«Как начинается сознательная жизнь? Эстонская ясельная группа друг за другом, держась за веревочку, вышагивает по тропинке раквереского парка на вершину горы. Наверху, перед узким просветом между кустарниками, я отстаю, оглядываюсь и замираю. Это становится первым осознанным моментом, который сопровождает меня всю жизнь. Помню восторг, остановивший дыхание, и счастье, заполнившее сердце: уходили вдаль синие заросли, растворяясь в голубом воздухе; струились снопы света, оставляя солнечные лужайки между вековыми деревьями. Время застыло, и я вместе с ним». Вероятно, в этот момент родился художник. Рассказ
«Солнечные лужайки прошлого» запомнился с давнего прочтения именно первым эпизодом. У Миланы Секоненко - описательный дар, явное продолжение художественного таланта. Размышляю об этом, листая ее новую книгу
«Каждый день я просыпаюсь…» На обложках – картины автора
«Ангел с яблоками» (фрагмент) и
«К 100-летию «Черного квадрата» (портрет Олега Секоненко), даже в обложки хочется всматриваться, медитируя…
Книгу открывает один из моих любимых рассказов –
«День плетения из солнечных лучей». В нем таланты художника и писателя Миланы Секоненко проявились столь мощно, что родился маленький шедевр.
«…стали аккуратно разбирать прядки солнца, к тому времени обессилевшего настолько, что оно уже не могло удержать и отпустило их от себя.
Сначала нужно было разделить солнечную пряжу на части – каждому поровну. Потом гребенками с редкими зубьями расчесать, после чего разделить на пряди и начать плести золотистые косы». Иллюстрация к рассказу "День плетения солнечных лучей" Готовый сюжет для мультфильма, исполненного волшебства и завораживающей музыки. Запускаю эту мысль в космос – пусть сбудется!
Книга разбита на разделы, но мне их названия поначалу не запомнились (к этому я еще вернусь), кроме раздела
«Автобиографическое». А вот рассказы - я все читала на сайте – узнавались, конечно. Но читать книгу – это совсем другие ощущения: домашнего уюта, задушевного разговора… Надеюсь, что мы не потеряем это счастье – книги – в эпоху интернета. Автобиографические рассказы Миланы написаны таким искренним доверительным языком, что вспоминается свое, словно вместе с автором перелистываешь время назад. Мне вспомнилось, как дед с бабушкой строили дом, к ним приехали все дети и внуки (мал мала меньше), ночевали в сараях и бане. И да, нам было интересно наблюдать рождение дома! Рассказ Миланы
(Мыш, Мишка и Лисичка), собственно, не о строительстве - о мыше, который пытался вселиться в новое жилище вместе с семейством. Автор рассказывает об этом необычном госте… и вдруг превращает повествование в сказку:
«Иногда я думаю: это мог быть домовенок, которого мы не поняли и прогнали».
Дачные истории Миланы написаны с особенной интонацией веселого любознательного детства. Лесные птицы прилетают к кормушке. В гости приходят собаки и лисички. На лесном озере множество ужей и лягушек. Божьи коровки – тоже предмет для пристального изучения... Читателю приходится признать, что поэты и художники – те же дети, этим и интересны! С каким азартом наш автор ищет пути к сердцу забредшей в гости лисы (через желудок, конечно!), чтобы подружиться с ней и сфотографировать! Снимки этой рыжей красотки есть на сайте, очень удачные!
«Каждый день я просыпаюсь» - особенный рассказ, я о нем писала (да-да, все старые знакомцы!) В заголовке рассказа, давшего имя книге, кажется, заложен основной закон жизни – принятие. От него, как лучи, идут названия разделов:
«С улыбкой по жизни», «Просто жить – счастье»… "Жизнь удалась" Всего шесть разделов, в каждом – жизнь. Буквально – в каждом есть слово «жизнь». Это - запоминается. Где черпать силы, чтобы жить эту жизнь? К жизни пробуждает искусство:
«Ледяной замок сердца треснул. Мим, похоже, владел ключом для отпирания одеревеневшей души. Отойдя в сторону, женщина с восторгом потрогала оказавшиеся поблизости шары, как ребенок, подбрасывала охапки снега и украдкой положила щепотку бумажных лоскутков в сумочку» (Снежное шоу). А память детства – может пробудить друга из комы
(Воскресный звонок).
Автор не сомневается, что игрушки – живые, и жизнь их во многом похожа на нашу. Любопытно, что повествование сказки
«Семья» настолько плавно перетекает от игрушек к людям, что поневоле ежишься от мысли: кому же грозит опасными приключениями морской удильщик, отчасти схожий с чертом из андерсеновского «Оловянного солдатика»?
А как же
«Мост – обыкновенный, как жизнь»? Он беседует с облаками, ветром, рекой и своим приятелем, старым кленом. Ему есть, что порассказать!
«Дни тут мелькают так же быстро, как проносятся надо мной птицы. Из года в год по мне пробегают, проходят, прошаркивают тысячи ног. Топают ножки малышей, цокают каблучки дам, постукивают палки стариков. Я провожаю взглядом каждого идущего, сужу о настроении и самочувствии людей даже по их походкам».
И кто знает, как продлится наша жизнь – после жизни?
«Смотритель маяка», например, уверен, что в следующей жизни обязательно будет морем:
«Пройдут сотни лет, и самого маяка не станет. Пройдут тысячи, и острова исчезнут. А я буду жить, ощущать себя морем, встречать и провожать солнце… И петь: мо-ре, мо-ре…» Когда читала о том, как герой этого рассказа ребенком увидел море (
«Я все стоял и просто смотрел…»), вспомнила малышку из «Солнечных лужаек прошлого»...
И мост – все стоял и смотрел… А потом вместе с автором рассказал нам историю про божьих коровок
«Дружба. Красное и черное». У них тоже все как у людей… Сначала дружили, потом раздружились. Предательство – стало нормой жизни. А может, не было его – предательства? Просто ветер подул и отнес твоих друзей неизвестно куда. Ничего постоянного – нет… А что же подружка, которую бросили?
«Погоревала красная божья коровка, потом подружилась с оранжевой. Они даже вместе зимовать под кору прятались». А память сердца – осталась.
Рассказы, собранные в книге, очень разные по сюжетам и настроению, объединяет авторское обаяние. Если писателю любопытны люди, то вибрации его души достигают сердце читателя – и тот обязательно выберет его книгу снова и снова…
«
На складе томились залежи новинок. Сотнями тысяч глоток взывали несчастные к единственному покупателю, переходившему в книжном магазине из зала в зал, от стеллажа к стеллажу:
- Выбери меня!» (Выбери меня) Книгу Милана посвятила дочке Василине.
http://litgalaktika2.ru/vizil/vizil.php?idmat=111 "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок" (с) Авторская фотография Миланы Секоненко
Поздравляю автора с книгой!
И благодарю автора эссе за такое уютное эссе!
Милана
Поздравляю с выходом настоящей (бумажной) книги! Это так здорово! И, главное, это навсегда! Её смогут почитать и твои внуки, и правнуки, и даже пра-правнуки и, наверняка, будут гордиться своей бабушкой-прабабушкой.
Очень рада за тебя и, как говорится, дай бог не последняя!
Верю в тебя: будет ещё много твоих книг, и ими будут зачитываться не только знающие тебя друзья, но и все обыкновенные читатели. Твои произведения того стоят!
И огромное спасибо Наташе Сафроновой за такое яркое эссе!
Ещё раз поздравляю!
Да, Наташа, удивительная эссеистка!
Хотелось бы и мне написать о ней, но, пока не нахожу в себе необходимого таланта, а написать неважно – зачем, правда?
Первую книжку (сказку Дождик) муж куда-то дел, не найти (остальные экз раздарены):)) подозреваю, что не читал:) хватит с него того, что прозу на нём "отрабатываю", слушать заставляю и реакции жду:)
Зато эту у изголовья держит (а всё потому, что на обложке его портрет)
А ещё рада, что на нашем сайте есть Наташа, которая видит и чувствует человека, как никто другой. Видит, любит и понимает... А что может быть лучше этого? Спасибо тебе, Наташа! Чудесное эссе об удивительном авторе, художнике и человеке.
Мы здесь все на сайте творческие люди, все удивительные:)
А Наташа – одна из немногих удивительно щедрых
Да уж, Наташа ничего не скроет:)
А нынче, к сожалению, книги не пахнут, во всяком случае, ни типографской краской, ни даже типографией... понюхала:)
Как же это здорово — книжка, пахнущая бумагой и типографской краской!
Очень рада за тебя! Многих-многих читателей твоей книге!
Наташа, спасибо за такую прекрасную новость!))
Ещё не вчитывался внимательно в текст Наташи, но знаю, что она замечательно написала обо всём, у неё просто дар на это.
Дай Бог тебе радости!
Да, Наташа пишет так эссе, что мне читать всегда радостно, даже если написано не обо мне:)))
Тебе тоже радости!
Наташа, ты довела меня до слёз.
Я понимала, что ты готовишь сюрприз (после того, как я прислала книжку), точнее, готовишь очередной подарок, и стала осторожно, сдержанно и внимательно знакомиться с текстом эссе; читала, читала, а в конце заплакала... наверное, ты в меня попала, и точно в цель:)
Не знаю, что бОльше смогу написать о своём впечатлении. Тебя заслуженно похвалить за замечательное эссе о книжке?:) Всё-таки решусь. Здорово ты выбрала цитаты, удачно, прицельно. И тепло, солнечно сочинила весь текст. Боюсь скатиться в сентиментальность, которой редко позволяю показаться наружу (страшно даже восклицательные знаки ставить, особенно, тут), но, Наташа, я, конечно же, очень благодарна и счастлива. Думаю, каждый был бы рад на моём месте.
Только мне захотелось везде слово писатель заменить на автор. Подумай.
Я благодарна судьбе за последние два-три года, которая вдруг подарила мне ещё один вкус в жизни (вкус к писательству, прозе, как бы высокопарно и банально это не выглядело здесь сейчас), благодарна нашему Лису, Ирине, Вике, Насте, Денису, (эх, и Алекеру, конечно), ...Наташе (Имум), всей нашей замечательной литгалактической команде-семье, а также каждому автору, с которым была хотя бы в мимолётной переписке в комментариях, и – благодарна тебе, Наташа, такому отзывчивому, тонкому человеку с горячим сердцем.
Это особый талант души: обладая ярким писательским даром, посвящать своё драгоценное немалое время чужому труду. Спасибо.
Отличное эссе! Спасибо большое!
Здравствуйте, Милана.
Поздравляю с выходом книги!
Вдохновения Вам!)
Наташа, ты всегда находишь нужные слова для человека, вот и сейчас читаю про рассказы Миланы и радуюсь, что у этого автора есть такой внимательный читатель)))
Картины рассматривать и вправду можно долго, они притягивают внимание)
Отделила:))