Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Этот простой и непростой анжамбеман   (Для_анонимов)  
Жанр: Эссе
Тема 1: Живая материя литературы. Что за зверь такой – анжамбеман?

«... пансион «Аккадемиа» вместе со
всей Вселенной плывет к Рождеству под рокот
телевизора; сунув гроссбух под локоть,
клерк поворачивает колесо».
Иосиф Бродский, «Лагуна»

Анжамбеман… Услышав такое экзотическое французское слово, мы так и хотим сказать: «его величество enjambement», хотя сам метод, конечно же, известен и популярен. Приём переноса части редложения на другую строку, а говоря сухим научным языком — эффект расхождения между синтаксическим и ритмическим строением текста стихотворения.
Использование его поэтами восходит к античности, справочная литература изобилует примерами из Пушкина, Лермонтова, Цветаевой, Бродского… Но мне хотелось бы обратить внимание на наших современников и немного исследовать разновидности анжамбемана в творчестве нескольких моих любимых поэтов.
Первый из трёх основных видов переноса — «сброс», при котором конец предложения захватывает начало следующей строки. Вот как виртуозно делает это наш коллега по сайту Николай Рогалёв в стихотворении «Зодиаки»:

«Вначале покой умещался в ладони,
потом всю округу заполнил собой

и стал белоснежным. Среди чёрных скал
лежал он, тропинки, как руки, раскинув…»

Благодаря этому приёму произведение становится динамичным, увлекает читателя и уже не отпустит.

«И кружилась от музыки строк голова –
в них была зарифмована проза
жизни нашей. А что? Нарратив хоть куда…»
Николай Рогалёв, «Однажды»

Другой вариант — «наброс» — перенос начала предложения на предыдущую строку. Отрывки из произведений замечательного поэта из Мытищ Елены Севрюгиной:

«не найти тебя — горе. горе ли,
что во мне бесконечно спорили
север, запад, восток и юг?»
«Чукотское»

«Когда была неузнанной, а ты
Своей тоской был смутно опечален…»
«Р. С.»

Очень часто поэты применяют «двойной бросок», когда фраза начинается посреди строки и заканчивается посреди следующей. О том, какие выразительные, проникающие в сердце стихи создаются с
помощью такого метода, можно судить на примере произведений другого подмосковного поэта — Романа Смирнова. Я очень люблю стихи Романа, при кажущейся простоте и лёгкости они всегда вызывают острое, щемящее чувство, и хочется читать ещё и ещё:

«И небо… На эти выхи,
куда б ни подался, всё
в тебе говорит на ихнем,
на ранненебесном, о

крестах да осях, прорехах,
об осени, что, прости, –
не осень. Опять проехал
платформу свою почти».

Роман Смирнов, «Октябрь»

Это были три основных вида анжамбемана. Но поэты не были бы поэтами, если бы оставались в рамках стандартных правил. Рано или поздно они должны были их перешагнуть. Уже у Иосифа Бродского (в той же «Лагуне») наблюдаем внутрисловный перенос:

«Шпили, колонны, резьба, лепнина
арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва…»

Конечно же, широко используют этот вид анжамбемана и сегодняшние поэты. Вернёмся к Елене Севрюгиной:

«и я обращаюсь к аллаху кришне и будде
пусть они скажут что люди совсем не люди
что у них вместо ног хвосты гениальный руди-
мент чтобы плавать на самом глубоком дне»
Елена Севрюгина, «Люди плывут…»

Что они только не вытворяют, эти сегодняшние поэты! Отрывают союзы и предлоги от их «родных» слов и предложений, плетут цепочки из фраз, подхватывающих в середине строки друг друга, безжалостно режут слова… И в результате случается такое чудо, как, к примеру, стихи Светланы Андроник-Шимановской:

«Но случается время, в одно из утр, кроме сводок и новостей,
про обвалы на биржах и том, что приближается астероид,
говорит: «Ухожу... Алоха... Окна плотней закрой, ведь
обещают грозу...»
Светлана Андроник-Шимановская, «Алоха»

И наконец, целый каскад переносов: «наброс», разрыв объекта с местоимением «чей», разрыв слова — волнение, страсть, мольба!

«Останови, мой Бог, водоворот.
До берега не каждый доплывёт,
Хромой, дурной, случайный и незрячий.
Умерь теченье, вера чтоб не зря, чей
голос дал волнению воды
и ветру знак утихнуть на корме,
пусть только тот помилует, отме-
рит дни и ночи дособрать плоды…»
Светлана Андроник-Шимановская, из кн. «Островенное»

Читая все эти стихи, понимаешь одно: анжамбеман — не самоцель. В умелых руках это великолепное средство выразительности, а кроме того, оно даёт огромные возможности создания новых блестящих рифм. Я не случайно уточняю «в умелых руках». Увы, не всегда и не у всех получается так хорошо. Поэтому пользоваться приёмом нужно осторожно, чтобы разрыв не испортил стихотворение. И тут уж только талант и чувство меры поэтам в помощь!

Применяет ли анжамбеман автор этих строк? Конечно. Иногда этого требует не до конца высказанная мысль, иногда хочется её усилить. В целом опыт в использовании этого приёма у меня скромный, без особых новаторств и экстрима, но… кто знает? Вдруг когда-нибудь…

Рассвет. Созвездий караван,
влеком механикой Лагранжа,
бледнеет. Погляжу в экран,
вздохну. И поиграю в анжам-
беман!
Опубликовано: 04/02/23, 10:53 | mod 04/02/23, 10:53 | Просмотров: 203 | Комментариев: 18
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (18):   

Вон оно что!
А я-то думаю - что за анжабенман такой?)))

Бенжамена - знаю, анжабемана - нэ знаю. Ва-ах!(((
D_Grossteniente_Okku   (08/02/23 14:49)    

Теперь ты знаешь всё, Денис.)
Туранга   (09/02/23 05:49)    

На мой взгляд, поэзия без анжамбемана - это хромая кляча. И пусть кто-нибудь попробует это оспорить! tongue
Туранга   (08/02/23 11:36)    

Я оспорю.
Поэзия без анжамбемана - это вероятнее всего верлибр, который считается поэзией  в среде авторов, желающих писать стихи, но не умеющих этого делать.
Ну какая "хромая кляча"? Дохлого осла уши...   crazy
GP   (08/02/23 13:32)    

Егор, мне кажется, что вполне можно попробовать написать стихотворение, где каждая строчка будет отдельным предложением. Но это будет уже не поэзия. Хочешь опровергнуть? )

Даже в прозе невозможно обойтись без этого французского зверя. tongue
Туранга   (08/02/23 14:02)    

Настя, для этого и существует верлибр. Нечто, никак не прибьющееся ни к берегу поэзии, ни к берегу прозы... Там сделать каждую строку отдельным предложением легче лёгкого...  deal
GP   (08/02/23 14:04)    

Егор, верлибр - это поэтическая проза. Как нельзя написать хорошее стихотворение предложениями на одну строку, так и верлибр так не напишешь. И рассказ не напишешь. Это вообще будет не литература, а издевательство над русским языком.
Туранга   (08/02/23 14:10)    

Настя, у тебя описочка вышла. Вот тут: "поэтическая проза". Во втором слове букавка "р" лишняя  fudge
GP   (08/02/23 14:16)    

Егор, ты начинаешь увиливать от прямого ответа, когда тебе нечего сказать. biggrin
Туранга   (08/02/23 14:19)    

Естественно. Настя, если бы ты чаще бывала на моей страничке, то знала бы, что я Литгалактический негодяй. Потому я просто обязан поступать по-негодяйски - срывать конкурсы, затевать полемики и сбегать, когда они в самом разгаре. Ведь я происхожу по прямой линии от Адама - первейшего и важнейшего земного грешника...  crazy
GP   (08/02/23 14:25)    

Как я могу этого не знать, Егор, если ты об этом постоянно всем говоришь? biggrin
Туранга   (08/02/23 14:31)    

Кстати, Егор, если бы ты хотя бы раз прочёл Библию, то ты бы знал, что Адам ослушался запрета Создателя в раю, а на земле он не грешил.
Туранга   (08/02/23 14:35)    

Настя, согласно некоторым исследователям-богословам, Эдем был в Междуречье, а не в подземном царстве или на облаке. Но это не точно.
Даже если принять, что грешил Адам в вакууме, сослали-то его на Землю, и грешником он быть не перестал. Если бы Адама сослали на Юпитер - он стал бы юпитерианским грешником... А так - земной.
GP   (08/02/23 14:41)    

Егор, наша беседа плавно переходит на богословские темы. Предлагаю остановиться.

Ты мне лучше скажи, что ты думаешь об этом эссе? Я смотрю, здесь, кроме меня, вообще никто не комментирует работы, а авторам хочется услышать мнение не только от членов жюри.
Туранга   (08/02/23 14:44)    

Настя, скажу честно - мне прозу читать с экрана глаза не позволяют. Я об авторском тексте сужу по комментариям. Потому в основном валяю дурака ради поддержания разговора и возможного привлечения других читателей. Они охотно слетаются на шум скандала, - может заодно и авторский текст прочтут. 

GP   (08/02/23 14:51)    

Это неправильный подход, Егор! Люди все разные - у каждого свой багаж знаний, умений и опыта. И если кто-нибудь выскажет мнение, не совпадающее с твоим - ты согласишься? surprised
Туранга   (08/02/23 14:55)    

Настя, я могу согласиться с высказываниями по теме, которая мне совсем по барабану.
В ином случае я всегда в оппозиции, какое бы мнение мне ни высказали.  tongue
GP   (08/02/23 15:01)    

Получается, если все хвалят - ты будешь ругать? И наоборот? surprised
Туранга   (08/02/23 19:11)