Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Иуда. Старый, новый символ в литературе.   (Для_анонимов)  
Жанр: Эссе
Тема 5: Иуда. Старый, новый символ в литературе

В небольшом эссе невозможно охватить всё многообразие литературных трактовок образа Иуды и оценок его поступка. Попытаемся просто поразмышлять на эту тему, не претендуя на полный обзор упоминаний о тридцати сребрениках и предательском поцелуе. Попытаемся вместе с поэтами и писателями ответить на волнующий каждого вопрос: кто же он, Иуда – злодей, или мученик? Неблагодарный ученик или жертва предначертанной судьбы? И, главное – зачем он это сделал?

«Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси безценнаго, предав на убиение? (Ведь если богатство ты любил, зачем к Учащему о нищете за наставлениями приходил? Если же и любил ты Его, для чего продал Неоценимого, предав на убиение?») - поётся на богослужении Великой Среды.

А почему, собственно говоря, нас должен волновать этот вопрос? Какое нам дело до происшедшего две тысячи лет назад? Мало ли потом жило на свете предателей? Почему и по сей день людям интересно осмыслить известный евангельский сюжет и выдвинуть свою версию? А потому, что не существует человека, который не осознавал бы для себя исключительную важность двух вещей: любви и смерти.

Христос - воплощенная Любовь - принял на Себя смерть всего человечества через решение Иуды. Этот осознанный выбор конкретного человека переломил всю последующую историю. Любовь умерла. Бог умер. О том, что Он воскрес, Иуда уже не узнал. Но Христос воскрес, и мир необратимо изменился. Конечно, здесь мы уже вступаем в область веры. Но, коли рассуждаем мы об Иуде, то принимаем это как
данность. Иуда-то имел веру! Он прекрасно знал, понимал и всем существом чувствовал, Кого он предаёт.

Но зачем?

У Х. Л. Борхеса есть статья, которая так и называется - «Три версии предательства Иуды». Он не придумал эти версии, но впервые чётко сформулировал их.

Первая из них – каноническая. В Иуду, как повествует Евангелие, вошел сатана. Он стал пособником сатаны в деле Богоубийства. У Данте, например, Иуда без вариантов помещен в самый последний, страшный круг Ада. Считается, что сребролюбие стало тому виной. Евангелист Иоанн прямо указывает, что «он был вор» (Ин. 12, 6). Но помилуйте, тридцать сребреников – не деньги для такого преступления. Кроме того, Иуда владел общей кассой общины и располагал куда большей суммой. «В самом деле, он не мог сказать, что сделал это (предал Иисуса) по любви к деньгам, так как находил достаточное удовлетворение своей страсти в ковчежце; нет, это он сделал по великому нечестию, которое Христос хотел обуздать, оказывая ему снисхождение», считает древний писатель и богослов Иоанн Златоуст.

Вторая версия, ставшая весьма популярной в конце XIX - начале XX века - что Христос сам открыл Иуде тайну предначертанного ему пути и сделал его помощником, даже орудием своей миссии, а тот согласился.

Леонид Андреев в повести «Иуда Искариот» придерживается как раз такого взгляда. Он наделяет своего героя массой пороков, в том числе неестественно огромной, неподъёмной, болезненной любовью к Иисусу и такой же завистью к другим ученикам. Он хочет всех их обмануть и стать ближе всех к Учителю, убив Его и себя вместе с ним. «— Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!» - говорит он Христу. «Да!
Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест — и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь» (Л. Андреев. «Иуда Искариот»).

Такая вот, вывернутая наизнанку любовь. Так, наверное, могло бы быть. Но фантазия писателя не очень согласуется с тем фактом, что все три года бытности со Христом и участия в Его проповеди, Иуда ничем не был умален от прочих учеников. «Еда от лика Апостольскаго тя отлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда иных ноги умыв, твои же презре? Еда от трапезы тя отрину? О, коликих благ непамятлив был еси!»

(Разве (Христос) от апостолов тебя отлучил? Разве дара исцелений лишил? Разве, умыв ноги другим, твои не захотел умыть?) - так вопрошает Церковь в Великую Среду, страшный день предательства.

Юрий Нагибин в своей повести «Любимый ученик» пошел еще дальше, откровенно описывая разговор Христа с Иудой:

«— Начальники жизни убьют меня. Я умру на кресте, искупив грехи человеческие.
Да сбудется воля Божья.
— Но… так скоро?.. — донеслось из-за края света.
Он понял.
— В назначенный срок я воскресну и вознесусь к престолу Всевышнего. Так будет.
Готов ты стать орудием воли Божьей?
— Я люблю тебя, — снова дуновением.
— Поэтому ты избран.» (Ю. Нагибин. «Любимый ученик»)

По отношению к Евангельскому тексту это звучит кощунственно.

Но третья версия, выдвинутая Нильсом Руденбергом в статье «Тайный спаситель», стала вообще шокирующей. Суть её в том, что спаситель мира - как раз Иуда, а не Христос. Эта необычная версия была одними отвергнута, другими высмеяна, однако, она все же появилась на свет, как абсурдное продолжение предыдущей идеи.
Как ни странно, но к такому пониманию оказался близок Максимилиан Волошин, тонкий лирик и художник. Это его строки:

«Так размышлял однажды некий священник
Ночью в древнем соборе Парижской Богоматери
И воскликнул:
«Боже, верю глубоко,
Что Иуда — Твой самый старший и верный
Ученик, что он на себя принял
Бремя всех грехов и позора мира.» (М. Волошин. «Иуда-апостол»)

«… В своё время он [Волошин] отдал дань модному воззрению на предательство Иуды, считая, что самопожертвование Христа стало возможным благодаря жертве Иуды. В начале века он писал:

“Нравственная проблема, скрытая в
личности Иуды, особенно близка нашему времени. Разве не тот же вопрос о принятии на себя исторического греха подвигом предательства стоит и перед революционерами-террористами, и перед убийцами из Союза русского народа, и перед всеми совершающими кровавые расправы этого времени”. Истинное значение Иуды виделось в ПОДВИГЕ предательства», пишет публицист Александр Зорин.
(А.Зорин. «Пророк в своём отечестве»)

Это страшно. Последствия такого мироощущения мы прожили и проживаем.

Напоследок мне хочется обратиться еще к одному взгляду на происшедшее с Иудой. Наша современница, теолог и журналист Дарья Сивашенкова, написала об этом книгу, где подробнейшим образом разбирает всю историю с самого начала, от знакомства Иуды с Христом. Пересказывать всю книгу, всю цепь рассуждений и обоснований автора невозможно, но и не нужно. Я упомяну только о парадоксальном выводе, к которому книга подводит своего читателя: несмотря на совершённый страшный грех, для Иуды возможно раскаяние, и по мнению автора, оно произошло!

«Его раскаяние абсолютно подлинно, глубоко, как только возможно, и больше, чем сделал он, сделать было нельзя». Самоубийство Иуды автор показывает, как его суд над собой по всем правилам современного ему закона.
А дальше автор делает предположение о возможности спасения Иуды на Страшном Суде!

«Иуда сделал всё, что было в его силах, чтобы отречься от Христа, проявил свою волю, выложившись до самого конца. А остальное, что он просто не мог сделать изнутри себя, сделает Христос, простив его, окончательно разделив Искариота с его грехом и освободив его.
Не бойся Меня, скажет Он. Не бойся смерти, не бойся ада, ибо Я с тобой. Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.» (Д. Сивашенкова. «Вот Иуда, предающий Меня»).

Мы не знаем, так ли это; не знаем, где воображение позволяет авторам провидеть истину, а где уводит за грань безумия. Но мы должны понимать, как ничтожно тонка грань между добром и злом. И никто из нас не может поручиться, что в какой-то момент не окажется Иудой.

«По самой главной сути
жизнь проста,
хоть и подобна
истинному чуду:
В самом себе
не предавай Христа,
В душе своей
не взращивай Иуду.» (Владимир Сапрыкин)

Собственно, этого я и хочу пожелать себе и своим читателям.
Опубликовано: 04/02/23, 16:23 | mod 04/02/23, 16:23 | Просмотров: 205 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (4):   

Сложную и рискованную тему автор себе выбрал...
Туранга   (08/02/23 10:27)    

Да, это точно!
Юлия_Лавданская   (23/02/23 12:45)    

подвиг предательства - извините, у меня мозг как-то ... хм-м ... не догоняет такой изыск!
Как-то до сих пор все нормальные люди предателей не любят. Да и орден "за предательство" ни один режим ни в одной стране не учреждал.
D_Grossteniente_Okku   (04/02/23 19:17)    

Я тоже от Волошина не ожидала такого, испытала легкий культурный шок!
Юлия_Лавданская   (23/02/23 12:47)