации, мы получаем возможность обличить в себе слабости, увидеть, где мы удаляемся от правды, в какой точке сходим с истинного пути, и понять причины наших ошибок. С кем мы будем себя сличать? С покемонами, что ли? Такие дела...
П. Фрагорийский Из книги «Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника»
И тут одна сетевая литераторша сморозила: так у Куприна Суламифь же была, при чём тут какая-то Суламита? И вообще она была «нежным большеглазым созданием», девочкой-подростком… Такой я её, мол, запомнила. А это кто? Узкоглазая какая-то. Казахи какие-то… Я, говорит, не призываю оголённую грудь показывать в видео, но при чём тут это всё — ну кроме виноградников, это я ещё понимаю. В довесок эстетически переразвитая дама изрекла многозначительную фразу:
В общем, художественная ценность «стиха и кина» — у стихотворения Б.Бергина никакая, если исходить из глубин личного «эмоционального, чувственного и духовного восприятия» этой отдельно взятой ценительницы прекрасного. Прекрасного — в её понимании. Поскольку объективных критериев оценки художественных произведений, по её убеждению — просто не существует.
Судя по диалогу, ветхозаветную книгу о Суламифь она не читала никогда. А зачем? Ведь «духовное восприятие не подчиняется правилам и рассуждениям», не нуждается в каких-то там знаниях, первоисточниках. Иногда и книжку незачем читать, достаточно кино посмотреть.
То есть, оказывается, такого рода «духовного восприятия» для оценки художественного произведения должно хватать с головой, причём оно, это загадочное «духовное восприятие», согласно словам эстетствующей дамы, у каждого — своё. Вот так… Как в палате душевнобольных: у каждого «свой отдельный духовный мир». Но каждый — пытается «рулить Вселенной, пока не видят санитары».
В процессе диалога очень хотелось посоветовать ей в качестве «духовной пищи» употребить глянцевые журналы сорта «гламур». Там, где рекламируются куклы Барби и «большеглазые нежные создания».
Но ответил, что стихотворение связано с библейским первоисточником — Песнью Песней Соломона, а не с повестью Куприна. Что Суламита (популярное цыганское, армянское и шире — древнее восточное имя) и Суламифь — это одно и то же. Что в фильме не казахи, а современные цыгане, и девушка просто похожа на метиску… Да и какая разница — все мы на этой войне индейцы. И стихи, и фильм — не краткое изложение содержания повести Куприна, и не описание внешнего облика и «большеглазого нежного создания» а совсем о другом.
Не помогло… Увы.
Но дело же не в отдельной даме. Дело в том, что мы теряем способность воспринимать универсальные культурные смыслы. Теряем код-доступ к культуре как таковой. Дело в тенденции. В тенденции, которая грозит стать всеобщей…
Да, да и у меня так же как у Оли- старший сын осознанно начал читать хорошую литературу уже после школы, а вот младший - с самого детства читака) И я это всячески поощряла. Книжный шкаф постоянно пополняется прочитанными книгами. Как в библиотеку к нему хожу))) Да, тема хорошая и своевременная. Главное - не опоздать. А выправить, скорректировать ещё возможно.
Со многим согласна. И с тем, что нужно заставлять детей читать наиболее человекообразующие произведения мировой литературы, тоже. Но вот одно мое наблюдение. Младший сын, пока ходил в школу, совершенно не хотел ничего читать. Так и закончил школьное образование, переходя из класса в коридор. Но вот через несколько лет он сам стал покупать книги, слушать их в записи. И, что интересно, это были далеко не книги о покемонах. Человек, если он хочет растить в себе человека, сам приходит к необходимости читать, появляется что-то похожее на интеллектуальный голод. Спасибо! Интересное эссе. Нужное. С добром, Ольга
А это, Оля, ещё работает в них инерция семьи. Всё-таки семья даёт многое, и не сразу человек осознаёт это - но всегда обращается к опыту, данному в семье. Слава Богу, мы не успели проесть тот фундамент, который был заложен в более благоприятные времена. А вот то, что происходит в связи с культурой "отмены", это - караул. Это, так сказать, мейнстрим, который затронуть может и семьи. Проесть запас недолго - пара поколений и всё...
Совершенно верно! "Культура" отмены культуры - это фашистское сжигание книг на площадях, только более "цивилизованно", что ли... Ох, как это видно у нас, в наших европах! Караул. С добром, Ольга
Вчера тоже над этим рассуждала, немного в другой плоскости. В чём ценность поэзии порассуждала) Хотела пост написать в ВК, но потом отбросила с мыслью: да кому это надо. Вернее не так..кому надо и так это понимают. Зачем ещё раз об известном. Бросила писать. А сегодня у тебя читаю похожие мысли, только у тебя уже эссе, глубже копнул:)
Посмотрела видео, очень красивое. Стихотворение сильное!
"Зато Кармен, например, повезло больше: о неё помнят..." - "о неЙ".
"Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение" - К сожалению, сейчас большинство школьников даже по спискам обязательной школьной программы ничего не читают. Вряд ли они, когда вырастут, приобщатся к чтению серьёзной литературы. И это очень печально...
Ирина, спасибо за внимательное прочтение - ошибку исправлю сейчас) А что касается школьников... Я ж говорю: обязанность. Не только школьников. Взрослые должны подать пример. Ну и отношение к учителю должно быть другое. Должно быть так, что - стыдно приходить дураком, не читавшим то что задали. Так что надо вернуть ЭТО. А книжки тогда сами будут читаться)
Да, тема хорошая и своевременная. Главное - не опоздать. А выправить, скорректировать ещё возможно.
Спасибо! Интересное эссе. Нужное.
С добром, Ольга
Слава Богу, мы не успели проесть тот фундамент, который был заложен в более благоприятные времена.
А вот то, что происходит в связи с культурой "отмены", это - караул. Это, так сказать, мейнстрим, который затронуть может и семьи. Проесть запас недолго - пара поколений и всё...
С добром, Ольга
Серьёзная тема...
Посмотрела видео, очень красивое. Стихотворение сильное!
"Зато Кармен, например, повезло больше: о неё помнят..." - "о неЙ".
"Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение" - К сожалению, сейчас большинство школьников даже по спискам обязательной школьной программы ничего не читают. Вряд ли они, когда вырастут, приобщатся к чтению серьёзной литературы. И это очень печально...
Доброго вечера Вам!
А что касается школьников...
Я ж говорю: обязанность.
Не только школьников. Взрослые должны подать пример.
Ну и отношение к учителю должно быть другое.
Должно быть так, что - стыдно приходить дураком, не читавшим то что задали.
Так что надо вернуть ЭТО. А книжки тогда сами будут читаться)