Вчера в новостной программе одного из центральных российских телеканалов показывали сюжет, далеко не первый в череде роликов, пропагандирующих современное искусство. В двух словах: на стене, в массивной раме висит часть деревенской поленницы с торцевой ее стороны. Тут же промелькнула мысль, что неровно сложена, под дождем выступающие поленья будут замокать.
Мой дед за такую работу руки бы пообломал. Ну, коли вспомнила деда, то и бабушку (царствие им обоим небесное, слава Богу, не дожили до лицезрения современных шедевров) можно упомянуть. Так вот она, женщина не образованная, но истинную красоту нутром чувствовавшая, обязательно назвала бы все это не искусством, а паскудством, а самого автора художником от слова худо.
Ну что с нее возьмешь, с простой деревенской бабы! Вон как на "картину" дядечка в дорогущем костюме глубокомысленно глядит, уже минут пять глядит. То лоб поморщит, то вытянет руку, что-то в перспективе разглядывая. Эй, интеллигенция! Вы это серьезно? Какую мысль вы пытаетесь разглядеть в глубине кривой поленницы?
Особенно вышибает землю из-под ног современная инсталляция. Кто мусорные баки свезет в престижный выставочный зал, кто металлолом ржавый со всей округи, кто гору из множества детских кроваток б/у соорудит. А коли не хватает подручного материала или лень его собирать-перевозить, то, долго не думая, статистов соберет, по минимальной цене на рабочий день наймет и установит их в одному ему понятной позе. И пошли кудахтать подкупленные критики и СМИ, мол, очередной гений родился, не чета прошлым прославленным именам.
Что, настоящие художники перевелись? Нет. Такие картины пишут, что глаз не отвести. А может, поэты измельчали? Почему на полках книжных магазинов сплошные "шедевры из дурки" лежат? А эстрада наша безголосая? Куда исчезают победители различных конкурсов с ангельскими голосами? Почему не на главной сцене страны, а в низкопробных кабаках выступают?
Обыватели смотрят на это все мракобесие в искусстве и культуре, откровенно ржут над "шедеврами" и это как-то возвышает их в собственных глазах, да и в глазах близкого круга, мол, мы-то понимаем, что очередной "квадрат" продвигают. И на этом успокаиваются.
А дело здесь гораздо глубже и страшнее вырисовывается. Это не просто продвижение нужных, хотя и бездарных людей. Это навязывание обществу ложных культурных ценностей. Планомерно встраивают в общую канву пропаганды миру всего кривого, нездорового, противного человеческому естеству и объявляют именно их истинной ценностью.
Сначала общество постесняется назвать кучу мусора кучей мусора, потом, боясь прослыть ретроградным, промолчит о пустоте в литературном произведении, не осудит прибивающего к мостовой гениталии, будет смущенно отводить глаза от потерявших человеческий облик представителей сексуальных меньшинств, вальяжно прогуливающихся в парадном строю мимо наших детей.
Что дальше? Кучи испражнений на центральных площадях как шедевр искусства. Сеансы совокупления на сценах перед купившими билеты на спектакль обывателями. Убийство в прямом эфире ради рейтингов. Дальше? А дальше будет ушат холодной воды. Мы очнемся в рабовладельческом обществе. Хуже, в обществе, позволившем опустить себя до скотского состояния. Таким обществом можно управлять по своему усмотрению (разве этот сброд может носить гордое звание "человек"). Ему ничего не нужно давать. Хлеба и зрелищ. И еще секса. Все!
Конечно, никто не обещал на Земле царствия Божьего. Более того, считается, что этот мир находится под властью врага рода человеческого до поры до времени. Но неужели нужно лапки опускать и употреблять все это дерьмо только потому, что судьба такая? Как с этим бороться? Проще простого. Собственное мнение иметь.
Такое мнение, как у тебя здесь, тоже, конечно, имеет право быть. Да и ничего особенного авангардного в нем нет, мнение как мнение, хотя и любительское.
Эссе как эссе – вряд ли кто будет спорить с изложенным. Сюжет сюжетом, но лучше самому смотреть и слушать.
Не поняла только, причем тут выделено именно российское телевидение в начале эссе?.. До конца текста остается ощущение, что ты не с мировым упадком в искусстве борешься на словах, а именно с моим отечественным.
Да, это мое мнение, и оно имеет право быть.
Быстрая реакция, или вообще реакция на эссе, оттого, что мне дорог период супрематизма в русском авангардном искусстве, и как бесценный вклад в мировую культуру – тоже.
Весны тебе и твоему вдохновению!
Имитаторы и эпигоны есть и будут в любом направлении визуального искусства. Просто в авангардном в тысячу раз легче голову дурить зрителям, чем в реалистическом. Хотя есть интерьерные картины, и там у живописи другие функции: декоративного элемента. Но вряд ли их потом увидишь в музеях. А на своём месте они очень даже ничего.
Вопросы не новы. То, что мир куда-то не туда катится, давно всем понятно, думаю.
А собственное мнение иметь нужно по любому вопросу.
А мир вообще далеко не новый. Поэтому и проблемы крутятся от одного поколения к другому. Только не выпадают в полнейший абсурд, как сегодня. А мнение, конечно, нужно иметь свое. Что я сейчас и подтверждаю этим коротким эссе.
Спасибо!
И Вам всего самого доброго!