Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Не ямбом единым…   (T_Ross)  
ч.2

Прежде всего хочу сказать: спор между сторонниками стихотворчества строго по правилам и теми, кто за свободное творение – это не спор о том, что лучше и не о том, кто прав. Не правы только те, кто совершает общественные преступления. Всё остальное имеет право быть. Теперь по сути…

Со школы нас учат, что поэзия это строгий ритм. Нас не готовят к тому, что поэзия многообразна. Не знакомят с поэтами, кроме классиков. В нашем мозгу вырабатывается стереотип: «наш дядя самых честных правил...», как говорится, шаг в сторону – не поэзия. На самом деле, поэзия это Земной шар, а стихи, которые мы учим в школе — лишь крошечный островок на этом огромном пространстве. Строгая приверженность к силлабо-тонике это прошлое, а настоящее и будущее… в развитии и смене рамок обязательного, выработанного в девятнадцатом веке.

За столетия многое изменилось. Грамматика постоянно претерпевает изменения. Появляются новые слова, исчезают старые. Современным детям не понятны многие слова (например: на облучке, в ветхом шушуне, аршин, полушка и тысячи других). Если бы сейчас молодой человек встретился бы с ровесником из 19-го века, они бы не поняли друг друга. Так почему стихописание должно оставаться в рамках законов и правил составленных в 19-м веке? Вопрос риторический. И, прежде всего потому, что ответ есть. Поэтика тоже не стоит на месте. Более того, с самого начала она не была ограничена строгими рифмами и метром. Их было не пять, которые мы заучивали в школе, а гораздо больше и… более того, основным ритмическим формам было дозволено смешиваться и переплетаться друг с другом.

Силлабо-тоника в русской поэзии существовала не всегда. Этой традиции меньше трёхсот лет. До 17-го века как таковой литературы не было. Существовала песенная культура (былины, речитативы скоморохов), которая в основном не была письменной. И были тексты, которые являлись документами. Начало поэзии это написание тонических стихов (17-ый век) – приблизительно то, что делал Маяковский и делают современные рэперы. Это стихи с количеством ударных слов, они ритмичные. Но потом стало понятно, что эти тонические стихи (рваные) хороши в исполнении, но не хорошо смотрятся на бумаге. И была перенята у поляков силлабическая система, когда считают количество слогов в строчках. Самым популярным в 17-ом веке стихотворным размером был 11 — 13 сложный.

В 18-м веке Ломоносов и Тридиаковский взялись теоретизировать стихописание и затеяли реформу русского стиха. Силлогические — слишком сложные и скучные. Тонические слишком короткие и ударные (маршевые). И объединили первые и вторые в схему, которая и называется силлабо-тоникой. Были введены основные метры: двусложные ямб и хорей, и трёхсложные: амфибрахий, дактиль и анапест. Всё, казалось бы определилось. Бери за основу и твори. И поэты, если хотели быть поэтами, придерживались этих строгих правил, составленных Ломоносовым.

Но поэты народ свободолюбивый и даже в 19-м веке не все «сидели плотно на ямбе». Вот пример вольного стиха, датированный 18-м веком (басни Сумарокова 1717-1777):

Был выбран некто в Боги: 3-стопный ямб
Имел он голову, имел он руки, ноги. 6-стопный ямб
И стан: 1-стопный ямб
Лишь не было ума на полполушку, 5-стопный ямб
И деревянную имел он душку. 5-стопный ямб
Был – идол, попросту Болван. 4-стопный ямб

Все строки выдержаны в силлабо-тоническом метре, но строки по длине меняются. Это так называемый пример «расшатанной» силлаботоники (термин Людмилы Вязмитиновой, лит. критик, (1950-2021) «Тексты в периодике» (2017).

Так называемые гибридные, смешенные формы, в которых «двусложные стопы чередуются с трехсложными либо в строгом, однозначно установленном порядке (логаэды), либо вольно, в относительном беспорядке (дольники), т. е. своего рода дактило-хореяи или анапесто-ямбы конструировал и сам Ломоносов.

Смешение ритмов наблюдается в огромном количестве стихов, на протяжении всей истории стихосложения. Литературоведы пишут диссертации, изучая смешение форм у классиков поэзии. Вот один из таких стихов, где мешаются ямбические строки с амфибрахическими (Фёдор Тютчев "Silentium!" (1830) :

Молчи, скрывайся и таи Ямб
И чувства и мечты свои. Ямб
Пускай в душевной глубине Ямб
Встают и заходят оне Амфибрахий

Безмолвно, как звезды в ночи: Амфибрахий
Любуйся ими — и молчи. Ямб

Вот и еще одна смешанная форма – шестистопная разновидность дактило-хореического дольника — русский гекзаметр. Его образцы сконструировал Ломоносов, но сам он практически не пользовался этим размером. Гекзаметр разработал Тредиаковский. За ним — Радищев, Кюхельбекер, Дельвиг, переводчики гомеровского эпоса Гнедич и Жуковский. Гекзаметр стал самым распространенным из всех дактило-хореических и вообще смешенных размеров.

Подведём черту под вышесказанным: смешение основных метров и не строгое следование предписаний об использовании в стихах исключительно этих пяти, не возбранялось никогда.

В начале 20-го века экспериментов становилось всё больше, стали появляться свободные стихи, верлибры, но после 1926 года с этим стихотворчеством в стране начались проблемы. С развитием соц. реализма, как основной идеологии, приветствовался пушкинский стиль, то есть узаконенный Ломоносовым. Отсюда и «прививка» в наших людях именно этого ритмического требования к стихам, что включалось в школьную программу.

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано.
Косою полосой шафрановою
От занавески до дивана.
(«Август», 1953)

Это стихотворение Бориса Пастернака (1890-1960). Четырёхстопный ямб, но не чистый, деформированный, вольный, да еще и в сочетании с анапестом. Или по терминологии Вязмитиновой «расшатаный». Но разве кому-то придёт в голову сказать, что это «неправильно» написанное стихотворение?

Иосиф Бродский (1940-1996) считал, что «отказ от метрики – не столько преступление против языка и предательство по отношению к читателю, сколько акт самокастрации со стороны автора». Но, тем не менее, читаем у него такие строки:

Те, кто не умирают, –
живут до шестидесяти, до семидесяти,
бедствуют, строчат мемуары,
путаются в ногах.
Я вглядываюсь в их черты
пристально, как Миклуха
Маклай в татуировку
приближающихся дикарей.
(1987)

Мы имеем пример свободного стихосложения, где смысл и образ важнее строгой стопы. Метрического ритма нет. Есть вариации ямба с амфибрахием. Автору мысль пришла в таком виде. И Бродский не пытался втиснуть её в рамки «метра».

Итого: когда мы читаем стихи, то... они нам нравятся или нет. Никто из рядовых читателей при чтении стихотворения не подсчитывает слоги, не прикидывает чем написано - ямбом или анапестом. Чистый ли хорей или "расшатаный". Закончу с того, с чего начала: на вкус и ритм - товарища нет. Каждый пишет, как он дышит, не... и не надо никому угождать. Хотя бы в поэзии. Поэзия это крик души, вдох автора на излёте встрепенувшегося чувства, ощущения. Даже если на ваш взгляд у него запятые не стоят, не значит, что они (поэту) ему не нужны.

***
Этот короткий экскурс сделан мной после прослушивания лекций и чтения материалов в сети:
- https://stihi.ru/diary/sobiratel2
Собиратель Гербариев Лунных
- https://youtu.be/FM7jH8U90zo?si=jvgaGOBH9cLGiQQW
Dобыча Rадия

и многих других.
Опубликовано: 06/10/25, 18:39 | mod 06/10/25, 18:39 | Просмотров: 39 | Комментариев: 8
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (8):   

То, что я всегда отвечаю тем, кто считает, что стихи - это четкий ритм и звонкая рифма. Форма может нравиться, или раздражать, или вовсе не вызывать никаких эмоций, но дело не в ней. Кто-то предпочитает пить кофе из маленьких, хрупких чашек, а кому-то его толстостенная кружка мила. Главное, чтобы было что налить в чашку. Плоха лишь пустая упаковка. Или подмена поэзии злобными выпадами, анекдотами и прочим, что само по себе, может, и не плохо, но на троне Поэзии выглядит самозванцем, узурпатором.
Артур_Кулаков   (08/10/25 15:06)    

верно. Всё дело вкуса. И главное, как мне кажется, не навязывать свой тому... кто любит иначе. Спасибо за мнение.
T_Ross   (08/10/25 16:26)    

Поняла, что это ответ на мое неосторожное замечание о «ямбово-хорейном винегрете». Я могу добавить. Корней Чуковский считал, что в детских стихах обязательно надо чередовать ритмы, иначе дети заснут посередине стиха. Сравни: Добрый доктор Айболит - традиционный 4-стопный хорей. И пришла к Айболиту лиса - 3-стопный анапест. И не мешают детям кушак, кочерга и прочие совершенно непонятные слова, слушают дети эти чудесные музыкальные стихи уже больше 100 лет. Хотя Маршака и Барто тоже слушают, а у них все гладко. Каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить - полностью согласна с Окуджавой! Обещаю больше не приставать со своими старомодными придирками!
Людмила_Кац   (08/10/25 13:44)    

Людочка, "приставать с придирками" правда не стоит tongue . Именно потому, что у каждого своё "слышание" в голове, а, как известно, свою голову к другому не вставить.
Свой текст (в двух частях) написала, когда решила разобраться... что есть стихи, а что нет, нужно ли обязательно придерживаться метра или разрешено вольничать. Для начала я стала читать кто ввёл эти ритмы (метры) и когда поэты стали выходить за рамки дозволеного. И обнаружила, что сами создатели правил стихописания отклонялись от своих же правил. Не всегда и не все писали правильными метрами, появилось смешение метров, чередование, и даже "шатание". И всё это было всегда. Так что можно!
Да, кому-то нравится писать строгим ямбом, кому-то нравится свободный стих. И это не плохо. Это отлично. Как написал Артур - одних раздражает ямб, других верлибр. Поэтому повторяю: каждый пишет, как он дышит. И если не нравится, то... 
Что касается того, что детям понятны старорусские слова, не соглашусь. Ты верно написала, что они слушают рифмованные строки, как песню. Но понимают ли они о чём там речь? О том, что есть устаревшие слова, тоже написана масса трудов. Странно, что с этим можно не согласитсься.

п.с. своими этими Эссе никому ничего не доказываю. Делюсь. Кстати, стих, который называется графоманским, это стих с пустым (ни о чём) содержанием, даже если он написан красивым ямбом). Это тоже не я придумала))).
T_Ross   (08/10/25 16:42)    

Прям манифест «Пощёчина общественному вкусу»)))
"Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности".)))
Виктория_Соловьёва   (06/10/25 19:43)    

нет, ну, что вы. Короткие заметки. И никого никуда не сбрасываем. Просто понимаем, что всё бывает. И то, что не нравится кому-то, не означает, что это плохо)))
T_Ross   (06/10/25 22:26)    

Да вы, что и в хвост и в гриву, как старую кобылу,
Марать не дам, пиши ровней, поэт не волк... И глядь к утру, уж не жива, едва дышу... Отбили пальцы и мозоль натерли критики, позор...

Ой, спасибо за ваши размышления. Даже дальше добавлять ничего не хочется. Так бьют свои, хуже некуда.

Но мы народ свободный... Нас не сковырнешь с тропы народной. biggrin
Таша   (06/10/25 19:10)    

я дилетант, писала свои стихи, как писалось. Знать не знала, что писать надо по правилам. Чтобы понять, кто есть ху, зачем и почём... пришлось засесть за теорию. И обнаружилось, что строгие правила были, но от них даже классики "плясали", как им нравилось. То, что я тут изложила, коротко очень. Не хотелось буквами грузить. Но, надеюсь, не зря писала)))
вам спасибо, что зашли и прочитали!
T_Ross   (06/10/25 19:15)