Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
За какой рассказ я скорее всего проголосую   (Милана_Секоненко)  
Чем больше участвую в конкурсах прозы, тем чаще задумываюсь о том, что такое хороший рассказ. И – почему изредка моё мнение не совпадает с мнениями авторов и читателей. Что положительное, а, возможно, и выдающееся не заметила в невыбранных мною конкурсных произведениях. И почему другие не замечают в отмеченных мною текстах то, что приводит в восторг или хотя бы дарит радость или удовольствие мне.

Сильнее всего, мне кажется, влияют личные предпочтения. Вот я, например, люблю фантастику, но не очень люблю современный жанр фэнтези, терпеть не могу фанфики и стараюсь держаться от них на большом расстоянии. Больше всего нравится реалистическая, психологическая, философская проза, хотя часто перечитываю миниатюры Кафки или Арреолы, а их даже на пятьдесят процентов к реалистам не отнести. И вообще, я не филолог, и теоретическая база литературы даётся нелегко. Но читатель из меня получился благодарный, внимательный, "заводящийся", эмоциональный, влюбляющийся в тексты и писателей.

Однажды после просмотра кинофильма, сюжет которого основан на рассказе Х. Мураками, я, восхитившись фильмом, прочитала следом этот рассказ, а затем рассказ У. Фолкнера, который занимает центральное место в рассказе японского писателя. Есть такое очень известное нынче понятие – инсайт. Углубясь в чтение одной из первых сцен в фолкнеровском произведении, вдруг поняла, что вижу деревянную лестницу, по которой спускаются отец и сын, отчётливее, чем свой стол, на котором лежала тогда моя книга. Слышу топот ног маленького героя на ступенях более явственно, чем крики чаек за окном или дрель соседа сверху. Помню свою долгую паузу, и как в недоумении перечитывала и перечитывала длиннющий абзац в попытке понять, к-а-к-э-т-о сделано?! Кажется, нашла для себя ответ, но писать его не буду. Это мною добытая крупинка на литературных золотоносных приисках. "Рецептов" много! У каждого крупного писателя, у которого можно и нужно учиться, наверное, свой, и не один. Как сказал очень хороший поэт, возможно, о себе: "садясь за прозу, не тяпнешь водочки с морозу под малосольный огурец".

Если вернуться к прозаическим конкурсам, в частности, на Лит...*, то я нередко ориентируюсь по реакции некоторых прозаиков. Это важное уточнение, потому что интересен был бы взгляд "чисто" поэтов сайта, но они редкие гости, а, бывает, высказываются в пренебрежительном духе заочно, настолько не приемлема для них вся сетевая проза. Между прочим, зря. Прозаики пишут на сайте всё сильнее, разнообразнее, конкуренция в битве за награду становится жёстче. Если значимый для меня автор обошёл текст своим вниманием в пользу других, пытаюсь понять, почему. Смотрю, кого он выделил. Если не обошёл, ну что, тихо радуюсь, как хорошей отметке в школе. Авторитеты могут, конечно, поменяться в течение времени, по разным причинам.

Что мне нужно в рассказе, спросила я себя, и решила перечислить особо ценимое...
Сюжет. Любой пойдёт, даже про "раненых и/или потерявшихся котиков" или про существ с крыльями (птичек, бабочек, ангелов – сама грешу этим). Повествование должно захватить внимание так, чтобы не захотелось отложить чтение на потом, чтобы я обо всём забыла, и о молоке на плите тоже.
Текст. Композиционная стройность, сбалансированность, когда от начала до конца выдерживается стиль.
Стиль. Чёткое изложение, неперебарщивание с красивостями, эпитетами, из-за чего текст начинает выглядеть для меня рыхлым орнаментальным кружевом – смысл тогда легко ускользает.
Графика. Легче для восприятия сплошной, почти без абзацев текст, чем разреженный большим количеством пропусков строчек. Это, наверное, моя особенность: видеть текст и осознавать прочитываемое сразу крупными кусками.
Диалоги. Мне кажется это самым сложным. Не важно их количество, а также то, как речь расположена в тексте. Главное, уместность их появления, естественность, неизбыточность, чтобы диалоги не превращали по ощущениям рассказ в пьесу. Всё дело в пропорциях, гармонии. С другой стороны, хороший рассказ может представлять из себя сплошной диалог без каких-либо пояснений и слов от автора.

Как же происходит окончательный выбор конкурсного текста? Нередко читаю работы несколько раз, но, как правило, первое впечатление остаётся неизменным до конца, особенно это касается текстов, которые очень понравились или, наоборот, чем-то оттолкнули при первом чтении. С работами, которые находятся посередине, приходится думать дольше, чтобы выбрать из них, какую добавить в шорте к лучшим. Выделять дополнительно одну-две работы мне не всегда кажется правильным, поэтому, чаще всего, и не выделяю.

* – написано для другого сайта, но мои ощущения мало изменились
апрель 2021
Опубликовано: 18/08/21, 07:16 | mod 19/06/23, 19:38 | Просмотров: 281 | Комментариев: 13
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (13):   

Здравствуйте, Милана!
Да, всё это важно в рассказе. Я тоже задумывалась. Поняла, что для меня важно еще - позиция автора, его вывод. Если я с ним не согласна - не голосую за прлизведение, даже, если хорошо написано и легко читается.
Спасибо за такое своевременное и нужное эссе!
Юлия_Лавданская   (05/11/22 07:54)    

Спасибо, Юлия! Мы все об этом задумываемся, за что бы ни голосовали (и поэзия, и декламации, и фото). Главное, не кривить душой, но субъективное не поддаётся классификации:)
И спасибо – ты явно эссе дочитала до конца:)
Милана_Секоненко   (05/11/22 08:45)    

Прочла и невольно задумалась, что для меня главное в рассказе.
Сюжет - да, 100%; неожиданность поворота уже упомянутого сюжета; 
Оригинальность образа; его жизненность и неоднозначность.
Эмоциональность, но уместная; если "передавлено" на слёзы, я начинаю тосковать.
Стиль. Протокольное изложение сюжета меня не устраивает. 
На счёт диалогов - не знаю. Когда как...
Я, кстати, люблю и сказки, и фэнтази, и фантастику. Абы талантливо было написанo и понятно о чём. smile 
Да, я забыла важное качество: простота. Чем вычурнее проза, тем она тоскливее. smile  smile  smile
Marara   (05/11/22 07:34)    

Марина, спасибо:)
Задумалась о Вашем определении прозы – вычурная.
И подумала, что, наверное, мы с Вами под вычурностью что-то разное видим.
Та, которая для меня излишне вычурна – не тосклива, а скучна.
Я иногда не дочитываю, только если проголосовать надо.
Милана_Секоненко   (05/11/22 08:41)    

Здравствуй, Милана:)
Чем больше участвую в конкурсах прозы, тем чаще задумываюсь о том, что такое хороший рассказ. И – почему изредка моё мнение не совпадает с мнениями авторов и читателей. Что положительное, а, возможно, и выдающееся не заметила в невыбранных мною конкурсных произведениях. И почему другие не замечают в отмеченных мною текстах то, что приводит в восторг или хотя бы дарит радость или удовольствие мне. ---- ну... вкусы же разные:)) у меня тоже частенько мнение не совпадает по многим стихам или рассказам... мне кажется "вау, это так классно!", а в результатах - ну не для всех, что ж поделать:)) или наоборот:))

Сильнее всего, мне кажется, влияют личные предпочтения. Вот я, например, люблю фантастику, но не очень люблю современный жанр фэнтези, терпеть не могу фанфики и стараюсь держаться от них на большом расстоянии. ---- согласен... особенно, когда уровень работ ну в принципе условно одинаков, то тут уже большую роль играют личные предпочтения, "интересно/неинтересно"... спасибо, что поделилась:) я тоже люблю фантастику:) но вообще у меня довольно широко со вкусами... не люблю... ну этакие эротико-порно-слюнявое что-то...

Есть такое очень известное нынче понятие – инсайт. Углубясь в чтение одной из первых сцен в фолкнеровском произведении, вдруг поняла, что вижу деревянную лестницу, по которой спускаются отец и сын, отчётливее, чем свой стол, на котором лежала тогда моя книга. Слышу топот ног маленького героя на ступенях более явственно, чем крики чаек за окном или дрель соседа сверху. Помню свою долгую паузу, и как в недоумении перечитывала и перечитывала длиннющий абзац в попытке понять, к-а-к-э-т-о сделано!? Кажется, нашла для себя ответ, но писать его не буду. Это мною добытая крупинка на литературных золотоносных приисках. ----- классно:))))) да, есть такая штука... но я не знаю как?:))

Что мне нужно в рассказе, спросила я себя, и решила перечислить особо ценимое...
Сюжет. Любой пойдёт, даже про "раненых и/или потерявшихся котиков" или про существ с крыльями (птичек, бабочек, ангелов – сама грешу этим). Повествование должно захватить внимание так, чтобы не захотелось отложить чтение на потом, чтобы я обо всём забыла, и о молоке на плите тоже. ---- да, есть такое и у меня:))

Графика. Легче для восприятия сплошной, почти без абзацев текст, чем разреженный большим количеством пропусков строчек. Это, наверное, моя особенность: видеть текст и осознавать прочитываемое сразу крупными кусками. ---- да, наверное, это твоя:) мне же нравится, когда всё-таки не всплошную текст, а "умно разбит"... нет, я понял что ты имеешь в виду - когда абзацы вообще понатыканы без смысла где надо и не надо... но я имею в виду - вообще без них, тогда читать очень сложно, особенно длинные тексты...

Диалоги. Мне кажется это самым сложным. Не важно их количество, а также то, как речь расположена в тексте. Главное, уместность их появления, естественность, неизбыточность, чтобы диалоги не превращали по ощущениям рассказ в пьесу. Всё дело в пропорциях, гармонии. С другой стороны, хороший рассказ может представлять из себя сплошной диалог без каких-либо пояснений и слов от автора. ----- здесь соглашусь:)

Как же происходит окончательный выбор конкурсного текста? Нередко читаю работы несколько раз, но, как правило, первое впечатление остаётся неизменным до конца, особенно это касается текстов, которые очень понравились или, наоборот, чем-то оттолкнули при первом чтении. С работами, которые находятся посередине, приходится думать дольше, чтобы выбрать из них, какую добавить в шорте к лучшим. Выделять дополнительно одну-две работы мне не всегда кажется правильным, поэтому, чаще всего, и не выделяю. ---- у меня похоже, наверное... есть первое впечатление, оно меняется редко (но бывает всё же), есть "добивки в шорт", но чаще наоборот - "что бы из этих мне убрать... жалко... все жалко, все классные... ладно, вот это уберу, эх...". Вот в конкурсе прозы, который только закончился, реально жалко было... но не вмещалось никак в максимум шорт-листа...

Спасибо за мысли, Милана:)
Радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (18/08/21 09:50)    

Спасибо, Лис:) спасибо, что поделился тоже.
Разделяю с тобой – не люблю ...слюнявое. И в остальном с тобой согласна:)
Этот текст – единственный, которому было присуждено перышко на том самом сайте. А ведь у меня были (и не один) гораздо сильнее...
Милана_Секоненко   (18/08/21 10:19)    

Здравствуй, Милана:) ох... про перышко не знал... да уж... да, у тебя много сильных:) даже очень много:)
Радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (18/08/21 10:21)    

Да, посмотрел, действительно, одно, только у него... я удивлён...
Алексей_Лис   (18/08/21 10:23)    

Лис, я подозреваю, что и этот текст попал только потому, что в нем было имя сайта.
Но на Литгалактике у меня нет разочарований, ни за себя, ни за других. Мне нравится политика экипажа, чувствую внимание ко всем и ко всему.
Милана_Секоненко   (18/08/21 10:28)    

Ну этого я не знаю, Милана, не могу сказать.
Спасибо:))
Алексей_Лис   (18/08/21 11:00)    

Насчёт абзацев - не соглашусь: объёмный текст, не разделённый на абзацы, трудно воспринимается даже зрительно, а при чтении вообще становится малопонятным. Шрифт достаточно мелкий, приходится пальчиком по экрану водить, чтобы не потеряться. На смартфоне - это вообще недоступная роскошь.

А по остальным пунктам - полностью согласна. Можно написать про собачку так, что читатель обрыдается, а можно про блокаду такое выдать, что читатель пожмёт плечами недоумённо. Самое сложное - вложить в текст своё отношение к происходящим событиям: если сам автор не может удержаться от эмоций во время работы над текстом - то и читатель, скорее всего, равнодушным не останется. 

Диалоги для меня - тоже очень сложны. В жизни я не очень общительный человек, предпочитаю больше слушать, чем говорить. Дома говорят, что я косноязычна.) Писать у меня получается лучше.)
Туранга   (18/08/21 07:30)    

Спасибо, Настя.
Что мне нужно в рассказе, спросила я себя – здесь только о себе. Другим, понимаю, тяжело большие куски читать, но я не про абзацы, а про отделение абзацев друг от друга пробелом. Когда каждая мысль отделяется, пусть даже в одну-две строчки. В книгах так не делают, только – в электронном виде. А я люблю, как в книгах. Это пустяки, впрочем, если текст захватывает, я уже не обращаю внимания, как буковки расположены, и в стихах тоже.

Настя, пишите больше, я люблю Вас читать smile
Милана_Секоненко   (18/08/21 07:42)    

В книгах - шрифт крупнее.)

А за "люблю читать" - спасибо!)
Туранга   (18/08/21 07:49)