У меня в руках «Пташечка». Приютилась она за стеклянной дверцей книжного шкафа ещё в середине лета.
Книга изящных пропорций, удлинённого формата, с чёрно-белой иллюстрацией на обложке (художник Марина Шляпина). Издана в Тольятти в 2018, отпечатана в Димитровградской типографии на улице с замечательным названием: Юнг Северного флота. Редактор книги Владимир Мисюк – прекрасный поэт.
В «Пташечке» Наташи Сафроновой собраны 75 стихотворений. Одни из них занимают целую страницу, другие – стихи в четыре строфы; есть и крохи в восемь строк.
Интересно выглядит страница содержания с набранными названиями стихотворений прописными и строчными буквами одной графемы. Прописные – это стихи, имеющие названия. Строчные – первые строчки стихотворений. Всё вместе смотрится привлекательно и логично.
С того момента, как я с трепетным волнением открывала посылку, вынимала книги Наташи и её коллег, тольяттинских писателей и поэтов, и до последней недели, конечно, не раз возвращалась к текстам.
Наташа прислала вместе со своими книгами прозу Андрея Минева, Ивана Егорова, Татьяны Смирновой (Гоголевич) и поэзию Бориса Скотневского, Владимира Мисюка и Любови Бессоновой. Что-то я прочитала, что-то ещё не успела, к сожалению.
Многое из Наташиного литературного творчества (проза, пьесы, сказки, стихи) я читала на сайте Литгалактики, но значительную часть прочла первый раз в печатном виде. Надо будет вернуться к текстам и оставить отклики.
Сейчас же я поведу речь о стихотворном творчестве.
За почти два года на Литгалактике у меня были и дебюты.
Проба собственного пера состоялась давно, лет двадцать пять назад, а вот «проба голоса» – только благодаря сайту.
Сначала из любопытства решила испытать себя в новом деле, а потом ушла с головой, точнее, с «ушами».
С горем пополам освоила самую обычную программу для редактирования аудио; пыталась найти лучшее место для доморощенного озвучивания: и дома, и на даче, и на работе. Микрофон у меня телефонный, огрехи декламаций часто слышны (наушники-то как раз чувствительные, прекрасно воспроизводят отдельные инструменты, дают объёмную звуковую картину – люблю хорошее звучание музыки). Особенности неправильного произношения то одного, то другого слова слышу, но исправлять, перезаписывать – где же время найти...
Так я пришла к новому делу, казавшемуся ранее излишним украшательством: попытаться скрасить декламацию музыкальным рядом.
Однажды пришёл знаменательный день. Меня нашёл автор. Знаете, любой мало-мальски трудолюбивый кустарь-самоучка мечтает о признании своего труда. Если труд связан с голосом (а голос человека, наверное, не менее уникален, чем отпечатки пальцев), значит, любителю захочется в конце концов услышать профессиональную оценку. Или, за неимением таковой, более продвинутых товарищей по микрофону.
Необычайно важен отклик и самих авторов текстов. Что же, мы – декламаторы – только для ведущих конкурсов и для себя стараемся?!
Если бы я не получила такие удивительные отклики на свои домашние декламационные экзерсисы, стимулирующие на дальнейшее, то… этого эссе точно бы не было.
Итак, Наташа. Наталья Сафронова. Написала, и теперь не знаю, как начать петь дифирамбы этому замечательному человеку, прекрасному прозаику, драматургу, тонкому поэту... А ещё – искренне благодарному слушателю моих мелодекламационных опусов. Если бы только моих: она, кажется, рада и счастлива слышать всех на Литгалактике. И неважно, озвучивают ли стихи и прозу её собственную или других авторов. Удивительная щедрость. И, к слову, касается она не только добрых поощрений в удачных озвучиваниях, но также и прозы, и поэзии, и фотографий на сайте.
Получая с каждой своей озвучкой новую порцию волшебства от Наташи (а как это иначе можно назвать, ну разве что – чудом), естественно, я хотела повторять и повторять ощущение полного приятия другим того, что у меня, ещё совсем неумехи, получается. Ведь я не волшебник, как говорится, а только пытаюсь учиться. И голос обыкновенный, и музыку, какая придётся, ставлю. Главное, чтобы в данный момент казалось самой-самой подходящей. Но потом уже и не представляешь другую.
Удивительная метаморфоза происходит с восприятием текста. Читаешь: вроде всё просто, понятны мысли, знакомы образы. Начинаешь начитывать, и тут же открываются новые смыслы. Потом добавляешь музыку и снова не узнаёшь. Озвучка становится камернее, как будто это Наташа сама говорит со мной.
И вот мне уже мало начитывать по одному стихотворению. Хочется делать композицию из нескольких, чтобы дольше не прерывалось ощущение единения с полюбившимся автором.
Так и стала «Пташечка» со мной ездить то в метро, то в электричке, то гостить на даче за письменным столом, а то и за компьютерным на работе.
Я почти не выбирала тексты, идя от первой страницы к последней, по пути любуясь пёрышками стихов. Стихи сами слетали ко мне.
Надеюсь, читатели извинят за излишние красивости в этом тексте.
Возможно, со временем я что-то подправлю здесь, поменяю или дополню. Но пока так: с благодарным сердцем пишу и ставлю многоточие...
24 декабря 2022 Пташечка (из сборника стихов Натальи Сафроновой) (часть1)
Пташечка (из сборника стихов Натальи Сафроновой) (часть2)
Пташечка (из сборника стихов Натальи Сафроновой) (часть3)
А стихи Наташи, да, приятно читать вслух:) и молча тоже:)
Наташа и Милана, вы удивительные!)
Удивительная книжка у Наташи.
Ее стихи как будто птицы в стае. И могут меняться местами, и также останутся слаженным ансамблем – легко будут читаться и звучать.
Приятное ощущение. Соглашусь с тобой.
Хотя мне от вашей гармонии (как мне слышится и видится), в особенности, Наташиной, очень далеко.
Но я стараюсь:)
И про Наташу всё правильно сказала - она для всех нас на сайте родным человеком стала, даже не верится, что мы с ней знакомы всего два года - не представляю Литгалактику без неё.)
Сил и радости тебе!
Спасибо за добрые слова о Наташе и такой чудесный подарок.)
Да, ты хорошо почувствовала: слова как музыка.
Волшебство:)
Спасибо тебе!!! Спасибо всем друзьям и Литгалактике - самой лучше на свете:)
Достаточно трёх:)
Да, спасибо Литгалактике!
Знаешь, даже после прочтения сложно отвечать тебе. Хотела еще после "Фриды" подробно рассказать, но то ли закружилась, то ли не решилась, все сразу, наверное. Не собралась с мыслями. Это странно, наверное, читать, а всем остальным будет даже и непонятно. Но в постановке "Фриды" есть и твоя заслуга - немалая. Твой подарок девочкам - книгу "Кисти для Фриды" - я забрала из театра через несколько дней после премьеры. Она вдохновляла театр. Большая, очень красивая. Красочная. Но мне кажется, не только поэтому. Твоя добрая энергия вдохновляла. Твое желание (кажется, не меньшее, чем у всего театра), чтобы постановка состоялась - вдохновляло.
И во всем ты такая. Волшебница.
Когда получила сообщение о новом произведении от тебя, подумала: разве я тебе говорила, как называется наша новогодняя сказка? Она называется "Волшебное перышко". Только ты могла угадать. Это даже кажется естественным для тебя. Сегодня (вернее, уже вчера) у нас еще одна премьера.
На самом деле, я не драматург, конечно. Это все под руководством режиссера. И есть еще такой болезненный штрих: сначала пишешь-пишешь-пишешь. Потом сокращаешь-сокращаешь-сокращаешь... Порой кажется, лучшие куски текста выкидываются. Но все равно интересно.
Про то - как увлекательна декламация - мне понятно. Я ведь попробовала. Пока только слегка прикоснулась.
Спасибо тебе. За декламации, иллюстрации. Добрые слова. Всемерную поддержку.
Сначала эссе называлось "Лёгкое пёрышко..."
Ну, "лёгкое перо" устоявшееся словосочетание. "Пёрышко" твой рассказ.
Вот и соединилось.
А потом увидела афишу новогоднего спектакля. И поняла, что ошиблась, и пёрышко стало волшебным.
Послушаешь, когда досуг будет. Я потерплю услышать мнение.
Верю, что будет положительным:)
И Лису спасибо, помог, по моей просьбе послушал предварительно:)
Ты слышишь шуршание крыльев за спиной, потому что они у тебя есть.
А у меня только перьевая ручка для рисования тушью.
Про Фриду – спасибо, но ты в сто раз преувеличиваешь.
Хотя, когда ты говорила, что книгу режиссер не отдает пока и держит у себя для вдохновения всей труппы, мне было приятно и гордо:)
Мне легко было выбирать: как-то сразу понимала, читается ли в этот раз вслух.
Извини, там много шумов, огрехов, которые не убрать.
Есть мысль переозвучить летом (оставив музыку, как есть) в спокойной обстановке, не нагоняя результат. Сейчас было мало времени и не слишком хорошие условия.
Тебе удалось посмотреть фильм Крылья?
Фильм - да, посмотрела. Это чудо. Спасибо тебе.