Удивительный подарок театру "СЕКРЕТ" (г.Тольятти) сделали студенты-дизайнеры Тольяттинского государственного университета. Представляем вашему вниманию театральные плакаты к фантасмагории "ШИНЕЛЬ" (режиссер Татьяна Тимонина).
Театральный плакат к фантасмагории "Шинель" (режиссер Татьяна Тимонина) Юли Ващенко Хочется начать с авторского плаката ЮЛИ ВАЩЕНКО. Эта работа не просто созвучна спектаклю, но подчеркивает его главные акценты. В каждый период времени популярным становится какое-то слово, приобретает особенное звучание. Во времена Гоголя это слово было - ШИНЕЛЬ. Время сделало виток, и слово ШИНЕЛЬ вдруг снова выросло, застило горизонт. И даже тень Шинели приобрела самостоятельное значение, стала больше человека.
Театральный плакат Вероники Махровской [/i]Театральный плакат Вероники Махровской
Работы ВЕРОНИКИ МАХРОВСКОЙ продолжают тему определяющего слова эпохи. На одном из плакатов слово "Шинель" складывается в глубокий колодец, на втором - в безликий город со слепыми окнами многоэтажек. Но если расшторить окно - можно любоваться бескрайним звездным небом, и даже на самом дне колодца виден просвет. На урбанистическом плакате, в самом низу - на полу? на асфальте? - заштрихован крошечный силуэт. То ли человек, то ли комок бумаги. Замечательные по лаконизму и глубине авторские работы.
[i]Театральный плакат Татьяны Рыбинской В театральном плакате ТАТЬЯНЫ РЫБИНСКОЙ слово "ШИНЕЛЬ" тоже больше человека. Настолько - что человек становится безликим. Можно подробно разглядеть каждую пуговку на шинели, а вот лица - нет. Ассоциация с Рене Магриттом настолько точна, что даже страшно: а что там - дальше? А дальше - ног не видно. Не человек - чучело. И только намеченный красным фантом лица и рук говорит, что это человек, хоть и "в футляре", и ему больно.
Театральный плакат Юли Ващенко В этом плакате ЮЛИ ВАЩЕНКО тоже некий отсыл к Рене Магритт, когда прячется лицо. Теряется человечье (и надпись, крошечная, почти не видная под начертанным на багровом словом ШИНЕЛЬ, фиксирует это - если бы он не был маленьким человеком...). Появляется волчье, когда стая точно и беспощадно выполняет команды вожака. Шинель обязывает. И поза этих четко прорисованных фантастических силуэтов, тоже багровых (символ войны?) исторически верна. И хотя на плакате только два силуэта, энергетически понятно - их тьма.
Театральный плакат Кристины Хорошавиной
Творческая работа КРИСТИНЫ ХОРОШАВИНОЙ выполнена в традициях классики. И цитата из Гоголя. И тон плаката (буквально - кусок сукна). И старинная книга. И только руки... Взгляд цепляют именно руки. Они появляются откуда-то из глубины - гоголевской "Шинели"? Скрюченные от алчности, злобы - это, конечно, гоголевский персонаж.
Театральный плакат Юли Одабашян
Общество заставляет надевать маски. Общество, в котором встречают "по одежке", мечтают только о продвижении по карьерной лестнице - не дает шанса встретить открытый взгляд. В таком обществе нет человеческих лиц, только "маски". Среди которых очень неуютно, даже если сам - в маске. А уж снять маску - просто страшно. В интересной цветовой гамме выполнен театральный плакат к спектаклю "Шинель" (режиссер Татьяна Тимонина) ЮЛИ ОДАБАШЯН. Черный, белый, темно- и светло-серый - и ярко-розовый, тревожный, как SOS. И траурная рамка портрета.
Театральный плакат Анастасии Чухаевой Трудно сохранить живое сердце под шинелью. Ведь шинель - не предмет гардероба, она владеет умами, диктует поступки. На плакате АНАСТАСИИ ЧУХАЕВОЙ слово "ШИНЕЛЬ" написано мерцающими синими буквами - почти в рост человека. А люди - безликие болванчики, безрукие и безногие, с ледяными сердцами.
Театральный плакат Эльмиры Курмакаевой На театральном плакате к фантасмагории «Шинель» (режиссер Татьяна Тимонина) ЭЛЬМИРЫ КУРМАКАЕВОЙ – не люди, тени. Застыли в ледяном безмолвии. Ничего у них не болит, потому что болеть нечему. Лед – хорошее лекарство от совести. Но если ты шагаешь не в ногу, оборачиваешься на просьбу о помощи и смотришь в глаза, будь готов к тому, что чужая боль – ранит. А у души есть свойство – болеть. Единственного живого человека на плакате художник выделила – красным.
Театральный плакат Вероники МАхровской
Еще один плакат к фантасмагории «Шинель» ВЕРОНИКИ МАХРОВСКОЙ выполнен в технике коллаж. Бесконечная череда газетных столбцов прошлых лет. Кирпичная кладка дома. Фотографии людей с «общим выраженьем лица», типового жилья. Ящики картотеки… Все это опоясано лентой железной дороги. «От себя не убежишь». Он становится вещью в себе, наглухо закрытой коробкой». «Он боится будущего, которое безуспешно пытается контролировать. Каждый шаг назад для него – катастрофа». Что это? Характеристика обычного человека, того самого, который звезд с неба не хватает. И огромный сжатый кулак в центре плаката. Есть о чем поразмышлять, переосмыслить. Именно так выстроен спектакль «Шинель» Татьяны Тимониной. Как переосмысление.
[iТеатральный плакат Дианы Крючковой[/i]
Театральный плакат Дианы Крючковой Театральные плакаты ДИАНЫ КРЮЧКОВОЙ – неожиданны. Неужели шинель примеряют юные? Вместе с шинелью надевают маску. И человека уже не разглядеть! И опускается, и давит на плечи небо.
Театральный плакат Марии Аксютиной Шинель владеет умами современного общества. Чтобы не выглядеть белой вороной, можно принять правила ее игры. Надел шинель, темные очки - и ты уже Джеймс Бонд. Агент 007, супер-герой. Ты даже круче, чем кажешься. Именно такой образ представила нам МАРИЯ АКСЮТИНА.
Театральный плакат "Питер Н.В.Гоголя" Марины Шилехиной
ПИТЕР Н.В.ГОГОЛЯ. Так называется авторский плакат МАРИНЫ ШИЛЕХИНОЙ к фантасмагории "ШИНЕЛЬ (режиссер Татьяна ТИМОНИНА).
На переднем плане - шинель. Именно Шинель, человека здесь не видно. Над шинелью торчит Нос, а шляпа сливается с городом на заднем плане. И кажется, что гоголевский Питер - это носы, разгуливающие в шинелях. Только это и важно. Мелкая, несущественная деталь, заслоняющая человека.
Любопытна цветовая гамма, в которой выполнена работа. Серое с золотом, и золотом же написанное слово - ШИНЕЛЬ. Внешний блеск, которым человек пытается прикрыть внутреннюю ущербность? Или душа, которую заслонило, вытеснило желание казаться? Человек или Чин?
И гоголевские строчки на заднем плане. Читайте. Думайте. Живите.
"Ты чувствуешь?" Театральный плакат Марины Шилехиной
Еще один театральный плакат МАРИНЫ ШИЛЕХИНОЙ к фантасмагории "ШИНЕЛЬ" (режиссер Татьяна ТИМОНИНА) называется «ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?»
На первый беглый взгляд - картинка из мира моды. Но если всмотреться - иллюстрация ярмарки тщеславия, где костюм важнее человека. Глаза прячутся за стеклами очков. Лицо - за полями шляпы. И еще один любопытный акцент работы. Художник как будто стремится использовать всю богатую палитру красок, однако черный - заслоняет остальные цвета. И само слово "ШИНЕЛЬ" написано черным поверх старого золота. Невольно вспоминается "Главное, чтобы костюмчик сидел..." - и чеховский "Человек в футляре", который тоже вырос из гоголевской "Шинели". И "ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?" художника обращено и к Башмачкину, и к Беликову, и к каждому из нас... Вы - слышите?
Театральный плакат Алены Назаровой В работу АЛЕНЫ НАЗАРОВОЙ можно всматриваться бесконечно, находя все новые и новые нюансы, складывая их в бесконечную мозаику под названием жизнь. Фрагменты черно-белых, даже серых, фотографий. В центре - куртка или пуховик и открытый кран. Ассоциативно вспоминается текучее время Дали. Два века назад написал Гоголь свою "Шинель", а люди - все те же. Выбирают ложные идеалы и тратят на них жизнь. Еще один - крошечный кадр - толпа людей течет - куда? Все к тем же ложным целям. Но им только кажется, что они движутся. Они стоят, скованные этими фальшивыми ориентирами, как колючей проволокой. И шахматные фигуры - символизируют все те же неверные ходы. Стоит только остановиться, осмыслить - и передвинуть фигуру на нужную клетку.
Слово "Шинель" написано черным по серому - и белым по черному (латиницей с неожиданным мягким знаком в конце). И полоска красной пленки, как будто при проявлении старого фото под красной лампой. Можно всмотреться, увидеть свои ошибки и сделать выводы.
Общее впечатление от плаката - новая драма. А между тем, трагедия маленького человека - стара, как мир. И спектакль "Секрета" предлагает выход - научиться мечтать о высоком. И художник - соглашается. Слово "Шинель" написано поверх макушек, там глаз не видно. Но есть еще один кадр - глаза человека, который задумался. Пусть размышляет.
Театральный плакат Егора Хрусталева Плакат ЕГОРА ХРУСТАЛЕВА - пожалуй, один из самых лаконичных по выбору композиции и цвета (белый, черный, бледно-розовый). Но при этом - как много сказано! Бледный силуэт на черном фоне. Без лица, без рук (руки-то как бы есть, но психолог, обсуждая рисунок - сказал бы: нет рук, не действует человек! Да и человека нет, кажется, художник взял ластик и стер его. Или наш герой сам стер себя как личность, подчинив свою жизнь одной, но такой никчемной цели?) И шинель - настолько призрачна, что ее тоже не особенно видно. И слово "шинель" - махонькое, внизу плаката. Кажется, что человек выдохся, и к поставленной когда-то перед собой задаче не приблизился, и энергии для жизни не осталось. Общее впечатление от плаката - усталость. И даже розовый фон, вероятно, символизирующий мечту героя - сзади. Кончились мечты?
Театральный плакат Юлии Васюковой Театральный плакат Юлии Васюковой
Завершить обзор театральных плакатов к фантасмагории «Шинель» режиссера Татьяны Тимониной хочется работами ЮЛИИ ВАСЮКОВОЙ. На них тоже шинель больше человека. Но вдруг - она превращается в волшебный плащ. Кажется, вот-вот он распахнется, как крылья – и человечек взлетит. А на другом плакате человечек прячется в шинели. Чур, я в домике! Может быть, ему скучно, и он решил поиграть в прятки? Столько в этих работах теплого, сказочного, и так хочется верить, что этот маленький человек не застегнется на все пуговицы, не заледенеет. Но вырастет – великаном. С большим сердцем. Фантасмагория театра «СЕКРЕТ» «Шинель» - дает ему такой шанс.
Благодарим за творческое сотрудничество Тольяттинский государственный университет, Центр дизайна, и лично руководителя проекта "Театральный плакат" доцента Центра дизайна Марину Сергеевну Шилехину.
Авторы театральных плакатов к фантасмагории «Шинель» (режиссер Татьяна Тимонина)
Юля Ващенко https://vk.com/yuki_vashe
Юлия Васюкова https://vk.com/yuvas
Кристина Хорошавина https://vk.com/q_ueen_tina
Татьяна Рыбинская https://vk.com/xxnnnxxx
Мария Аксютина https://vk.com/mafieuse
Вероника Махровская https://vk.com/smellslikecitrusandcinnamon
Юля Одабашян https://vk.com/julya_odabashian
Эльмира Курмакаеваhttps://vk.com/elmirakurm
Диана Крючкова https://vk.com/id559483241
Анастасия Чухаева https://vk.com/id74788275
Марина Шилехина https://vk.com/shikekhina_marina
Алена Назарова https://vk.com/id176512697
ЕГОР ХРУСТАЛЕВ https://vk.com/biodude
2 марта 2021г
Очень интересно было пытаться понять через представленные творческие работы, как современные ребята и девушки чувствуют классическую литературу и современную жизнь.
а нам-то как интересно видеть совпадения со спектаклем:)
я разместила здесь этот материал, потому что это, действительно, интересно. у нас есть театральные плакаты и к другим спектаклям, но к "Шинели" особенно много. видимо, тема актуальна сейчас. Гоголь очень современен.
может быть, со временем опубликую эссе о спектаклях и об актерах, театр - живой, и есть интересные фотографии, все равно можно представить, как это все происходит.