Между поэзией и рифмованными текстами проходит межа. Но насколько она четкая и очевидная? Есть ли убедительные признаки, поднимающие стихотворение на высоту искусства из графоманской плоскости?
Наверное, есть. Но вряд ли их можно выразить словами с точностью математического доказательства. Субъективный скепсис непременно найдет, что возразить самому изощренному определению. И приведет кучу примеров, расшатывающих, казалось бы, стройную структуру предложенной формулы.
Ни искренность, ни житейская мудрость, ни парадоксальность мыслей, ни виртуозное владение рифмой, ни «половодье чувств» не дают пропуск в шедевры. Для прописки в душе читателя этого и много, и мало. Стихотворение может состояться и без вышеперечисленных признаков, так и воспользовавшись ими. Они возможны, но необходимости в них нет. А потому в формуле поэзии эти факторы необязательны.
Иногда можно услышать мнение, что настоящие стихи падают сверху, и поэт является лишь посредником между Богом и людьми. Но черновики классиков опровергают это. В них видны следы тяжелой работы, мучительного выбора нужного слова...
Эдгар По, например, рассказывал, что его «Ворон» был результатом логически выверенного переплетения ритма, звукописи, смысла. Поэт конструировал каждую строку, плетя изощренную сеть стиха, сознательно выстраивая ее геометрию так, чтобы стать «ловцом человеков» на долгие века...
Способ написания ни о чем не говорит. К результату идут разными путями. Кто-то пишет шедевр на коленке в юношеском возрасте, а кто-то оставляет после себя занудную хрень, прожив долгую, полную событий жизнь.
Особенности характера автора, его возраст и биография никак не помогают найти ответ.
Но если подключить холодный ум, то напрашивается вот что: поэзия (как, впрочем, и другое искусство) эволюционно необходима. Она не случайный попутчик, но деятельный участник нашего бытия. Стихи влияют на принятие важнейших решений, являются нравственными маяками, помогающими найти верную дорогу в запутанности жизненного лабиринта.
И человеческое сознание отбирает необходимую ему поэзию, которая повысит шансы выживаемости, укрепит волю, поможет совершить сверхусилие в момент форс мажора.
Да просто будет ангелом-хранителем нашим...
Но как же «Ворон»? С его печалью, безысходностью и мраком, обреченным на вечность?
Чем он необходим нам?
А тем, что показывает необратимость ситуации. Напоминает, что время нельзя повернуть вспять и скорректировать прошлое. И чтобы не превращать свою жизнь в ад, надо беречь близкого человека, щадить и охранять его, как это ни избито звучит.
И потребовалась весомая поэтическая форма, чтобы вколотить прописную истину в души так, чтобы они постоянно испытывали боль будущего из-за небрежности настоящего. И меняли бы настоящее, уменьшая будущие страдания.
Границу между стихами и текстами, на мой взгляд, прокладывает интуитивное понимание целесообразности допуска произведения в кладовую памяти, где должны храниться только нужные вещи. Необходимые. Те, без которых не обойтись...
медведь приходил
Шучу!)
Поэзия - открытие, да. Но это лишь одно (пусть и верное) определение поэзии.
А вот абсолютного нет. Может, так оно и лучше. Чтоб тайна осталась...
Куда ж поэзии без тайны?)
Определение - это суть открытия (то, что увидишь за дверью) для каждого индивидуальное))
Разберите стихи на слова.
Отбросьте бубенчики рифм,
ритм и размер.
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если все же останется что-то,
это
и будет поэзия.
Леон Фелипе
Дуновение духа, оживляющее текст и делающее из него поэзию.
Мистика творчества?
Фраз фальшивых стразы
Пряча по углам,
Бережливый разум
Множит в душах хлам?
Но, когда очистим,
Исповедь стиха
Будет с пиков истин
Мистикой стекать...
Под фонарями звезд.
Кто-то в них ищет истину
Вдумчиво и всерьёз.
В луже блестит монетою
Желтый фонарный свет.
Тщетны попытки... Нет ее!
Просто шутил поэт.
Народ любит разные стихи и выражает себя по-разному.
И каждое новое направление в поэзии свято верит и отстаивает свои правила, и приёмы.
Пусть будет в мире необычном,
Привычно, зычно и различным...
Но есть такие, которые так прилипают, что отлепить их уже никак невозможно!)
извините, что вмешиваюсь, но тема очень важная.
Дело не в том, что слова "хорошие". Я имел в виду, что они помогают выживать. А потому они могут быть и мирными, и агрессивными, и даже коварными иногда.
Всё зависит от ситуации. Милосердие - для победителя. Но чтобы стать таковым, необходима решительная жесткость.
И стихи в загашнике памяти нужны разные.
Как у Левитанского:
"Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы..."
Стихи - инструмент, необходимый путнику по жизни.
И его разнообразие выручит в трудные минуты.
Лермонтов поэзию назвал просто - "из пламя и света рождённое слово". Думаю, это и есть критерий. Вот только применить его сложновато, потому что эта "пламенная" природа стихов ощущается интуитивно.
Да и на версии своей я не настаиваю. Это не теория, а только гипотеза...)
Его метафора слишком поэтична, чтобы служить руководством для сочинителей.
Во всяком случае, в программу для ИИ определение Михаил Юрьича не запихаешь!)
Да и эмоции наши не такие уж и разнообразные. И вся литературная классика построена на таких вещах как любовь, ревность, предательство, война, щедрость и жадность.
Но в пользу человеческой поэзии можно сказать то, что она "проиграет" ИИ позднее музыки, живописи и прозы.
Поэты будут последними из творческих могикан!)
Или же, скорее всего, никто не победит. Просто будет симбиоз биологии с электроникой. Смартфон переедет в голову со всеми википедиями и Хомо Сапиенс превратится в Хомо Деус. Прогресс, однако!)
Джон, когда я беседую с моим ИИ, мне кажется, что он живой и думающий. Перетасовывая, он делает свои выводы, довольно неожиданные. И обладает определённым вкусом, отличным от моего.
Поэзия тоже сродни красоте...)
Но до среднего взрослого уровня ему еще ..ээ.. лет с десяток, думаю.
Хотя и не удивлюсь, если он вдвое сократит назначенный мною срок!)