Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Странник, лирик и реалист (об Александре Куприне)   (D_Grossteniente_Okku)  


7 сентября 2025 года исполнилось 155 лет одному из лучших русских писателей, Александру Ивановичу Куприну, автору «Поединка», «Олеси», «Ямы», «Гранатового браслета» и других замечательных повестей и рассказов.

Первые опыты его в литературе появились ещё во время учёбы во Второй Московской военной гимназии, первый рассказ «Последний дебют» вышел в 1889 году в журнале «Русский сатирический листок». Поначалу он думал было связать свою жизнь с военной службой, и летом 1893 года поехал поступать в Академию Генерального штаба. В Академию он не поступил, а уже в следующем, 1894 году, подал в отставку, решив посвятить себя литературному труду. Не имея никакого гражданского образования, он странствовал по России, перепробовал множество профессий - был репортёром киевских газет, управляющим при строительстве дома, занимался табаководством, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре, изучал зубоврачебное дело, работал в кузнице, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе и т.д.

В 1893 году в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Психея» и «Лунной ночью». В 1890-х годах он познакомился и общался с И. А. Буниным, А. П. Чеховым, Максимом Горьким. Именно Бунин помог Куприну найти первое постоянное место работы. Александр начал работать секретарём в петербуржском научно-популярном издании «Журнал для всех». Невысокая должность подразумевала и небольшой доход, но на скромную жизнь этого хватало. Главное же, оставалось время для собственного литературного творчества, которое вскоре начало приносить весьма ощутимые гонорары.

В 1903 году из-под пера Куприна вышел рассказ «Белый пудель» (нам наверняка он известен с детства), в 1907 году был напечатан «Гамбринус», посвящённый воспоминаниям писателя о жизни в Одессе. В 1905 году опубликована повесть «Поединок». Она стала одной из самых известных работ Александра Ивановича и вызвала многочисленные обсуждения, став настоящим событием в культурных слоях столицы. В те же годы были написаны ещё несколько работ, заслуженно ставших известными – «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце», рассказы о животных. Нередко он приезжает в эти годы к сестре Зинаиде и её мужу, лесничему Станиславу Нату, в подмосковную Коломну. В 1909 году Александр Куприн с семьёй переехал в Гатчину, уютный маленький город неподалёку от Санкт-Петербурга.

В 1915 году выходит повесть «Яма», ставшая для современников Куприна самой противоречивой его работой. В ней он весьма натуралистично описал быт и нравы публичного дома – настолько, что публикацию забросали критическими рецензиями, а первый тираж полиция изъяла из продажи в связи с обвинениями в порнографии. Попытка публикации на немецком языке закончилась скандалом и привлечением издателя к уголовной ответственности.

С началом Первой Мировой войны в августе 1914 года Александр Иванович создал у себя в доме небольшой госпиталь, агитировал в печати граждан брать военные займы. Вскоре в конце 1914-того его мобилизовали, назначили командиром пехотной роты в гарнизонной части, стоявшей в Финляндии. Однако по состоянию здоровья уже в июле 1915-того он был демобилизован и вернулся к семье в Гатчину.

Не обошёл Александр Иванович и сюжет о Фаусте и Мефистофеле – в 1917 году под первым названием «Каждое желание» вышла фантастическо-мистическая повесть «Звезда Соломона» с героями Иваном Степановичем Цветом и Мефодием Тоффелем. Известно, что автор называл эту повесть в числе произведений, наиболее подходящих для переделки в киносценарий. Есть версия, что мотивы повести впоследствии переосмыслил Михаил Булгаков, создавая свой роман «Мастер и Маргарита».

После Октябрьской революции Куприн не принял политику военного коммунизма. Поначалу он сотрудничал с большевистским правительством – работал в издательстве Горького «Всемирная литература», встречался с Лениным… В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен. Когда в октябре 1919 года в Гатчину вошли белые, он вновь надел погоны поручика и поступил в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край». После поражения Северо-Западной армии Куприн уехал сначала в Ревель (Таллинн), затем в Гельсингфорс (Хельсинки), с июля 1920 года - в Париже.

В эмиграции А.И. Куприн продолжал продуктивно работать: в 1920–1934 гг., помимо многочисленных рассказов, у него вышли философская притча «Синяя звезда» и повести «Юнкера», «Колесо времени», «Купол святого Исаакия Далматского» и «Жанета». Но, несмотря на объёмы написанного и благожелательные отклики критиков и читателей, у Куприна на фоне трудного материального положения и пошатнувшегося здоровья начались депрессия и творческий кризис.

Несмотря на многочисленные пробы пера в околомистическом направлении, жанром, который прославил писателя, стал критический реализм. В каждом своём произведении Александр Иванович старался, в первую очередь, максимально воспроизвести нравы и быт окружающего общества. Из реальной жизни брались и сюжеты, и детали. Разумеется, они творчески перерабатывались.

После нескольких лет раздумий Куприн решил, что пора возвращаться домой.
30 мая 1937 года по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину. Ему предоставили квартиру в Ленинграде. Он умер в августе 1938 года.
Опубликовано: 23/09/25, 18:57 | mod 23/09/25, 18:57 | Просмотров: 32 | Комментариев: 8
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (8):   

Большое спасибо за эссе, Денис!
Прочла и подумала: наш сайт тоже имеет основания называться литературным. Мы помним о классике и классиках, и временами воздаём им должное. И очень приятно было прочесть про любимого писателя. Я и не знала, что "Яма" кем-то могла быть принята в штыки. А последних эмиграционных рассказов Куприна я и вовсе, к стыду своему, не читала... smile
Marara   (27/09/25 19:46)    

Марина, самое главное - что мы помним о наших писателях, благодаря кому сложился наш литературный язык. Куприна можно читать всю жизнь и находить что-то новое или нужное для души...
D_Grossteniente_Okku   (28/09/25 12:36)    

я тоже с удовольствием прочитала. Куприн мой ОЧЕНЬ любимый, очень-очень...
T_Ross   (23/09/25 21:46)    

Татьяна, я сейчас реально с удовольствием перечитываю его. Даже то, что он периодами наезжал в Коломну, Как-то придаёт мне сил в работе над своими опусами
D_Grossteniente_Okku   (24/09/25 09:43)    

верно, он тот, кого можно перечитывать и не надоест. А можно я еще одного назову, тоже которого перечитываю? Бунин. А как вы к нему?)))
T_Ross   (24/09/25 11:51)    

и к нему тоже
D_Grossteniente_Okku   (27/09/25 12:51)    

Понравилось эссе. Прочитал с интересом.
Виктор_Казимиров   (23/09/25 20:44)    

Спасибо, Витя!
D_Grossteniente_Okku   (24/09/25 19:08)