Гоголевские герои настолько выпуклы, что кажутся осязаемыми. Во всяком случае, в подаче режиссера Татьяны Тимониной и театра "Секрет". Актеры их подсмотрели, конечно. У Гоголя, у нас с вами, у себя, сердечных. Посмеялись над собой - искренне, заразительно, так что у зрителей смех тоже щекочет губы, прорывается то хохотом до изнеможения, то стоном со всхлипом... И слезы выступают на глазах. Ну да, смех сквозь слезы.
А все-таки гоголевский смех - не злой. Николай Васильевич понимал, что человек не совершенен. Доктор Гоголь прописал нам замечательное лекарство - смех. Над собой, любимыми. И актеры любовно играют героев гоголевских "Мертвых душ". Да-да, сначала влюбились в Чичикова, Маниловых, Ноздрева и Коробочку, умилились их несовершенству, а потом вывели на сцену. И в Плюшкина влюбились, и в дам, прекрасных во всех отношениях.
Где-то ведь подсмотрела Вероника Чащина беспокойную наседку коллежскую секретаршу Настасью Петровну Коробочку. Да так точно ухватила суть этой "дубинноголовой" старушки, что зрители ахнули. Не просто Коробочка - улитка, как есть улитка. Чуть высунет рожки - и в домик. Но не отвернулись в омерзительном презрении - а посмеялись.
И от Плюшкина не отвернулись - наоборот, глаз не могли отвести от этого "короля помойки"!
И Ноздрев Сергея Федорчука хорош - настоящий полковник. А Чичиков Александра Миронова - генерал. Генералиссимус. Наполеон. Как есть - Наполеон. Влюбиться можно! И зрители влюбляются, конечно. Если актер так любит свою роль, что проживает ее на сцене до последней капельки - невозможно не влюбиться.
А потом уже интуитивно человек будет чувствовать - вот здесь я Коробочка. А тут во мне прорастает Плюшкин. Такие минуты озарения обязательно случаются у нашего зрителя.
Ибо вездесущий Нос Виталия Коваленко постучится в каждое сердце - и ему откроют. Его портняжка - Нос чертовски обаятелен, а как иначе - ведь он имеет дело с дамами. Он услужлив, улыбчив, в курсе последних сплетен и как иголка с ниткой мастерски сшивает все повествование. Дамы (Олеся Коновалюк, Ольга Максимова, Марина Миронова (она же Манилова) и Вероника Чащина) вроде бы не обращают на него внимание, однако кокетничают напропалую. Нос Виталия Коваленко - тоже своего рода Чичиков. Наполеончик. Гоголь Игоря Идрисова держит его "на коротком поводке" - за таким глаз да глаз нужен!
Впрочем, он внимательно, по-отечески, наблюдает за каждым своим героем, как и положено рассказчику. Не судит. Ненавязчиво берет за руку и подводит к зеркалу.
Манилов Юрия Мацкевича смущается: неужто я такой?
Ноздрев Сергея Федорчука восхищенно присвистывает: ух ты, каков я молодец!
Коробочка Вероники Чащиной недоумевает: мое такое неопытное вдовье дело, ты мне растолкуй, батюшка?
Плюшкин Ольги Антиповой спрячет в лохмотьях заплесневелый сухарик: хорошего человека сразу видно - не ест, не пьет, а сыт. А Чичиков Александра Миронова от всего отопрется: это не я!
Впрочем, от Гоголя, как от себя - не убежишь. Гоголевский смех нас догонит. А смех, как известно, заразителен. И в этом наше спасение.
30.03.24
С большой любовью написано эссе.
Спасибо!
Большое спасибо!
А верные и умные зрители – заполнять зал.
И это всё о вас! Я благодаря тебе посмотрела "Женитьбу". Поэтому это не просто слова.
Надеюсь, когда-нибудь прочитать такой же текст с иллюстрациями о твоей/вашей "Фриде":)
Может, и для "Фриды" созрею:)
Мы обновили "Ромео и Джульетту из Кунеевки", зрители хорошо встретили.