Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Пульс жизни или признание в любви к слову   (Для_анонимов)  
Жанр: Эссе
Тема 2: Слово – как речевая единица. Как слово наше отзовётся.

В начале была нота, и только после звучала музыка. В начале был взмах кисти, и только потом – картина. Из ноты могло родиться Адажио Альбинони, а могла выплеснуться какофония музыкального хаоса Аарона Фанка. Краска на холсте – это и “Джоконда” Леонардо да Винчи, и “Чёрный квадрат” Казимира Малевича.

В начале было… Нет, не слово. В начале была мысль. Это она должна быть путеводной звездой и для ноты, и для взмаха кисти, и для слова. А “всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно”. Так высоко оценил слово наше всё Лев Николаевич Толстой. В его эпоху прежде чем произнести слово, необходимо было уметь использовать то серое вещество, подаренное каждому при рождении, которое находится в черепной коробке (это я уточняю для тех, кто путает спинной мозг с головным). В наши дни серое вещество часто остаётся невостребованным у части интеллигенции. Некоторые научились им пользоваться, некоторые не стали заморачиваться мыследеятельностью, решив, что если даже в Библии “в начале было слово”, то и ему сам бог велел мыслями-то не растекаться.

Одна проблема: каждому хочется оставить свой след (читай, своё слово) в литературе, истории, философии. В философии наследить словом легче: собери все теории вместе, перемешай их и выдай что-нибудь жутко заумное в стиле псевдофилософии. Этого добра предостаточно. Одна беда, что философствовать любят все, а вот изучать чужие труды – нет. Остаётся покорять символический Парнас. По крайней мере, ещё совсем недавно мы были самым читающим народом в мире. Вот поэтому все, кто научился складывать буквы в слова, ринулись в литературу, благо, сейчас нет цензуры, а издать не то что сборник, но и полное собрание сочинений, может каждый, были бы деньги.

Кто-нибудь задумывался, для чего существует литература? Ведь даже “если звёзды зажигают…”, то кому-то все-таки нужно зажигать имена в литературе. Тогда что же должна провозглашать литература? Какой груз ответственности за каждое слово, вышедшее с его IP-адреса, должен нести поэт, прозаик? Именно на эти вопросы должен ответить каждый, кто стремится в литературу, прежде, чем он напечатает хотя бы пару строк.

Уверена, что писать должен лишь тот, кому есть, что сказать. Слышу возгласы, мол, как же это просто! Ведь каждому есть о чём поведать миру. Хорошо. Вот один пример:

Я сегодня – сумасшедшая,
словно с облака сошедшая,
все сомненья разметавшая.
Говорят – с Луны упавшая…

Я в своих желаньях скромная,
как собака беспризорная,
как собака без хозяина.
Говорят – живу неправильно.

Ну а я, в отместку замыслам,
прорастаю в небо кактусом.
Пусть – колючими соцветьями.
Но – цветущими – раз в столетие…

Эти стихи принадлежат некоей Виктории Рузановой и входят в авторский сборник “Моя белиберда”, изданный в 2011 году. Книга мне попалась на глаза давно и всколыхнула ворох вопросов, обобщив которые, можно сформулировать один общий: для чего? Уровень произведений и мыслеобразы в книге находятся примерно на уровне приведённого выше произведения.

Ошибочно мнение, что снижение уровня поэзии и прозы пришлось только на современную литературу, мол, нет среди сегодняшней пишущей братии и сестрии ни Алкея, ни Сапфо. Замечено, что непростые времена, словно в зеркале, отражаются в литературе. Марина Цветаева отмечала, что “...все поэты всех времён говорят одно. И это одно так же остаётся на поверхности кожи мира, как сам зримый мир на поверхности кожи поэта”. Революции, войны, социальные катаклизмы резко делят на белое и чёрное, на гениальное и наносное не только мир, но и литературу. Хочу привести здесь одно из моих самых любимых стихотворений М.Цветаевой “Времени у нас – часок…”:

Времени у нас – часок.
Дальше – вечность друг без друга!
А в песочнице – песок –
Утечёт!
Что меня к тебе влечёт –
Вовсе не твоя заслуга –
Просто страх, что роза щёк –
Отцветёт.
Ты на солнечных часах
Монастырских – вызнал время?
На небесных на весах –
Взвесил – час?
Для созвездий и для нас –
Тот же час – один – над всеми.
Не хочу, чтобы зачах –
Этот час!
Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час – на ………
Всю любовь.
Весь мой грех, моя – вся кара.
И обоих нас – укроет –
Песок. (1920 год)

Современником Марины Ивановны и этих её строк был поэт Алексей Кручёных (1886 - 1968). Вот его стихи под названием “Забыл повеситься…”:

ЗАБЫЛ ПОВЕСИТЬСЯ
ЛЕЧУ К АМЕРИКАМ
НА КОРАБЛЕ ПОЛЕЗ ЛИ
КТО
ХОТЬ был ПРЕД НОСОМ

Скажете, что это стихотворение не типичное, и я его откопала в недрах экспериментальной поэзии автора? Спешу огорчить оппонента, это – одно из наиболее понятных его произведений, потому что использованы слова. Ведь без слов его стихи выглядят так:

Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз

Какие чувства всколыхнули у вас в душе эти строки? Какие мысли родились в вашем мозгу? На какие действия сподвигли они вас? Нет-нет, молчите! Я заранее знаю, что вы хотите сказать. Нельзя такие слова произносить вслух. От них мир станет только хуже. Желаю вам последовать моему примеру:

Поймала! Всё же, я его поймала!
В последний миг, похожий на века.
До невозврата оставалось мало.
Поймала злое слово с языка!

Слово! Ему я посвятила всю свою жизнь. Оно приносило в моё сердце радость и горе, любовь и ненависть, гордость и презрение… Силой слова я лечила душевные раны, как свои, так и чужие. Слово помогало мне предотвратить беду, притянуть счастье, подарить надежду… Что же такое слово? Это - пульс жизни. Поэтому и обращаться со словом стараюсь с благоговением.

Вспомнились эксперименты с водой, когда строение её молекул менялось от направленных на нее слов. От речи, наполненной любовью, добротой и созиданием, молекула воды под микроскопом становилась пропорциональной, с идеально ровными лучиками, вся, словно, светилась от счастья. Когда на воду извергались проклятья, ругань, слова неприязни, лучики молекулы ломались, она превращалась в разрушенный злой волей хаос.

Взрослый человек на 60 – 70 процентов состоит из воды. Чтобы молекулы воды в нашем организме сохранили гармонию, упаси нас, боже, читать, а тем более, писать стихи или прозу разрушающей направленности или содержащие грубые, враждебные человеческой сути слова. Что касается души, для поддержки её здоровья лучше читать, а также писать, произведения, побуждающие эту самую душу трудиться, сопереживать, любить, плакать и смеяться вместе с лирическим героем. Для питания мозга, чтобы он не засох от безделья, полезны глубокие, полные размышлений о жизни произведения. Авторов как стихотворных строк, так и прозы прошу взвешивать каждое слово на аптекарских весах, а потом ещё семь раз примерять, прежде чем выпустить в мир Слово. Именно так, с заглавной буквы.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся, –
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И.Тютчев.

В использованных произведениях сохранены авторские разбивка текста, орфография и пунктуация.
Опубликовано: 04/02/23, 10:32 | mod 04/02/23, 10:32 | Просмотров: 208 | Комментариев: 1
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (1):   

Виктория Рузанова, по крайней мере, была честна, назвав это белибердой.

Серьёзная работа, автор.)
Туранга   (08/02/23 11:44)