Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Главный вопрос. О литературном герое   (Фрагорийский)  


Главный вопрос
О совести и русской литературе
....................................#Русская_литература
.....................................................#ТриумфРемесленника


Из комментария
/усмехаясь/
Ну и как, много ли героев которым хотелось бы подражать выродили эти душевные и великодушные "русские писатели"? - hungry_ewok

Вообще, если разобраться, русская литература — она о совести прежде всего. Даже там, где описывается бессовестный человек — всегда была попытка разобраться: почему человек отступил от совести — временно или вообще её потерял? Как работает этот грех в судьбе человека? Ведь в момент отступления от совести всегда происходит некий греховный помысел или поступок.

В классической русской литературе, и в лучших образцах русской литературы прошлого и настоящего отступничество от совести всегда — проблема, поставленный ребром главный вопрос. Отсюда много возникающих по ходу размышлений над литературным сюжетом вопросов: почему человек этого не заметил, например? Или почему он сознательно отступил от нравственности и совершил нечто безнравственное? И к чему это привело? Так же обстоит дело и с подвигом. Что руководило человеком, когда он без колебаний или с колебаниями — совершил некий поступок, подвиг, связанный с самопожертвованием, в том числе. Каким был этот человек, или каким человеком является? Каков его характер, что им движет? Если такие вопросы не возникают по ходу чтения — скорее всего, перед нами пустышка, или просто недоработанный сюжет.

Осознание сюжета и шире — содержания литературного произведения — это, прежде всего, постижение связи между причинами и следствиями. Если, конечно, речь не идет о лёгких зарисовках — пейзажных, например. Литературный герой — это всегда судьба, жизнь. Реальность, даже если она отражена сквозь призму фантастического, мистического или бытового сюжета.

Плохо то, что к совести, к стыду, к нравственности нас несколько десятилетий насильно приучали относиться «усмехаясь», с эдакой ухмылочкой. Согласитесь, пошло это — говорить на белое, что оно чёрное.
Но выбор человека — святое право, дарованное Создателем. Мы сами выбираем, быть свиньёй по отношению к собственной культуре — или относиться к культуре по-человечески, и не только к своей.

По-человечески — это значит с попыткой понять, с рефлексией, с позиций совести. Со-вести, как соответствию Заповедям. В понятие совести Заповеди и ветхозаветные, и евангельские, вшиты намертво. Даже если человек полагает себя не верующим. Наша цивилизация — это плод тех истин, которые содержатся в Писании. Хотите — называйте это «библейским проектом». Хотите — Откровением Господа. Это не меняет ничего по сути дела.
И кризис нашей цивилизации - это плод греха, нашего отступничества от совести, это результат искажений истины, которые мы допустили в стремлении сделать истину удобнее для себя, приспособить для наших грехов и похотей. Результат подмены истины - своей отсебятиной, благодаря чему у нас зло и добро поменялись местами.

Когда речь идет о создании литературного героя, и тем более — положительного литературного героя, речь идёт не о примитивном подражании «образцу» — типа «делай как я». Мы ж не на площади скачем, и не разучиваем танцевальные фигуры, когда книгу читаем?

Речь о соотнесении себя с системой ценностей, с совестью. И положительный герой — это герой с совестью. Даже Раскольников из романа Достоевского с этой точки зрения — раскаявшийся грешник. Преступник, да. Злодей. Но преступник, которого жизнь обязала к искуплению страшного греха, и которого совесть изменила в конце концов - трансформировала и исправила. И читатель выносит из романа главное: огромное, фундаментально доказанное, художественное, то есть обладающее мощнейшим воздействием на сознание, обоснование заповеди «Не убий».

#литература #совесть #мысли

П. Фрагорийский
из кн. Триумф ремесленника. Культурный код
Опубликовано: 19/08/22, 22:44 | mod 19/08/22, 22:44 | Просмотров: 230 | Комментариев: 12
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (12):   

Хорошо, что Вы это сказали.
Мне только не нравится "нас приучали", хотя, может, это и правда. Но в этом сквозит некое "они", гады, и "мы" - белые, пушистые, безвинно пострадавшие. А всё сложнее.
Спасибо за статью, мне было очень важно это прочитать.
Юлия_Лавданская   (23/08/22 07:38)    

Нас всех к этому приучали. Именно приучали - через СМИ, перекошенное образование,  и т.д. И это не спонтанный, а расчётливый и антигуманный процесс. И да - именно "они". Те, кто предавал и ненавидел русскую культуру, Достоевского и т.д. Их имена известны - они есть у меня в некоторых статьях. Называть не хочу - не хочется бесов даже поминать. 
Другое дело что не всех приучили, слава Богу. У кого-то был запас прочности в образовании, и еще запас совести, привитой в семьях - этого евангельского чуда, которого лишены многие народы.  Ещё лишены - или уже лишены.
На Литсети интересная дискуссия по этому поводу разгореллась. Правда там тема вразнос ушла, вширь, так сказать, в оффтопы. Но тем не менее интересно, эмоционально, и с позитивным результатом) Думаю, для многих некоторые обиходные понятия оказались ранее неизвестными, и смею надеяться - полезными.
Фрагорийский   (23/08/22 21:27)    

Юля, насчет "белые и пушистые". Я этого не говорил нигде. Не сравнивал никого ни с кем. Просто природу, генезис так сказать, показал. Главную фишку (у разных народов разные фишки, у нас вот такая).
А то что мы сами ценности свои позволили так истоптать, да и сами вытаптывали... Это тоже не секрет. Из-за этого  гибнут цивилизации, когда сами растлеваясь обесценивают собственные ценности. Это, к сожалению, происходило не раз. И не только в русской культуре. Многие народы попадались в эту ловушку. И исчезали потом.
Фрагорийский   (24/08/22 05:07)    

Вы не говорили, но мне это прозвучало во фразе "нас приучали". "Они" - это ведь тоже мы, вот что надо понимать. От того, что сделал "он", кого не хочется называть, страдаем мы, конкретно и мы с Вами. И наоборот, если Вы или я, или еще кто-то н е б у д е т так делать, а сделает противоположное - будет лучше всем, в т. ч. и "ему". Такая вот связь между людьми.
Юлия_Лавданская   (24/08/22 13:38)    

Они - это сценаристы, исполнители процессов, создатели всех этих долгоиграющих проектов. Нелюди они. А мы - люди. Да, мы доверчивы, глупы, злы часто, любим сладкое, падки на различные приятные штуки, грешки. Но мы люди. А они - нелюди. У меня нет иллюзий насчет этого уже. Люди на такие бесчеловечные выдумки не способны. А вот научить бесчеловечным поступкам - да. Можно. И расчеловечивать постепенно. Человек без стержня податлив...
Процесс оболванивания - контролируемая штука. Большие деньги вкладывали в это.

Бороться бессмысленно на территории нелюдей. Вы правы - надо противостоять и делать то, что положено делать человеку. Не ввязываясь в бесполезные споры. Хоть и большие искушения, да.
Фрагорийский   (25/08/22 08:40)    

Каждый читатель всегда ставит себя на место литературного героя, принимая на себя его боль, радость его грехи и его раскаяние. И конечно же писатель, это ловец человеческих душ, а гениальный писатель ещё и их врачеватель. Нет ничего серьёзней «базовой» установки человечества о том, что совесть есть моральная основа человечности. Поэтому нашему поколению так горько наблюдать, как попираются и страшно изменяются моральные нормы. Но мне кажется, что всё-таки в каждом человеке есть понимание этого, просто некоторые ещё при жизни готовы обречь себя на страшные муки борьбы с собственной совестью.
Галахад   (21/08/22 19:05)    

Бороться с совестью? Зачем? Гораздо логичнее поступать согласно ей, пользоваться её подсказками. Чтобы исправлять жизненные ошибки, или хотя бы осознавать их - для покаяния.
Фрагорийский   (21/08/22 19:57)    

Замечательный комментарий, много пищи для размышлений.
Фрагорийский   (21/08/22 19:57)    

Ваше эссе, Юрий даёт возможность задуматься над вопросами, которые очевидны только на первый взгляд. Спасибо Вам!
Галахад   (21/08/22 20:31)    

Да. Я сам удивился. Когда задумался что такое совесть. И знал раньше что это внутреннее согласие с евангельской вестью. И что вне Евангелических истин нашей цивилизации, считай, нет. Всё - от нравственных установок в воспитании, от Конституций и всяких "кодексов строителей" до законодательной базы - всё было построено на Заповедях. Хотя иногда и отрицался автор этих заповедей. Но вне Бога все это пришло в такие кошмарные искажения, что всё стало очевидным.
А некоторые люди полагают до сих пор, что порядочность  и нравственность (совесть) - это одно и то же. Мол, и племена каннибалов прям битком набиты совестливыми порядочными людьми.
И так думают очень умные люди. Наверное, потому что просто не задумываются над природой вещей, над источниками, и что будет если их замутить.
Фрагорийский   (24/08/22 05:01)    

Замечательное   эссе! Полезное во всех отношениях.
Виктор_Казимиров   (20/08/22 10:37)    

Большое спасибо! Рад пониманию.
Фрагорийский   (20/08/22 13:25)