Виктор Павлов. При упоминании этого имени сразу вспоминаются студент-«Дуб» в «Приключениях Шурика», подлый и жалкий, но при этом искренний в своей любви Мирон Осадчий («Адъютант его превосходительства»), и бывший штрафник, уголовник Сергей Левченко («Место встречи изменить нельзя»). И это далеко не все его роли… Солдат тюремной охраны в «О бедном гусаре замолвите слово», разведчик Коля в «Майоре Вихре», принц-чудик в «Кольцах Альманзора», капитан милиции в фильме «Князь Удача Андреевич», слуга Ферапонт в «Царской охоте», "баптистский" проповедник Джонни Бак в комедийной мелодраме "Дети понедельника"…
Он разнообразен, у него какие-то особые отношения со своими героями, благодаря чему любая его роль становится частью твоей жизни. Он как раз из тех актеров, для кого нет маленьких и больших ролей, все роли главные. Перечислять эти роли, а их около двухсот в кино и телефильмах - займёт уйму времени и места, а ведь была ещё работа в театре. Их было несколько - Современник, театр Ермоловой, театр Маяковского и Малый. Думаю, с Малым театром у него были особые отношения – в 1959 – 63 гг. он учился в знаменитой «Щепке» (театральное училище имени Щепкина) на курсе Николая Анненкова, его сокурсниками были Виталий Соломин, Михаил Кононов, Олег Даль. В Малом же он работал в 1975 – 1985 и 1990 – 2006 гг., работал до последнего.
По интернету ходят сведения, что как-то Павлов попросил у Юрия Соломина, художественного руководителя Малого театра, чердак – он буквально болел общением с перепелками и голубями, любил возиться с ними, отдыхал душой среди них. Одним из любимых его мест в Москве был Птичий рынок. Говорят, даже интервью давал журналистам с условием, если с ним на «Птичку» съездят. С этим рынком связано одно из воспоминаний о фильме «Место встречи изменить нельзя»:
«Однажды приехали мы с Высоцким очень рано. Работа предстояла важная, должны были снять сцену, где Жеглов (Высоцкий) убивает Левченко, то есть меня.
Чувствую, настроение у Володи какое-то праздничное. Говорит: "Вить, пойдем, чего покажу. Видишь, вон машина новая? Это моя. Поехали, прокачу". Сели мы в его "Мерседес", сделали круг. А я ему и предлагаю: "Чего на месте-то топтаться? Поехали на Птичий рынок. Тут рядом". Поехали. Голубей накупили. Раньше они и стоили трёха за пару (три рубля - ДGTO). Привезли мы птиц на съемочную площадку. Наши там уже собрались, и мы стали у всех на глазах выпускать голубей. Все обалдели от такой прелести. Приступили к съемкам. Я бегу по снегу, Высоцкий в меня стреляет. Ба-бах... падаю. Помню: Володя подбегает с бледным лицом, берет мою руку, целует: "Голубятник, вставай. Я тебя никогда не убью."» (https://www.peoples.ru/art/cinema/actor/pavlov/interview.html)
А вот воспоминание дочери актера Александры – «…в день похорон все складывалось очень странно. После отпевания в церкви автобус с гробом долго развернуться не мог. Потом возле московской мэрии нам дорогу никак не давали. То и дело возникали препятствия, как будто папа не хотел нас отпускать. А когда гроб привезли в Малый театр и установили для прощания, мы увидели, что у него слеза потекла… Как врач, я это могу объяснить, конечно. Но все равно стало не по себе». (https://www.eg.ru/culture/754912-viktor-pavlov-posle-smerti-zaplakal-v-grobu-055960/)
Наверняка прочитав это, кто-то скажет – «вот, что за фигню он пишет? Надергал разного из интернета…» Возможно, это и фигня. И все равно - Вечная память, Царствия Небеснаго вам, Виктор Павлович!
Из перечисленных только Пашутин и Цыплакова пока живы.
Это очень ценно.
На мой взгляд, такие напоминания полезны.
А то, что такие напоминания полезны, полностью согласен.
С уважением, Денис
Хорошо помню роли студента и Левченко в исполнении Виктора Павлова. Талантливый актёр был. Спасибо за память.
Доброго дня тебе!