https://proza.ru/2020/10/12/1317 Тема рассказа Франца Боша «Сублаквей» стара, как мир. Историями о золотоискателях полна мировая приключенческая литература. Однако после прочтения вспоминались – сказки. Может быть, потому, что из приключенческих романов вырастаешь, как из коротких штанишек. Сказка же остается с тобой навсегда. Рассказ Франца Боша полон сказочной символики, и вглядываешься, вчитываешься в него, опасаясь не заметить, пропустить что-то важное.
Рассказ написан жестко, без сантиментов и излишней романтики. Отряд гробокопателей (автор называет их – копачи) бродит по тайге в поисках золота. Их пятеро (плюс проводник), об этом мы узнаем по количеству выстрелов в финале рассказа. Словно фонариком из темноты выхвачено несколько имен: Владимир Петряев, Алешка Водилов… И Чупин, проводник. Автор не знакомит читателей со своими героями, не рассказывает об их детстве, становлении характеров, поиске смысла жизни. Мы не успеваем их полюбить, сделать своими, вникнуть в душевные метания. Они не стоят перед краеугольном камнем, не читают: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь –себя потеряешь… У них нет прошлого. Они уже потеряли человеческое лицо. «Мохнатые небритые рожи испуганно переглянулись, тесно сгрудились, звякнул металл, и жестко блеснули ружейные стволы». Страсть к наживе выжирает их изнутри. «Петряеву нужно было золото. Оно, как замоленный грех, приходило к нему ночью, томило и мучило наяву. Древнее, мягкое и зеленоватое, мерещилось в августовской листве, ржаво - желтым отсветом сквозило в тальниковых ветвях; порой баночная жесть, вспыхивая на солнце нестерпимым блеском, наваждением душила его». Вспоминается - «и царь Кощей над златом чахнет…» Кощей – мертвец, его нельзя полюбить. Он добровольно, по собственному желанию, отказался от жизни. Спрятал ее на кончике иглы, иглу – в яйцо, яйцо – в утку, утку – в зайца, зайца – в сундук. А сундук повесил на цепи на высоком дубе на вершине горы. Чтобы никто не смог отвратить его от золота и повернуть лицом к жизни. В сказке сказывается: прятал смерть. Да ведь он мертвец давно, а яйцо – это жизнь. А Кощей от блеска золота ослеп, жизни не видит.
И на своем пути копачи встречают только мертвецов. «Ткань сдернули, зацепив кривым сучком, и во всей наготе прозияло то, чего живому видеть не надобно: жалкая потаенная суть. Низко отвалив челюсть с присохшими пучками бурой щетины, ухмылялся вихрастый усатый череп, выставив напоказ разбитые молодые зубы. Сломанные во многих местах руки и ноги были крепко, даже и после смерти, стянуты толстой лентой заскорузлой сыромятины». За что отдал молодую жизнь? За золото. Золото – символ смерти в народных сказках. В страшной-страшной сказке живут копачи. «Страшно опухшим, багровым ликом бодала расхристанную тучу луна. С ручьёв и болот невесомыми космами поднимался знобкий туман, и мрачным эхом гулял над беспросветностью ночной тайги гулкий глас филина, безуспешно просившего - не знай у кого, - шубу.» Вспоминается море в сказке о рыбаке и рыбке. Море чутко реагировало на растущую алчность старухи. Природа – не равнодушна, нет. Она слышит наши души. Тем более – если ты наедине с дикой природой. Но копачи не смотрят на луну, впитывают всем существом своим легенду о золоте. «Зимовал здесь в гражданскую еще, в болотах, отряд японский, рыли землянки под зиму - сказывали старики, да наткнулись на город. Вот как мы вот роем. Да всячины разной откопали - страсть. А пуще всего, слышь, бурхан был золотой, да и весу - неподъемного.»
Чупин, поведавший товарищам о золотом бурхане, был убит первым. Остальные пятеро – нашли этот бурхан в «пещере Али-Бабы». И прозвучало еще пять метких выстрелов. Кто убил? Кто мог услышать, как Чупин рассказывал легенду? Поневоле возвращаешься к мистическим строкам Гумилева в эпиграфе. Мертвые стерегут свое золото. «Великаны и карлики» - вовек с ним не расстанутся.
Наивысшая точка напряжения в рассказе - перед самым финалом. Перед тем, как пять раз – по числу копачей – прозвучали выстрелы. Вот она, душа. Пыталась-таки спастись. Живая еще была, оказывается. Не хотела умирать. «Сублаквей! Сублаквей!» - бормотал сам себе Петряев. «Что Вы там шепчете?» - неожиданно резко спросил его Водилов.«Да вот, Алёша, был такой император Нерон…Была дача у него на острове Капри…там он казнил и миловал тех, кто нравился ему… и не нравился…Всех впускал и никого не выпускал, странный был человек…»
Автор определил жанр своего рассказа – быль. И подчеркнул в послесловии: «Я записал это совершенно точно, со слов покойников. Точнее некуда, потому что, одним из них был и я сам».
20 октября 2020г
https://proza.ru/2021/03/31/1784
Нечеловеческо снятся мне сны:
Если итти по известной фактуре, -
Как мне не чувствовать, после войны,
Волка, в моей человеческой шкуре?
Только вот, как мне его не беречь,
Как оберег в лихолетье суровом,
Как оборону похиленых плечь,
Да и сирот под разрушенным кровом.
Там, где я – нет, не запежу овцу,
И жеребца не зарежу приватно,
Так как дороги уже подлецу,
Нет никуда, а тем паче - обратно.
Чувствуя, что, не найдя ни шиша,
И, бесполезно под шкурой бушуя,
Волчая суть, человеком дыша,
Господа кличет, до неба взыскуя!
01.04. 2021.
в "Дне открытых дверей" я его стихотворение опубликовала.
Действительно, хороший автор. Жаль - прозы у него мало, всего три рассказа, но до чего жизненные...
Сказки везде, кто их видит и чувствует)
не знала, что ты это пропустила.
у меня здесь из нового только про зеленую книгу, ну, и другие, конкурсные. конкурсы мотивируют:)