Когда прочитала рассказ Андрея Яковлева « Пожар», поняла, что познакомилась с сильным автором. Настоящим. Наверное, нужно определиться, что такое «настоящесть» вообще - и писателя в частности. Для меня настоящий – значит, честный, на него можно положиться. Не соврет. Ни себе – потому что пишем мы прежде всего для себя. Ни читателю. Потом прочитала « Такой большой мальчик» - и Андрей снова не соврал. " Я не хочу быть похожим на кого-то, даже ради того, чтобы маме было хорошо!", – эта мысль возникла у меня тогда. Возникла впервые в жизни, осознанно и чётко. В ней было что-то предательское, я чувствовал, что она не правильная, ужасная, но ничего не мог с собой поделать, не получалось у меня думать иначе. Да так и не получилось никогда. И ведь я и тогда понимал, что имела в виду мама, что вовсе не о том я думаю, но всё равно отторгал и не принял эту фразу.» http://litgalaktika.ru/publ/48-1-0-5412 (Такой большой мальчик) Потом - « Чудо». И здесь столкнулась с такой правдой, которую лучше бы не знать совсем. Тогда я задумалась над тем, как трудно быть читателем. Писатель – это призвание. Но быть читателем, который себе не врет, но живет с этой писательской правдой – тоже талант. А призвание не может быть легким. Тема рассказа « Пожар» - необъятная, она касается всех нас, всей страны, а может быть, и всего человечества. И каждого отдельного индивидуума – так или иначе - обожжет. « Сергей и потом, почти каждый раз, спрашивал у мамы о причинах этого, совершенно дикого, не укладывающегося ни в какие рамки, крика, но мама не отвечала и только говорила: «Так бывает. Так иногда плачут мужчины». И только через полтора года, когда крики уже стали совсем привычными, когда Сергей слегка подрос, мама внимательно посмотрела на него, задавшего свой вопрос в очередной раз, помолчала и сказала: «Пётр Андреевич с тридцать седьмого года, а потом во время войны, да и после – работал в охране лагерей для заключённых. То, что ты слышишь, сын – это кричит совесть». http://litgalaktika.ru/publ/48-1-0-1771 ( Пожар) И драма « Такого большого мальчика» - драма отцов и детей – проживается всеми нами в тех или иных вариациях. У кого-то переосмысление отношений с родителями длится всю жизнь. Рассказ « Чудо» зацепил меня так, что мысленно все еще возвращаюсь к нему. Пожелать врагу своему – не смерти, ни горя – но вычеркнуть его из собственной жизни, положившись на волю божью… Это плохо? «Мне отмщение, и аз воздам…» « Вернувшись домой, Танечка прошла на кухню, встала перед иконой и тихо сказала: "Господи, сделай чудо, сделай так, чтобы всё было хорошо! Пожалуйста!", – и заплакала, не зная, поможет её просьба или нет, и даже не зная, верит она в Бога или нет, но больше обращаться было не к кому.» http://litgalaktika.ru/publ/48-1-0-1110 ( Чудо) Вспомнилось, как сотрудницы, вынужденно увольняясь, говорили: - Пусть у них (нового начальства) все будет хорошо… Только подальше от нас… Пусть на повышение пойдут… Писатель не отвечает на вопросы, но ставит их. Причем не ждет немедленного ответа. Он и сам живет с этими вопросами в душе. «Душа обязана трудиться…»* Духовный труд – как послушание в монастыре. У Игоря Мухина есть притча «Мысленный обход» - о том, как отшельник каждый день мысленно обходил Жигулевские горы с дозором. С молитвой. И пока был жив этот отшельник – «ни тататры, ни монголы, ни литовцы, ни другие народы, промышлявшие разбоем на Руси, край жигулевский разорить не могли». В свете этого мне кажется важным отметить еще два произведения Андрея Яковлева: стихотворение « Палыч» и повесть « Дракон. Творческие коллизии поэта Наливайкина» http://litgalaktika.ru/publ/48-1-0-9410 Пал-Палыч живёт в аптеке – жена его "чёртов доктор". Ещё он живёт в сарае – там гвозди и кузов "Волги". Супруга, Тамар-Петровна, живёт в гараже у мужа. А летом живёт на грядке той дачи, что спит в овраге. Их Петька – "способный мальчик", но "олух, каких не сыщешь" – питается интернетом, где можно дрочить ночами. Всё это на фоне дома, который пробит подъездом, окрашенным синим цветом, собаками и котами. При доме живут деревья в облезлых чугунных юбках, под тусклым кислотным небом, а небо блюёт заводом. Вокруг затаился город, живущий дорожкой в парке и урнами у скамеек. А в парке живут поэты – они там вкушают вечность. Глаза их закрыты настежь. И пишут они о небе, о звёздах, дожде, деревьях, о доме, прекрасных чувствах…
На Палыча им насрать. http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-9576 (« Палыч») Оба произведения посвящены теме предназначения писателя. Причем «Дракон…» - еще пишется, и в процессе написания каждая глава выносится на суд читателей. Смелый для автора шаг. Можно выбрать стезю попроще, скромно назваться графоманом – и графоманить в свое удовольствие. А можно взрастить в себе дракона… Впрочем, судить о «Драконе», наверное, будем, когда повесть будет закончена. Но у Андрея есть еще один дракон… Всё чаще кошмары, дракон живуч. И как-нибудь ночью не будет туч. И кончится удача. И станет всё иначе. Дракон, завершая свою игру, меня уничтожит, и я – умру. И, скован пустотою, дракон умрёт со мною в последнюю минуту... В последнюю минуту... http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-1568 ( Кошмарный сон) И как-то исподволь, подспудно понимаешь, что творчество – это встреча с собой истинным… Мои впечатления – это я… огромный набор впечатлений. http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-1248 ( Впечатления) Со своим черным человеком… И тут проснулся я. Бьёт полночь. Весь в поту пишу сейчас я молча эти строки. Там, за окном – зима. И снег глубокий. Балкона нет, а в комнате есть дверь. С какой то жалостью я думаю теперь: Мой чёрный человек... какой он одинокий!
Вот допишу сейчас и снова... в темноту. http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-2737 ( Черный человек) « Читая сказки» - продолжает тему поэта и поэзии, первостепенности Слова… Только вот оно, что беспокоит и гнетёт: а вдруг случайный текст в момент какой-то станет бессвязным, скучным богу?
Что тогда? Чем нам тогда предстанет жизнь? Замрёт ли? Закончится коллапсом? Точкой? Чем?
И вот ещё что интересно мне: а сколько их всего, мартышек этих? И где они сейчас, те строки, что – в бред воплотились?.. в брак?.. в недоуменье?..
А, может, мы и есть тот самый бред? А, может, мы прочитаны давно? Пылимся... где-то там... на антресолях…
Мне иногда приходят эти мысли… http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-5409 ( Читая сказки) Где они – наши строки – в бред воплотились?.. в брак?.. в недоуменье?.. А может, мы и есть тот самый бред? Поневоле задумаешься – о сопричастности – Творцу… Пусть будут чисты наши помыслы. И слова. И дела – не расходятся со словами. У Андрея – нет проходных стихотворений. Каждая строка – продумана. Прочувствована. Оплачена жизнью. И даже молчание… исполнено смысла… И был портал… и вышел некто – в сиянье крыл. И два вопроса, два ответа: "Грешил?.." – "Грешил". И было всё-то как в Начале: текла река, сидели… и – пока молчали два старика. http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-9783 ( Два старика) И где-то совсем рядом, близко: Когда у слесаря Степана фреза сорвалась – и в висок, а он очнулся, как ни странно, и, хоть с трудом, но выжить смог – тогда Степан поверил в Бога. Молиться начал и говеть. И говорить: – Мы все микробы, когда вплотную видим смерть. Он больше не глушил водяру, ругаться матом перестал… Жена в восторге повторяла: – Ну, прям не жись, а идеал!.. ... А через год Степан скончался. Инсульт – и всё… прощай навек. Но был подарен год – на счастье. И не микроб жил – человек. http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-2034 ( Когда у слесаря Степана...) Закончить рассказ о творчестве Андрея Яковлева хочется стихотворением «Игра в бисер»… «Ну кому он, скажи, нужен – твой стишок, что написан ночью?» Помните притчу о каменотесах? Кто-то бессмысленно ворочает тяжелые камни, а кто-то строит храм… Ну кому он, скажи, нужен – твой стишок, что написан ночью? Никому. И тебя, мужа, укорят, что не спал – точно. Друг прочтёт – и забудет тут же (другу проза и кино ближе). А в сети есть стихи лучше… И на полках твоих книжных… И, конечно, – игра в бисер. Только бисер тот – дар божий. Нынче время больших чисел. Время стало людей дороже – расплодились… А время сжато, и потрескивает пружина. Чтоб стихи сочинять, надо аскетичным быть и двужильным. Аскетичность – полёт птичий. И цветы. И роса в поле. Синтез чувства и безразличия в маске слов. А слова – с болью. Вот и делишься этой болью. Мечешь бисер и сеешь бисер с мыслью: в петлю залезть, что ли? Или, может, в висок – выстрел? Сколько их, кто решил проститься, бисер свой разбросав без счёта! Здесь остались роса, птица… Там привратник, засов, ворота… Там упрёк: не ценил Дар мой, разорвавший твой мозг – в клочья… …И кирпич там в стене Храма – тот стишок, что ты стёр ночью. http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-149 ( Игра в бисер) * Н. Заболоцкий. Не позволяй душе лениться
|
Опубликовано: 28/02/22, 23:31 | mod 28/02/22, 23:31 | Просмотров: 321 | Комментариев: 22
|
|
Рассказ Андрея "Пожар" - одно из сильнейших на сайте, именно с него началось моё знакомство с его творчеством. И эта фраза: - Так кричит совесть. - мне в память врезалась.
Но знаешь, мне кажется, наше с тобой знакомство состоялось раньше. ))
Это ещё та работа! Не просто рассказать, а показать творчество авторов.
Андрей, вдохновения и красивого лета!
Спасибо, Наташа! )
Не устаю восхищаться Вашими эссе! Трудно представить, какую большую работу нужно проделать, чтобы так осветить творчество автора. Спасибо огромное! С большим удовольствием прочитала про Андрея.
Спасибо за творчество, Андрей. Оставайся собой!
А ведь это надо уметь разглядеть... Наташа, спасибо тебе большое.
Всё же удивительны таланты авторов, узнаёшь ближе и уже не хочешь расставаться ни с одним из вас) Потому, что где-то в душе зарождается любовь)
Мне нечего сказать, кроме "Спасибо!" Огромное тебе спасибо. Я и польщён и... даже как-то иначе посмотрел на то, что делаю. Лучше посмотрел.
В общем - нет слов!
Андрей, посмотри, это ссылка на современную икону Георгия Победоносца. Написали, что она сделана по древним спискам. Якобы св. Георгий жил в мире со всеми зверями.
Я впопыхах ошиблась, список со старых образов, но не Георгия, а отцов-пустынников.
Там интересно про драконов, но я ещё толком не успела прочитать. Что касается зайчика - очень жалко. Но мир со зверями, вероятно, достигается компромиссом.