Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке."
- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
Логика маленьких детей поражает… Недаром говорят: устами младенца глаголет истина. Но не думаю, что ребёнок, услышав подобную сказку про свою непутёвую маму, захочет поменять её на другую. И в этом нет ничего странного – мама, какой бы она ни была, всегда остаётся для ребёнка мамой.
А вот чему могут научить детей родители, которые зачастую теряют и человеческий облик – большой вопрос. Бывает, правда, что и из таких семей выходят люди очень порядочные и даже образованные. Трудности закаляют, а из чувства протеста чего только не сделаешь… Но какое количество не только настоящих, но и высокообразованных людей мы теряем именно по этой причине – сложно представить.
Все мы родом из детства… И детям этого автора точно повезло!
— Я во сколько родилась?
Спрашивает дочка.
— Поздно! – мать отозвалась –
В полвторого ночи!
Дочка маму обняла,
Шёпотом спросила:
— Это значит я тебя
Ночью разбудила? Нет-нет! Автор не девочка… И совсем неважно, что этому, давно выросшему, мальчику перевалило далеко за…
Корней Иванович Чуковский писал:
«детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит». Дети по природе своей оптимисты, и не может хорошо писать для них человек хмурый и злой. А искренняя и добрая улыбка Таёжника подкупает с первого взгляда на его творения. Как, впрочем, и на него самого…
Мама:
- Слушай, Петя, – вот, загадка! –
Положила я в буфет
Две большие шоколадки,
Но одной сегодня нет!
Как такое может быть,
Ты мне сможешь объяснить?
Петя:
- Объясню я всё, конечно,
Свет вчера погас под вечер,
А при выключенном свете
Я вторую не заметил! И попробуйте не улыбнуться… Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Телек сломан – ерунда! —
Мы не заскучаем!
Всей семьёй мы в «Города»
И в «Слова» играем!
Вот сегодня, например,
Каждый называет
Тот предмет на букву «эр»,
Что перед глазами… А перед глазами оно – радио… Чёрная круглая тарелка на стене.
Ничего не кушает, только сказки слушает – это про нас, родившихся в пятидесятых. Сказки, рассказанные голосом Литвинова, «Пионерская зорька» и книги, книги, книги… Сначала их читала мама, а потом взахлёб и мы – под одеялом с фонариком. Помните?
В наше время и телевизор был редкостью. А оставаться одним приходилось постоянно.
Одолела эта скука -
А коту всё спать, да спать!
Ни с балкона помяукать,
Ни со мною поиграть.
Я тянул его за лапы
Я игрушками гремел,
А ещё с дивана на пол
Сбросить Ваську я хотел.
Ни в какую! Я с угрозой:
Мол, сосиски все доем!
А он лёг в застывшей позе –
вроде, умер насовсем.
Хоть и хитрый кот Василий,
Но я знаю наперёд:
Хлопнет дверцей холодильник –
Он волшебно оживёт! Балкона у нас в то время не было, да и холодильника тоже – мы жили в старом двухэтажном доме рядом с фабрикой художественных кистей, отходы которой способствовали процветанию не только мышей, но и крыс… Кот оживал уже по другой причине.
В тёмном чулане под тёмною крышей
Тёмное дело затеяли мыши.
Что там затеяли – нам невдомёк! –
Может, на кошку набросить мешок?
Может, прогрызть здоровенные дыры,
Чтобы побольше утаскивать сыра?
Сбились они в очень тесный кружок,
Словно пришли на мышиный урок.
Ночь напролёт грызуны обсуждали
Этого тёмного дела детали.
Но, рассвело, пока мыши возились –
Тёмное дело у них провалилось! Наверно, вам кажется, что я ушла от основной темы, окунувшись в воспоминания о своём детстве. Но это ли не показатель того, что детские стихи, написанные Анатолием, отвечают ещё одной заповеди Корнея Чуковского:
"Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную". Образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры киноленты.
Паутиночка летела,
зацепилась за сучок,
и на ней, как на качели,
стал качаться паучок.
Очень сильно раскачался -
может, в небо захотел?
Но с качельки он сорвался
и в ромашки улетел!
Пауки снуют в тревоге,
паучка найти не могут!
Мама даже под ромашку
отнесла с вареньем чашку.
Стали бабушку тревожить -
Потерялся паучок!
Просят все её - ты, может,
Разглядишь, где твой внучок?
И старушка на опушке
отыскала паучка -
патамушта-патамушта
ходят бабушки в очках! Не знаю – читал ли Анатолий заповеди К.Чуковского, но в данном стихотворении эта сменяемость явно просматривается.
Ясность изложения, музыкальность, подвижность эмоции и подвижность ритма– всё это в стихах Анатолия точно есть.
– Обе чашки, – отвечай мне! –
ты разбила как – случайно?
– Сразу чашку, – плачет Мила,
я нечаянно разбила!
Но сестрёнка подошла
и спросила: – как смогла?
Чтобы ей понятно было,
я ещё одну разбила! И, если мы попробуем, на примере уже этого стихотворения, проверить – следует ли автор ещё и другим заповедям, то увидим, что да:
рифмованные слова несут на себе основную смысловую нагрузку, рифмы находятся близко друг от друга, речь построена на глаголах… А добрый взгляд на данную ситуацию подтверждает правильность народной пословицы: немой упрёк тяжелее сказанного. И это я тоже помню – нами правил не страх наказания, а любовь – огорчать родителей очень не хотелось.
Летом однажды, часа так в четыре
Снег повалил у Дашутки в квартире!
Мама в то время в компьютер играла
И снегопада не замечала.
Снегом покрылись полы и кастрюли,
Лёг он повсюду! — на скатерть, на стулья,
Лёг на ковёр и на папины тапки,
Стали у Барсика белые лапки.
Лёг он на Дашину чёлку и лоб,
А под ногами был целый сугроб!
Даша вздыхает – ещё б на паркет,
Только в пакете муки больше нет! Я не вздыхаю – муки очень много, сыпется снег от окна до порога, дальше во двор – за щербатый забор… Память такая – её только тронь…
Ушли в прошлое школьные стенгазеты, которые мы выпускали почти к каждому празднику. Помню, как меня заставили писать стишок с пожеланием и самой себе – стать поэтом детским, сочинять стихи и сказки для ребят советских. Не стала.
"Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше" – ещё одна заповедь Чуковского, говорящая о том, что это время для меня ещё не наступило. А попробовать хотелось бы…
И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит – говорит ещё одна пословица и хочется верить, что зрячих у нас много больше. Добрый пример лучше ста слов, а живое слово дороже мертвой буквы.
Дождь и слякоть за окошком –
Васька кот и тот грустит,
Я спросила; «Хоть немножко,
Кто со мной поговорит?»
Папа в танчики играет –
Мне его не оторвать.
Мама – барыня какая! –
Сразу вздумала стирать.
Не нужна я им обоим.
И я так скажу коту:
- Вась, пойдём опять к обоям -
Дорисуем красоту! Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Шла унылая корова
И качала головой,
Хоть она корова-рёва,
Скучно ей реветь одной.
Ей сказали, не беда,
Заходи скорей сюда!
С нами рёвушка живёт,
Целый час уже ревёт!
Вот две рёвы заревели
И ревели две недели.
И ещё они к тому же,
Наревели слёз две лужи!
Вот такие рёвушки,
Рёвушки-коровушки! С помощью игры дети познают мир. Стоит только отвлечь ребёнка, и он забывает про слёзы. Если бы все мамочки помнили об этом…
Лучший способ сделать детей хорошими — попытаться сделать их счастливыми, и Таёжник знает это.
Поэзия должна быть игровой. – Глеб, ты можешь быть послушным, –
просит внука дел Пахом, –
для чего ты на подушке
скачешь по полу верхом?
– Это я скачу по лужам
через лес и бурелом!
Подо мной сейчас, к тому же,
не подушка, а седло!
– Так коня ведь не хватает?
– Есть и конь! Смотрите – вот!
Глеб подушку поднимает,
а оттуда пулей – кот! «Маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие и быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных!» Не мне судить насколько верны заповеди Чуковского, но многие его стихи живы в моей памяти до сих пор. Как, впрочем, и другие…
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он» —
Наш Таёжник, почтальон… И да простит меня С.Я.Маршак, но в мою дверь сегодня постучался именно он – наш Таёжник, Енин Анатолий Тихонович, путешествие по стихам которого я и совершала. Жаль, правда, что сумка со стихами на нашем сайте ещё далеко не толста. Но всё ещё впереди…
Читайте —
http://litgalaktika.ru/index/8-219 Очень надеюсь, что данное путешествие принесло пользу. И не только мне, вдохновившись стихами Анатолия и заповедями К.И.Чуковского, захотелось написать что-нибудь эдакое… Дерзайте!
Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке."
- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху. --- хорошее начало эссе, как я называю "вход в произведение":)
А вот чему могут научить детей родители, которые зачастую теряют и человеческий облик – большой вопрос. --- здесь не хватает слова, на мой взгляд:
А вот чему могут научить детей родители, которые зачастую теряют и свой человеческий облик – большой вопрос.
Корней Иванович Чуковский писал:«детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит». --- пробел после двоеточия... а мысль классная, да...
дальше я не цитирую, но мне понравилось:)
в целом эссе понравилось:) молодец автор и, конечно, Таёжник:)
радости вам:)
Лис
Очень классное эссе получилось - автор как на ладони
как же нам повезло!
Пусть автор и дальше пишет эссе о творчестве авторов сайта - уверена, что это будет не менее увлекательно!)