Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Наталья Сафронова. Многогранность и сопричастность.   (Леся_Полищук)  
«Плачется ль тебе, родной,
дышится легко ли?
Нету сказки ни одной
без сердечной боли.».
«Плачется ли тебе, родной»

http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-3134

Когда читаю других авторов, одним из главных критериев для меня становится ощущение внутренней сопричастности. Критик из меня неважный. Я почти не вижу огрехов, так как меня захватывает процесс знакомства с внутренним состоянием автора и его литературных героев. Я быстро погружаюсь в сюжет, в хитросплетение психологического состояния действующих лиц. А когда возникает ощущение что автор выражает мои мысли, моё внутреннее состояние, мой взгляд на ситуацию – просыпается необходимость диалога с человеком, желание дискутировать, соглашаться или оспаривать. Часто результатом такого погружения становится отклик в виде стихотворения, рассказа.

Конечно, не всегда получается такое единение с автором. Но существуют авторы, которые сразу по сердцу. Ты его ещё не видел, не общался с ним, просто прочёл его стихи, или рассказ, и всё, понимаешь, это «твой» человек. Таких авторов – «по сердцу», у меня много. Если перечислять их имена, список получится внушительный.

В этом списке окончательно и бесповоротно одно из лидирующих мест занимает и Наташа Сафронова. Знакомство наше началось восемь лет назад циклом «Для меня и Стёпки Ложкина» http://litgalaktika.ru/publ/51-1-0-2238. Я сразу окунулась в мир фантазий, непосредственности, детского умения дружить и принимать друг друга безоговорочно.

«- Викуся, поиграем в футбол? – звонко промурлыкал мне рыжий котенок.
- Ты – нападающий! И я увидела, как большой мягкий шар катится мне навстречу, я с удовольствием пнула по нему лапой, и гоняла его по футбольному полю с другими кошками до тех пор, пока он не распустился длинной запутанной ниткой…»

Детская тема в Наташином творчестве всегда оказывается разнообразной, интересной, увлекающей не только в прозе, сказках, но и в стихах о детях и для детей:

«Мальчик Ваня очень смелый.
Очень храбрый удалец!
У него есть даже сабля –
вот какой он молодец!
Если саблей он взмахнет –
ни за что враг не пройдет!
Если он пальнет из пушки –
у врагов оглохнут уши!
Вот какой он молодец!
Вот какой он удалец!» («Герой») http://litgalaktika.ru/publ/20-1-0-2971

Сначала я решила, что нашла хорошего детского писателя. Но, я ошиблась. Наташа не только детский писатель, она прекрасный прозаик без всяких уточнений. Прозаические произведения, в каком бы формате они ни были написаны, интересные, увлекательные. «Тот, которого стоит ждать» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-1726, «Остановка» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-6125, «Краденое солнце» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-3624, и многие другие.

Герои из рассказов Наташи, кем бы они ни оказывались, всегда вызывают жгучее желание поучаствовать в их судьбе, помочь им, подсказать, а часто, чисто по-женски, пожалеть. Характер повествования доверительный, словно беседуешь с закадычной подругой, от которой нет никаких секретов. Ощущается сопричастность в судьбе других людей, приходит осознание того, насколько каждый человек влияет на жизнь живущих рядом. Приходит понимание того, что в душе у каждого - маленький неуверенный ребёнок, каким бы взрослым и самодостаточным человек не был в реальности. Так и хочется сказать: «У каждого свои страхи и сомнения в душе, своя боль».

В прозаических произведениях всегда чётко и выверено распределены приоритеты между героями, там нет ни одного случайного персонажа. У каждого из них своя роль, они дополняют друг друга, помогают раскрыть основную сюжетную линию, при этом сами по себе остаются интересными для читателя. Читаешь и понимаешь – этот персонаж тоже может быть главным, так как прорисовывается ещё одна человеческая судьба, с которой хочется познакомиться.

Красной линией в Наташином творчестве проходит тема одиночества, не только в личных отношениях, но и глобально, как внутреннее состояние человека:
«Вот тогда-то у Вари и появился гномик. Совсем крошечный, просто удивительно, что девочка его вообще заметила. Он спустился по лунному лучу на подоконник, оттуда ловко спрыгнул на одеяло.

- Ты кто? – одними губами прошептала девочка.
- Филя, - тоже тихо ответил гномик.
- Откуда ты взялся?
- От сырости завелся, - серьезно ответил маленький человечек.
- Отчего завелся? - удивилась девочка.
- От сырости, - кивнул Филя. – Плачешь, плачешь… Хорошо, что я у тебя завелся, а не мокрицы.
- Я вообще никогда не плачу, - не согласилась Варя. – Я молчу.
- Вот именно. Плакать молча – это самое плохое, что может случиться с человеком, - объяснил гномик. – Надо же иногда и поговорить. И даже покричать. (Рассказ «Варя, Филя и другие»http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-3337)

Внутреннее одиночество любого человека и любовь, у каждого своя, большая, или маленькая, безответная, или взаимная. Будь то - любовь между мужчиной и женщиной, или с родными и близкими, как правило сопряжена с потерей, или с невозможностью быть с любимыми по разным причинам. Эта тема красной линей прослеживается и в поэзии:

«Милый ты мой, хороший.
Горький ты мой, родной.
День затихает к ночи,
и не приносит почта
писем твоих…» («Ночь») http://litgalaktika.ru/publ/10-1-0-1913

Читаешь и проникаешь сочувствием, пониманием душевного состояния литературного героя, примеряешь к себе, пропускаешь через призму собственного понимания. И всё это благодаря точным, чётко выверенным фразам, душевности и глубинности смысла стихотворения:

«Не бывает разлуки без боли.
Не бывает - расстался и счастлив,
и не ждешь, и не кажется боле:
постучит заплутавшая сказка.
Все-то ходишь от двери к окошку,
и глядишь, и глядишь на дорогу...
Жили-были старик со старушкой,
счастье мыкали трудно и долго.
Горе горькое звали остудой,
запивали водой из колодца.
А одной-то взять силы откуда,
чтобы вычерпать сказку до донца?» («Остуда») http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-2989

А самое удивительное, когда, перечитывая в очередной раз произведения Наташи, вдруг ловишь себя на мысли, что ты ещё не всё понял, хочется снова вернуться, вчитаться, переосмыслить. И каждый раз находишь новое, глубинное, важное.

Приглашаю всех ближе познакомиться с произведениями Наташи, уверяю, не пожалеете.
Опубликовано: 08/10/21, 16:36 | mod 08/10/21, 16:36 | Просмотров: 38 | Комментариев: 8
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (8):   

Леся, мне понравилось Ваше эссе о Наташе.
Всё верно.
Милана_Секоненко   (09/10/21 08:16)    

Благодарю Вас!
Леся_Полищук   (11/10/21 12:20)    

Лесенька, спасибо тебе большое.
Наталья_Сафронова   (08/10/21 22:40)    

И тебе, Наташа! love
Леся_Полищук   (11/10/21 12:20)    

Леся, спасибо тебе за эссе! Я с удовольствием его читала, Наташа давно стала близким человеком)
Виктория_Соловьёва   (08/10/21 17:42)    

Спасибо, Вика!
Леся_Полищук   (11/10/21 12:21)    

Леся, ссылки только в комментариях - активные, в произведении их надо тэгировать. Копируете ссылку, нажимаете кнопочку htt://, вставляете в окошечко - прямо поверх надписи, либо убираете её, затем нажимаете кнопочку Продолжить и снова вставляете. Во второе окошечко вместо ссылки можно вставить название произведения - тогда оно будет активным.
Туранга   (08/10/21 17:17)    

Спасибо, не успела изучить эти функции. На днях постараюсь добраться и всё исправить. Цейтнот!
Леся_Полищук   (11/10/21 12:22)