Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Как важно видеть мелкие детали. По стихотворению Елены Бородиной "Воробьинное"   (Для_анонимов)  
Дорогой мой читатель! Уверена, что вы не равнодушны к поэзии, и потому не раз у вас возникал вопрос – чем отличается поэзия от рифмованного текста, в чем разница-то? Почему один текст, читаешь, как просто информацию, хотя и ладно зарифмованную, а вот другой, даже иногда не рифмованный, сбивчивый по ритму, окутывает тебя облаком переживаний счастья или грусти и тоски, покоя или тревоги? В чём, в чём она – сермяжная правда, тайна слов, сплетённых в строки, превращающиеся в поэзию – высший род искусства, по словам В. Белинского?

По этому поводу написаны тома литературных исследований, философских рассуждений, сломано немало копьев в диспутах и специалистов, и дилетантов. Не претендуя на установление истины, я хочу поделиться своими мыслями по этому вопросу, возникшими у меня при знакомстве с творчеством поэтессы Елены Бородиной http://litgalaktika.ru/index/8-188.

Когда-то давно одна интернет поэтесса под ником Джемма (действительно поэтесса в стоге флудеров) поделилась откровением, которое я часто вспоминаю – она написала, что поэзия кроется в нюансах, деталях, мелочах. Не цветы, а фиалки и васильки, не деревья, а клёны и ясени, не танец, а вальс или фокстрот. Именно мелкие конкретизирующие детали позволяют передать читателю нюансы картины, которую рисует автор, и передать его переживания или переживания его литературного героя. Но, безусловно, не только они являются ключиком к поэтичности текста.

Творчество Елены Бородиной, на мой взгляд, можно причислить к поэзии, именно потому, что ее стихи, словно картины, нарисованные тонкими мазками, в которых прорисованы мелкие детали иносказания. И прорисовывая их, автор уплывает в мир своей фантазии и своих переживаний, а потом уносит в эти миры и своего читателя.

Иногда так хочется чего-то незамысловато-доброго - аж сердце замирает! И ведь случается же, правда? – это признание Елены Бородиной в комментариях к стихотворению «Воробьиное» как нельзя лучше описывает ощущения автора, с которыми написана эта осеннее-фантазийно-воробьиная лирика.

Действительно, случается же. Вот и сейчас – за окном рассеянный осенний дождь стекает каплями с еще зеленых, но уже тронутых ржавчиной листьев винограда, а за ним персика, а за ним кустов барбариса у самой ограды…. И тихо так – ни людей, ни машин, ни птиц - даже воробьи попрятались… Только кап, кап… Осень – подруга бесконечного дождя…
Но Елену такой дождь вдохновляет на полную иронии воробьиную миниатюру. Впрочем, воробьиную ли?

… и дождь не дождь,
как будто, кто-то
чихнул, и то – не от души…
но воробьев крикливых рота
уже в убежище спешит,
чтоб там, нахохлившись сердито,
отвесив нижнюю губу,
дружку чирикать – дескать, ситный,
с тобой в разведку не пойду!
С тобой могу лишь, длиннохвостый,
слетать в соседний магазин –
стрельнуть с прилавка папиросы,
а в прочем - ты невыносим:
из-за тебя вся эта слякоть,
из-за тебя дела плохи…

К его груди припасть – и плакать,
и до утра
читать стихи.


Надо сказать, что я не люблю, когда в обсуждениях стихотворения выхватывают строки из общего контекста – это как заставлять пациента «не дышите, я тут немного поразглагольствую о состоянии ваших легких, посмотрю снимки, посоветуюсь с коллегами, обсужу ваши перспективы и возможности, кофе попью… Теперь, если еще живы, дышите». Стихотворение надо читать на одном дыхании от начала до конца, только тогда можно его ощутить, прочувствовать и на последней точки посмаковать послевкусие своих переживаний и мыслей.

В красочных деталях нарисованная Еленой фантазия отношений воробьиной пары с каждой строчкой все больше и больше наводит на мысли о человеческих отношениях, и в конце концов срывается от невыносимости в многоточие, за которым уже человечески-пастернаковское «плакать», а значит, и стихи…

- О чем стихотворение? – спросит строгий критик.

О дожде? О воробьях? Я бы сказала, об осеннем настроении, раздражении, с которым мы пытаемся бороться шуткой и иронией. Но это не всегда получается, и срываемся на близких, а потом, чувствуя свою неправоту, плачем у них же на груди.

- А воробьи тут причем? – спросит здравомыслящий реалист.

- Ну, воробьи – они же всегда под рукой, т.е. под окном, на глазах, вот им и досталась роль «мальчика для битья» в убежище.

Но у этой неворобьиной истории у автора есть продолжение – снежное умиротворение, «попытка осенний сумрак забелить».

… и снег не снег, а так…
Попытка
осенний сумрак забелить –
так в черный кофе струйкой, зыбко
вплывают чудо-корабли
из молока для нас с тобою.
Не снег – немного торжества,
и в белой мантии с подбоем
кружится красная листва,
всегда права и неподкупна:
закончен лиственный сезон -
чего терять? Ложится крупно
тот снег-не снег,
и не газон
вдруг видится – несчастный Йорик:
глазницы – полные земли.

И россыпью кофейных зерен
на первом белом – воробьи.


Первый снег – всегда чудо, особенно после долгой осенней слякоти. Но это чудо происходит не только в природе – и для «нас с тобой» всплывают чудо-корабли, всплывают из сумрака чёрного пусть и кофе.

Неординарные образы один за другим складываются у Елены в единую картину торжества зимы: красный лист в белой мантии с подбоем, кружение листвы, газон, на который упал первый снег – местами стаяв, оголяя землю, словно черные глазницы белого черепа. Ведь зима – еще и пора умирания природы.

Но финал стихотворение оптимистический – на «первом белом воробьи» всё так же суетятся, дерутся за зернышки, вспархивают на ветки. Автор словно отпускает их, а с ними и осеннюю депрессию героини, – летите.

Весь подтекст переживаний автора (или героини, но в данном случае повествование от лица автора) передан в стихотворении метафорично, с помощью нескольких образных деталей, не «в лоб». Но от этого, при всей лаконичности текста, у читателя создается ощущение понимания и полноты, причастности, сопереживания и красоты искусно нарисованной словами картины.

Хочется пожелать Елене Бородиной вдохновения для новых стихов. Осень ведь за окном, и дожди…
Опубликовано: 23/09/21, 19:51 | mod 23/09/21, 19:51 | Просмотров: 359 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (9):   

Здравствуйте, автор:))) здравствуй, Лена:)
Дорогой мой читатель! Уверена, что вы не равнодушны к поэзии, и потому не раз у вас возникал вопрос – чем отличается поэзия от рифмованного текста, в чем разница-то? Почему один текст, читаешь, как просто информацию, хотя и ладно зарифмованную, а вот другой, даже иногда не рифмованный, сбивчивый по ритму, окутывает тебя облаком переживаний счастья или грусти и тоски, покоя или тревоги? В чём, в чём она – сермяжная правда, тайна слов, сплетённых в строки, превращающиеся в поэзию – высший род искусства, по словам В. Белинского? --- хорошее начало:)

Когда-то давно одна интернет поэтесса --- здесь так: интернет-поэтесса

Именно мелкие конкретизирующие детали позволяют передать читателю нюансы картины, которую рисует автор, и передать его переживания или переживания его литературного героя. --- да, есть такая теория:))

Иногда так хочется чего-то незамысловато-доброго - аж сердце замирает! И ведь случается же, правда? – это признание Елены Бородиной в комментариях к стихотворению «Воробьиное» как нельзя лучше описывает ощущения автора, с которыми написана эта осеннее-фантазийно-воробьиная лирика. --- хороший приём: вставить слова самого автора и их трактовку:))

- О чем стихотворение? – спросит строгий критик.

О дожде? О воробьях? Я бы сказала, об осеннем настроении, раздражении, с которым мы пытаемся бороться шуткой и иронией. Но это не всегда получается, и срываемся на близких, а потом, чувствуя свою неправоту, плачем у них же на груди. --- о, тоже классный приём, разговор с воображаемым опонентом:))

Неординарные образы один за другим складываются у Елены в единую картину торжества зимы: красный лист в белой мантии с подбоем, кружение листвы, газон, на который упал первый снег – местами стаяв, оголяя землю, словно черные глазницы белого черепа. Ведь зима – еще и пора умирания природы. --- классно сказано:)

да, хорошее эссе получилось:)
радости вам:)
Лис
Алексей_Лис   (29/09/21 15:33)    

Замечательное эссе!
Анализ стихотворения Елены, интерпретация автора эссе, философские мысли - всё на месте!
Aleker   (26/09/21 16:16)    

Вот именно так - по махонькому глоточку - необходимо пить настоящую поэзию. Побольше бы таких эссе с разборами одного стихотворения. Тогда и далёкие от поэзии начнут её понимать. Спасибо автору!
Николь_Аверина   (26/09/21 13:13)    

Не думала, что так много можно рассказать об одном небольшом по объёму стихотворении. На мой взгляд, название произведения полностью соответствует его содержанию. Автору - респект.
Туранга   (26/09/21 08:32)    

Замечательное стихотворение, и замечательно про него написано! :))
GP   (25/09/21 10:45)    

Чудесно написано, даже захотелось почитать, ознакомиться...
D_Grossteniente_Okku   (25/09/21 10:34)    

Такие эссе - просто находка. И это не панегирик, это, можно сказать, эпикриз настоящего психолога, который, узнав о тебе достаточно, показывает тебя с лучшей стороны, о которой ты, мб, даже  не догадывался. Плохое в себе ты и так знаешь. 
Все бы друг другу писали такие эссе (муж - жене и наоборот, сотрудники начальнику и наоборот), тогда и взаимопонимания между людьми было бы больше, а значит, больше счастья... ))
Написано очень искренне. Если  и был бы равнодушен к поэзию Елены, то после такого эссе стал бы ее почитателем.
Спасибо автору.
Виктор_Казимиров   (24/09/21 18:46)    

Уважаемый, и даже местами обожаемый автор! Вы сделали не только мой сегодняшний день, но и все остальные, сколько бы у меня их не было)
Посмотрела на своих "Воробьев" со стороны и даже немного приосанилась)
Спасибо большое. Несмотря на анонимность, я вас, как будто, узнала. Потом непременно скажу, угадала или нет))
Елена_Бородина   (24/09/21 18:17)    

Удивительный взгляд, даже не со стороны, а изнутри во многом.
Наталья_Сафронова   (17/11/21 20:40)