Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
О сложностях служения красоте   (Для_анонимов)  
Жанр: Эссе
Тема 6: Служенье красоте. О Пушкине.

О сложностях служения красоте
(по произведениям А.С. Пушкина)

Не знаю, с чего начать. Передо мной белый лист и всего шесть букв – Пушкин.
Сказки, Дубровский, Руслан и Людмила, кот учёный, Петруша Гринёв, Евгений Онегин – это только навскидку и это только те образы, которые живут в душе каждого. Красота, прошу прощения за банальность, - тоже живёт в душе каждого с детства.

«Друзья, в сей день благословенный \\ Забвенью бросим суеты! \\ Теки, вино, струею пенной \\ В честь Вакха, муз и красоты!» — так писал юный Пушкин, ещё учась в Лицее. В дружеском кругу за чашей вина или сочиняя строки, Саша рисовал себе воображением разные образы. Это была и женская красота, и красота музыки или сочетания слов в стихотворные строки. И, самое главное, красота души, внутренняя красота человека, о чем он уже начал говорить в поэме «Бахчисарайский фонтан». Увлечение женской красотой перетекли в образ Дон Гуана в «Каменном госте», увлечение музыкальной гармонией – в своё прочтение легенды о смерти Моцарта. Скупой рыцарь, барон Филипп, тоже стремится к красоте, хоть и видит её в золоте, в металле, что чаще всего ассоциируют с Солнцем. Его сын, Альбер, слуга своей молодости, стремится к красоте пиров и турниров – красоте тусовок, как скажем мы сейчас. Герои, устроившие пир во время Чумы, вроде и стремятся к красоте – но они бегут от бед своих ближних, пытаясь заглушить вином чувство вины, сострадания, голос совести и ещё что-то подобное. Монах и алхимик Бертольд в «Сценах из рыцарских времён» ищет истины, прося у соседа в долг золота.

Как мне видится, откровенными служителями высшей, сокровенной Красоты в творчестве Александра Сергеевича можно назвать Моцарта и встретившегося по пути ему Слепого Скрыпача (не от встречи ли с подлинной Красотой он ослеп?) – им не нужны алгоритмы поклонения, они везде видят и слышат настоящую красоту, ту самую Гармонию, коей поклоняется Сальери. Дон Гуан, любитель и поклонник женской красоты, лишь встречает свою дону Анну, как сталкивается с возмездием в виде каменного Командора, стремящийся к тусовкам Альбер станет, скорее всего, обычным рыцарем, считающим даже оруженосца своего за быдло (не его ли видим в «Сценах рыцарской жизни", незаконченной пьесе ?), Вальсингам воспевает страсти –
«Есть упоение в бою, \\ И бездны мрачной на краю, \\ И в разъяренном океане, \\Средь грозных волн и бурной тьмы (…) Все, все, что гибелью грозит,\\ Для сердца смертного таит \\ Неизъяснимы наслажденья — \\ Бессмертья, может быть, залог!»
Барон Филипп умирает, хватаясь за ключи. Страсти и суета – давят, зажимают в свои жернова.

Возьмём, для примера, другое произведение - в романе «Евгений Онегин» неслучайно выведены две сестры – Татьяна и Ольга (красота сокровенная и красота внешняя), но какова их участь? Ольга забывает своего жениха и выходит замуж, Татьяна – тоже выходит замуж, покоряет пресловутое светское общество. Онегин, убив Ленского (певца красоты), не в силах найти себе достойного применения.
Возможно ли служение, следование за подлинной Красотой в нашем суетном мире? Наверное, в одном случае из ста…
Опубликовано: 04/02/23, 15:59 | mod 04/02/23, 15:59 | Просмотров: 184 | Комментариев: 1
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (1):   

Где-то я уже видела Слепого Скрыпача, и совсем недавно.)
Туранга   (08/02/23 10:31)