Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Игроки в бисер. Эссе   (Фрагорийский)  


Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
........................................................................Фёдор Михайлович Достоевский


«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»
..................................................Евангелие. Нагорная проповедь


Трусом назовем мы того, кто уклоняется от трудов, жертв и опасностей, выпавших на долю его народа. Но трусом и предателем вдвойне будет тот, кто изменит принципам духовной жизни ради материальных интересов.<...> Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью законам и методам духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.

.................................Герман Гессе. Игра в бисер


Среди честолюбивых, беспокойных, но не обладающих достаточным интеллектом и тонкостью, натур стало модно менять местами ценности и антиценности. Подменять белое чёрным, чёрное — белым. Палача представлять жертвой, жертву заставлять каяться. Героя делать изгоем. Проигравшего представлять победителем. Изуверство и предательство считать героизмом. Добродетель объявлять косностью мышления и ментальной отсталостью, порок возводить в степень прогрессивного образа жизни. Бога подменять сатаной. Сатану провозглашать Богом.
Это считается признаком «оригинальности» мышления, хотя на деле мода выворачивать смыслы наизнанку - лишь отклик на искусно ввинченную извне, умело организованную, информационную тенденцию.

Я говорю о массовой тенденции среди не ярких литераторов. Центральные тезисы о перемене «минуса на плюс» и наоборот - обычно вбрасываются более крупными фигурами, с большой аудиторией. А далее, уже начинается гвалт мелких, но многочисленных адептов. Какому-нибудь «властителю умов» это готовы простить даже те, кому претит то или иное провокационное заявление. Но когда «крамола» подхватывается множеством «последователей» — то теряет случайный характер, перестает быть «крамолой», становится модным поветрием, а потом — едва ли не постулатом. Смыслы неумолимо смещаются, двигаются в сторону своей противоположности. Например - Авель меняется местами с Каином. Иуда с Христом. Такие вот «окна Овертона».

Идея не нова. Раз в столетие чёрными семенами этой идеи засевают гордые, но чаще - недалёкие, и не всегда талантливые, головы. «Сеятели» мыслят веками наперёд, оперируют в глобальных играх странами и континентами, не впервые пытаясь построить бесноватый антимир — циничный и гедонистический на поверхности, инфернальный и жуткий в глубине.

Манипуляциями над массовым сознанием эти вечные строители «нового мира» занимаются давно, на всех социальных уровнях: от политиков, эстрадников, музыкантов, художников до литераторов или окололитературных «творческих натур», а то и откровенных фриков. Одни, получив необходимую инъекцию духовного яда, проделывают это прагматично и расчётливо, в надежде на немедленную оплату или будущие дивиденды. Другие — искренне сходят с ума, тасуя, как безумные, ворох искалеченных чужих смыслов, как будто колоду из краплёных карт. И те, и другие в этой безбожной игре — нисколько не «творцы», но лишь мелкие и крупные шулеры...

Некоторые уверовали в «мистические предназначения», в «посланнические миссии». С уверенностью вещают о том, что создают «искусство будущего», но не добавляют в это алхимическое варево человеческой культуры мира ни крупицы души, ни грамма нового, личного смысла, ни единой собственной комбинации из драгоценных символов, найденных, открытых и отшлифованных задолго до них.

«Творцы нового искусства», независимо от уровня интеллекта, ринулись «играть в бисер». Самые «продвинутые» из тех, кто занят «убийством смыслов», ссылаются на Гессе, но нисколько не способны даже представить собственную жизнь маленьким паззлом, безликим, не отличимым от других, фрагментом гигантского целого, где желания и хотения окажутся подчинены непредставимой, гигантской сверхзадаче. Они действуют целеустремленно, но нацелены на получение удовольствий, на удовлетворение тщеславия и сластолюбия. Большинство из них добровольно ограничилось знакомством с цитатами из романа, не в силах охватить и освоить полное содержание книги. Этих имитаторов ума ждёт незавидная участь перебирать по зернышку рис, а не играть в бисер. Таких гауляйтеры временного «нового будущего», которое время от времени ненадолго воцаряется на нашей несчастной земле, отправляют в утиль в числе первых. Не считаясь с сомнительными былыми заслугами перед этим чудовищным антимиром.

По-человечески их всегда жаль, ведь не может быть не жаль живых людей. Но с ценностями не шутят.

P.S.

« Итак, управлять страной и заниматься политикой — не наш удел. Мы — профессионалы исследования, расчленения и измерения, наше дело оберегать и неустанно выверять все азбуки, таблицы умножения и методы, создавать эталоны духовных мер и весов. Разумеется, мы делаем и многое другое, мы можем при случае быть и новаторами, первооткрывателями, искателями приключений, завоевателями и перетолкователями, но первейшая и важнейшая наша обязанность, ради которой народ имеет в нас нужду и нас содержит, есть сохранение в чистоте всех источников знания. В политике, в торговле и где угодно превращение черного в белое может сойти за гениальное достижение, у нас — никогда. ...»
................................................Герман Гессе. Игра в бисер


P.P.S. Имена перечислять нет смысла - речь идет о тенденциях, хорошо видимых в литературе, как сетевой - так и не сетевой. Автор заранее приносит извинения за личную точку зрения, которая может не совпасть с точками зрения других людей.

П. Фрагорийский
из кн. Триумф ремесленника
Опубликовано: 01/03/21, 14:57 | mod 08/02/22, 13:05 | Просмотров: 267 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (5):   

Подмена белого черным особенно заметна в сказке, вернее, в отношении к сказке. 
И любопытно, и горько наблюдать, как  низводят любимых сказочных героев.  Настеньку из кинофильма "Морозко", которая олицетворяет христианскую добродетель, называют неискренней, двуличной, приторной, забитой и т.д.  Ей - не верят. Она вызывает у современных зрителей и читателей - раздражение.
Герду Андерсена - называют дурочкой, жертвой (позиция жертвы), которая  себя не ценит.  
Видят - внешнее, многослойность - не замечают.  На первый план выдвигается собственное "я". Все хотят быть сильными. Лидерами. Личностями. Лесковский дурачок - не в почете.  Служение делу, таланту - не приветствуется.
Наталья_Сафронова   (16/03/21 22:35)    

Надо развернуть эту телегу, а то она прикатится в ад)
Пока еще есть возможность.
Вы наблюдательная, я тоже смотрю на современные переделки сказок - и тяжело на сердце. Чистить надо все эти авгиевы конюшни, всем нам.
Фрагорийский   (17/03/21 00:25)    

"Все хотят быть личностями" - а служение не приветствуется.
Фрагорийский   (17/03/21 01:27)    

непременно чистить! к истинным ценностям вернемся непременно.
спасибо Вам за статью.
Наталья_Сафронова   (17/03/21 07:42)    

И Вам спасибо! за поддержку и понимание. Это важно и очень ценно в наше время.
Фрагорийский   (17/03/21 08:38)