Когда я вдруг, неожиданно даже для себя, начала на ТДВ писать эссе об авторах, нашлись такие – кажется, они зовутся троллями – кто упрекнул меня в корысти. В том смысле, что «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Столько лет прошло – а я все помню. Потому что есть, конечно, в этом заявлении правда. Тролли чем задевают за живое? Тем, что в потоке грязи, который они обрушивают на голову автора – есть крупицы истины. Кому не нравится нравиться? Я люблю покрасоваться. К тому же я время от времени пытаюсь стать вполне хорошей. Такой вот последователь Пьера Безухова. Или это синдром отличницы? Или просто жажда похвалы? Знаете, дети порой очень хотят внимания. Кто-то начинает шалить, а кто-то, наоборот, изо всех сил старается угодить взрослым. Ну, тут глубина непознанная – и навряд ли я сейчас докопаюсь до нее, до этой самой правды о себе. Но некоторая толика самолюбования тут есть, что уж скрывать? Однако мне почему-то кажется, что тролли тоже стригут свои купоны. Тоже жаждут внимания – но идут другим путем. Примерно таким, который выбирают преступники. Ограбят или убьют – лишь бы о них написали в газетах. Или даже показали по телевизору. На миру и смерть красна. Это, кстати, менее трудозатратно, чем сделать доброе дело. Прочитать произведение, например, и написать отзыв. Грамотный, доброжелательный, подробный. Гораздо легче громко крикнуть:
- Дураки вы все!
Один из троллей, кстати, так и говорил:
- Я ничего не читал, но ты дурак!
Сайт «Творчество для всех» тогда начал разваливаться. Все переругались. Админ закрыл для всеобщего просмотра ленту произведений. Стало скучно.
Но я вернусь к себе, любимой. Ведь не только желание похвастаться заставляло меня писать портреты авторов. Мне это интересно. А что касается похвалы… Наверное, это моя движущая сила. Может быть, и не главная, но важная. Люблю, когда меня хвалят. Не чересчур – но достаточно, чтобы прочитать море текстов, пожить ими – и записать то, что выплеснется на лист. Кстати, о том времени, когда мне захотелось написать первый портрет – Варин. Помню, как этот поток слов (кстати, не такой уж большой портрет был, потому что я поначалу записывала то, что помнилось, о текстах, которые жили в душе) – прорывался. Я его сдерживала, даже пыталась «заткнуть фонтан». То есть буквально – не хотела писать. Зачем это? Кому это надо? В общем, мне было неловко. Ну представьте себе, если бы это было в реале? Вы же не пойдете ни с того ни с сего к соседу, например, или к сотруднику - не начнете ему рассказывать, какой он хороший и замечательный? Высокие слова берегут для юбилеев. Но я и там не особенно словоохотлива. Больше, чем «Поздравляю. Пух» из себя не выдавлю. А вот о об авторских текстах – да не вслух, а под запись – очень интересно оказалось. В общем, не сдержалась я тогда – записала все, что просилось на волю. Раскрепостила душу. А потом пошло!
А вот что дают авторам эти зарисовки? Тому, о ком пишу – взгляд со стороны. Причем доброжелательный – что мне представляется важным. Может быть, и любой взгляд полезен (и нелицеприятный, в том числе, и даже неприязненный) как обратная связь. Но только для того, чтобы вспомнить: сколько людей, столько и мнений. Никто не обязан тебя любить. Смотреть на мир «твоими глазами» и даже в одном направлении – тоже не обязан. Мир вокруг тебя – вообще ничего тебе не задолжал. Поэтому время от времени мы получаем от Вселенной такие напоминания. Последнее место в конкурсе, например (это о литературных сайтах – но вообще может прилететь любая оплеуха, если вы чересчур о себе возомнили).
А вот искренний доброжелательный отзыв (с указанием ошибок, если рецензент их увидит, спорных моментов), обсуждением героев произведения (иначе зачем читать – только чтобы ошибки искать?) – благотворно действует на автора. Во всех смыслах. Дарит творческую энергию, например, как аплодисменты - актерам.
Лис не однажды поднимал тему рецензирования произведений на сайте. В одном из последних обсуждений Андрей Яковлев говорил о необходимости дистанцироваться (не от произведения объективного взгляда ради) – а от авторов, чтобы не лить только елей… Чтобы указывать на ошибки и т.д. Между друзьями якобы это сложно, друзья будут друг друга только нахваливать – и прекратится творческий рост. Андрей, это не совсем так. Отзыв о произведении требует от рецензента времени и душевных сил. Если человек готов потратиться – он напишет то, что видит (знания, безусловно, тоже важны). А если не готов: тогда, конечно, чего от него ждать? А еще рецензия под произведением – это зеркало, в котором автор видит не только собственное отражение, но и своего гостя. Его видение, умение общаться. Просто настроение, с которым он пришел в гости.
Рецензии произведений – это кровеносная система сайта. Если они есть – сайт живет. Если нет – умирает. Может быть, есть такие самодостаточные писатели, которым неважно, читают ли их, отзываются ли… Но помнится, где-то я читала, что во времена брежневского застоя, когда авторы писали в стол – они мечтали публиковаться. Даже Пушкину было важно мнение товарищей по перу.
Неспроста, наверное, Булат Шалвович сказал (и спел!):
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно.
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. *
Доброе слово, говорят, и кошке приятно. И собаке. И человеку. А уж людям творческим – необходимо, как воздух!
*Булат Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»
2 февраля 2023г.
Однако все ли ждут и хотят именно рецензий на свою работу? Сомневаюсь. Критику и советы воспримет желающий. А некоторым хочется быть просто услышанным, поделиться радостью или печалью. Когда мне дочь рассказывает о каком-то инциденте на работе, в которой довелось участвовать и ей, я выслушиваю. И даже понимая, что в чем-то она была не права (на мой взгляд) не высказываюсь критически сразу... Пусть остынет. Был опыт. Вместо проявления участия я обвинил её в неправоте и в предвзятости. В итоге она сказала: Спасибо, папа за поддержку, и молчала два дня. Потом оказалось, что я сам ее неправильно понял.
Всё это я к тому, что рецензии надо отличать от простых отзывов и откликов. Не зря на некоторых сайтах пишут рецензии на заказ. Тогда автор готов и к критике, и даже к полному разгрому (иногда за свои же деньги)
Спасибо, Наталья, за эссе. Они у Вас всегда толковые и по существу.
Отзыв на сайте, я поторопилась назвать рецензией, вы правы.
Полностью согласна с Вами.
Хочу дополнить, что такие эссе авторам, о которых они написаны, ещё добавляют внимание читателей (в том числе, новых) к их произведениям и к их творчеству в целом.
И читателям тоже такие эссе полезны. Возможно, кто-то откроет для себя нового автора, кто-то прочитает произведение, которое ранее не видел, а кто-то получит пример написания отзывов на произведения и анализа творчества. А некоторые читатели просто получат удовольствие от чтения самого эссе – и это тоже замечательно.
Спасибо Вам за Ваши эссе об авторах, Наталья. Всегда читаю их с интересом. Хорошего настроения Вам!
Огромное спасибо, я рада, что это кому-то нужно. При том, что творчество каждого автора, безусловно, больше моего эссе, я, как правило, выбираю какую-то одну, близкую мне грань. Поэтому впереди всегда множество открытий, у каждого читателя свои.
Ещё раз спасибо, Наталья.
Доброго дня Вам!
Нет, я не говорил о необходимости дистанцирования. Я говорил о том, что дистанцирование (на мой взгляд) может оказаться полезным для самоанализа.
Тут каждый выбирает для себя, наверное, и даже в разные периоды по-разному.
Отзыв - только взгляд со стороны, не более того.