Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Кто стучится в дверь ко мне? - Таёжник... (Миры Литгалактики. Выпуск 12)   (Николь_Аверина)  
Это двенадцатая публикация проекта «Миры», который ведёт (Не)чайный клуб.
 

Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры
 
 

Кто стучится в дверь ко мне? - Таёжник...
 
Таёжник http://litgalaktika.ru/index/8-219



Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке."
– Вот глупый старик, – возмутилась она, – просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
Логика маленьких детей поражает… Недаром говорят: устами младенца глаголет истина. Но не думаю, что ребёнок, услышав подобную сказку про свою непутёвую маму, захочет поменять её на другую. И в этом нет ничего странного – мама, какой бы она ни была, всегда остаётся для ребёнка мамой.
А вот чему могут научить детей родители, которые зачастую теряют и свой человеческий облик – большой вопрос. Бывает, правда, что и из таких семей выходят люди очень порядочные и даже образованные. Трудности закаляют, а из чувства протеста чего только не сделаешь… Но какое количество не только настоящих, но и высокообразованных людей мы теряем именно по этой причине – сложно представить.
Все мы родом из детства… И детям этого автора точно повезло!

— Я во сколько родилась?
Спрашивает дочка.
— Поздно! – мать отозвалась –
В полвторого ночи!

Дочка маму обняла,
Шёпотом спросила:
— Это значит я тебя
Ночью разбудила?
(Маму разбудила...)
 

Нет-нет! Автор не девочка… И совсем неважно, что этому, давно выросшему мальчику далеко не восемнадцать.
Корней Иванович Чуковский писал: «детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».
Дети по природе своей оптимисты, и не может хорошо писать для них человек хмурый и злой. А искренняя и добрая улыбка Таёжника подкупает с первого взгляда на его творения – такие же озорные, с хитрым прищуром, как и он сам.

Мама:
Положила я в буфет
- Слушай, Петя, – вот, загадка! –
Две большие шоколадки,
Но одной сегодня нет!
Как такое может быть,
Ты мне сможешь объяснить?

Петя:
- Объясню я всё, конечно,
Свет вчера погас под вечер,
А при выключенном свете
Я вторую не заметил!
(Не заметил!)

И попробуйте не улыбнуться… Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
 

Телек сломан – ерунда! —
Мы не заскучаем!
Всей семьёй мы в «Города»
И в «Слова» играем!

Вот сегодня, например,
Каждый называет
Тот предмет на букву «эр»,
Что перед глазами…
(Тапок на букву "ЭР")

А перед глазами оно – радио… Чёрная круглая тарелка на стене.
Ничего не кушает, только сказки слушает – это про нас, родившихся в пятидесятых. Сказки, рассказанные голосом Литвинова, «Пионерская зорька» и книги, книги, книги… Сначала их читала мама, а потом взахлёб и мы – под одеялом с фонариком. Помните?
В наше время и телевизор был редкостью. А оставаться одним приходилось постоянно.

Одолела эта скука -
А коту всё спать, да спать!
Ни с балкона помяукать,
Ни со мною поиграть.

Я тянул его за лапы
Я игрушками гремел,
А ещё с дивана на пол
Сбросить Ваську я хотел.

Ни в какую! Я с угрозой:
Мол, сосиски все доем!
А он лёг в застывшей позе –
вроде, умер насовсем.

Хоть и хитрый кот Василий,
Но я знаю наперёд:
Хлопнет дверцей холодильник –
Он волшебно оживёт!
(Хитрый Васька)

Балкона у нас не было, да и холодильника тоже – мы жили в старом двухэтажном доме рядом с фабрикой художественных кистей, отходы которой способствовали процветанию не только мышей, но и крыс… Кот оживал уже по другой причине.
 

В тёмном чулане под тёмною крышей
Тёмное дело затеяли мыши.
Что там затеяли – нам невдомёк! –
Может, на кошку набросить мешок?

Может, прогрызть здоровенные дыры,
Чтобы побольше утаскивать сыра?
Сбились они в очень тесный кружок,
Словно пришли на мышиный урок.

Ночь напролёт грызуны обсуждали
Этого тёмного дела детали.
Но, рассвело, пока мыши возились –
Тёмное дело у них провалилось!
(Тёмное дело)
 

Наверно, вам кажется, что я ушла от основной темы, окунувшись в воспоминания о своём детстве. Но это ли не показатель того, что детские стихи, написанные Анатолием, отвечают ещё одной заповеди Корнея Чуковского:
"Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную".
Образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры киноленты.
 

Паутиночка летела,
зацепилась за сучок,
и на ней, как на качели,
стал качаться паучок.

Очень сильно раскачался -
может, в небо захотел?
Но с качельки он сорвался
и в ромашки улетел!

Пауки снуют в тревоге,
паучка найти не могут!
Мама даже под ромашку
отнесла с вареньем чашку.

Стали бабушку тревожить -
Потерялся паучок!
Просят все её - ты, может,
Разглядишь, где твой внучок?

И старушка на опушке
отыскала паучка -
патамушта-патамушта
ходят бабушки в очках!
(Паучок)

Не знаю – читал ли Анатолий заповеди К.Чуковского, но в данном стихотворении эта сменяемость явно просматривается. Ясность изложения, музыкальность, подвижность эмоции и подвижность ритма – всё это в стихах Анатолия точно есть.
 

– Обе чашки, – отвечай мне! –
ты разбила как – случайно?

– Сразу чашку, – плачет Мила,
я нечаянно разбила!
Но сестрёнка подошла
и спросила: – как смогла?
Чтобы ей понятно было,
я ещё одну разбила!
(Объяснила наглядно!)

И, если мы попробуем, на примере уже этого стихотворения, проверить – следует ли автор ещё и другим заповедям, то увидим, что да: рифмованные слова несут на себе основную смысловую нагрузку, рифмы находятся близко друг от друга, речь построена на глаголах…
А добрый взгляд на данную ситуацию подтверждает правильность народной пословицы: немой упрёк тяжелее сказанного. И это я тоже помню – нами правил не страх наказания, а любовь – огорчать родителей очень не хотелось.
 

Летом однажды, часа так в четыре
Снег повалил у Дашутки в квартире!
Мама в то время в компьютер играла
И снегопада не замечала.

Снегом покрылись полы и кастрюли,
Лёг он повсюду! — на скатерть, на стулья,
Лёг на ковёр и на папины тапки,
Стали у Барсика белые лапки.

Лёг он на Дашину чёлку и лоб,
А под ногами был целый сугроб!

Даша вздыхает – ещё б на паркет,
Только в пакете муки больше нет!
(Летний снегопад)

Я не вздыхаю – муки очень много, сыпется снег от окна до порога, дальше во двор – за щербатый забор… Память такая – её только тронь…
Ушли в прошлое школьные стенгазеты, которые мы выпускали почти к каждому празднику. Помню, как меня заставили писать стишок с пожеланием и самой себе – стать поэтом детским, сочинять стихи и сказки для ребят советских. Не стала.
"Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше" – ещё одна заповедь Чуковского, говорящая о том, что это время для меня ещё не наступило. А попробовать хотелось бы…
И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит – говорит ещё одна пословица и хочется верить, что зрячих у нас много больше. Добрый пример лучше ста слов, а живое слово дороже мертвой буквы.
 

Дождь и слякоть за окошком –
Васька кот и тот грустит,
Я спросила; «Хоть немножко,
Кто со мной поговорит?»

Папа в танчики играет –
Мне его не оторвать.
Мама – барыня какая! –
Сразу вздумала стирать.

Не нужна я им обоим.
И я так скажу коту:
- Вась, пойдём опять к обоям -
Дорисуем красоту!
(Дорисуем красоту!)

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. И папа с танчиками ещё не самый худший вариант.
Сколько раз приходилось наблюдать горе-мамочек, со злостью тянущих своих плачущих деток в сад. Вместо того, чтобы просто поговорить или рассказать подобный стишок:

Шла унылая корова
И качала головой,
Хоть она корова-рёва,
Скучно ей реветь одной.

Ей сказали, не беда,
Заходи скорей сюда!
С нами рёвушка живёт,
Целый час уже ревёт!

Вот две рёвы заревели
И ревели две недели.
И ещё они к тому же,
Наревели слёз две лужи!

Вот такие рёвушки,
Рёвушки-коровушки!
(Две рёвы)
 

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми, и Таёжник знает это. Поэзия должна быть игровой.
С помощью игры дети познают мир. Стоит только отвлечь ребёнка, и он забывает про капризы. Если бы все мамочки помнили об этом…

– Глеб, ты можешь быть послушным, –
просит внука дел Пахом, –
для чего ты на подушке
скачешь по полу верхом?

– Это я скачу по лужам
через лес и бурелом!
Подо мной сейчас, к тому же,
не подушка, а седло!

– Так коня ведь не хватает?
– Есть и конь! Смотрите – вот!
Глеб подушку поднимает,
а оттуда пулей – кот!
(Маленький джигит)

«Маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных!»

Не мне судить насколько верны заповеди Чуковского, но многие его стихи живы в моей памяти до сих пор. Как, впрочем, и другие…

"Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он",
Наш Таёжник – почтальон…

И да простит меня С. Я. Маршак, но в мою дверь стучался сегодня именно он – наш Таёжник, Енин Анатолий, путешествие по стихам которого я и совершала. Жаль, правда, что сумка с детскими стихами на нашем сайте далеко не толста. Но всё ещё впереди…
Читайте — Таёжник

И если, окунувшись в мир детства этого удивительного автора, вам захочется почитать у него и ещё что-то, кроме детских стихов, то вы точно не прогадаете.
Мне же, вдохновившись стихами Анатолия и заповедями К. И. Чуковского, захотелось написать что-нибудь эдакое… Жаль только, что мой маленький внук уже давно вырос, а правнуков я вряд ли дождусь…

— Карандаш мне наточи! —
Я сестре сказала.
А она мне:
— Замолчи! Ты меня достала!
(Ты меня достала!)

Всё-всё… Замолкаю! И надеясь, что это путешествие было для вас не очень утомительным, убегаю за новой порцией хорошего настроения – мне кажется, что смотреть бесконечно можно не только на огонь и воду, но и на наших маленьких любопытных непосед, слушать которых – сплошное удовольствие…

Ах, в тетрадках у Олежки
Поселилась Буквоежка.
(Буквоежка)
 
Опубликовано: 07/10/21, 20:33 | mod 10/10/21, 03:14 | Просмотров: 59 | Комментариев: 21
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (21):   

Оленька, дорогая моя! Твоё эссе самое лучшее, я ему поставила первое место, только ему. Очень здорово!
Галка_Сороко-Вороно   (12/10/21 02:26)    

Да? Я не смотрела... Спасибо огромное, Галочка! Немудрено, детские и юмористические стихи - твоя стихия.
Николь_Аверина   (12/10/21 18:21)    

На мой взгляд, стихи для детей - это самое сложное направление в поэзии. Трудно не скатиться в сюсюкание. И очень здорово, что у нас есть Таёжник и Марина Старчевская - Корней Чуковский и Агния Барто нашего времени.)

Замечательное эссе, Николь! Написано с любовью и со знанием дела.)
Туранга   (11/10/21 08:05)    

Спасибо, Настя! И ещё Галка-Сорока...
Николь_Аверина   (11/10/21 19:05)    

Спасибо, Оля, что рассказала немного об авторе и собрала его детские стихи вместе. Я получила хорошую порцию утренего оптимизма и улыбок biggrin
Вера_Рехтер   (10/10/21 10:33)    

К сожалению, об авторе я почти ничего не знаю, Вера. Да и задачи такой не было. Но в интернете кое-что нарыла: в Дальнереченске он довольно известен и улыбка у него чудесная - добрейшей души человек. Для детей не может писать другой. Спасибо за отзыв! А лучшим подарком для меня будет чтение его стихов.
Николь_Аверина   (10/10/21 12:25)    

Очень хорошее эссе
(кажется, я его уже хвалил на конкурсе?) wink
Aleker   (10/10/21 09:41)    

Да, Алексей. Я помню. Огромное спасибо!
Николь_Аверина   (10/10/21 12:10)    

Замечательное путешествие!
Михаил_Кульков   (10/10/21 09:32)    

Спасибо, Михаил! Такие стихи...
Николь_Аверина   (10/10/21 12:08)    

Оля, прекрасная работа! Я вроде бы писала еще в конкурсе. Очень обстоятельная. раздумчивая и настроенческая, столько здесь доброго взгляда, улыбки, сопереживания,  любви. И у тебя, и у автора стихов.  Мне кажется, что это самая продуманная работа в конкурсе.  Просту супер!
Наталья_Сафронова   (10/10/21 07:13)    

Огромное спасибо, Наташа! Поверю мастеру подобных эссе... Правда, добрая половина из написанного - это заслуга К.Чуковского и Анатолия, но я тоже старалась. Это, скорей, путеводитель по стихам и только. Иначе я просто не умею.
Николь_Аверина   (10/10/21 12:08)    

Оля, свезло Анатолию однако!))) Чудесное эссе!
Виктория_Соловьёва   (08/10/21 20:11)    

Спасибо, Вика! Только сам он молчит... Буду надеяться, что просто не видел пока.
Николь_Аверина   (08/10/21 20:21)    

Не видел, надо в личку скинуть ссылку ему!
Скинула)
Виктория_Соловьёва   (08/10/21 20:25)    

Здравствуй, Николь:) замечательное эссе:)
а можно я его немножко доработаю (в шапке, активные ссылки) и добавлю в проект "Миры"?
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (08/10/21 01:53)    

Конечно, Алексей... Огромное спасибо! Я буду только рада. И я малость его доработала. Мне кажется, что стало чуть-чуть лучше. А автора детских стихов должны знать - не так их у нас и много.
Николь_Аверина   (08/10/21 19:43)    

Это всё моя неорганизованность - забываю за прошедшие конкурсы. Хотя, на начальном этапе голосования я писал комментарий. Вот:
"Уж впору скромно взор потупить..."  Но, всё таки, приятно узнавать, что тобой написаное, кому-то показалось интереным. Автору эссе большое спасибо за представление моих работ, адресованных детям, за их высокую оценку и за своё отношение к стихам для детей, вообще"
.
Но теперь вижу, что эссе Николь в числе призёров! Очень и очень приятно! Это ещё и хороший доппинг для воплощения в жизнь многих задумок детских стишат, которые роятся в голове!
И написано эссе, на мой взгляд, по всем канонам жанра.
Поздравляю тройку победителей и всех участников с прекрасным конкурсом! )
Таёжник   (09/10/21 02:27)    

Большое спасибо, Анатолий! Конечно, интересно. Ваши детские стихи очаровательны. А главный вдохновитель - Вика, темы она предлагала.
Николь_Аверина   (09/10/21 13:02)    

Сделал, Николь, спасибо:) здравствуй:)
рассылку пошлю чуть позже:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (10/10/21 03:35)    

Спасибо огромное, Лис! Теперь знаю про оформление всё...
Николь_Аверина   (10/10/21 12:28)